В ожидании избавления — Глава 2 — Причины задержки прихода Машиаха

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1376

Глава 2

Всем известно, сколь велик грех того, кто не верит в приход Машиаха, — ведь он отрицает один из тринадцати принципов веры! И также тот, кто не ждет его прихода, то есть, отчаивается от него по какой-либо причине, относится к той же категории, что и первый, и рассматривается как отрицающий Тору.

И вот, что пишет Рамбам в [книге «Йад а-Хазака» в разделе «Законы царей», гл. 11, закон 1]: «В грядущие дни придет царь-Машиах, восстановит династию Давида, вернет её к былому правлению, отстроит Храм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом: будут приносить жертвы, соблюдать шмита и йовель (отдых земли в седьмой и пятидесятый годы) в соответствии с предписанным в Торе. Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода (то есть, отчаивается от его прихода по какой-либо причине), отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует об избавлении, которое принесет Машиах: “И возвратит Господь, Бог твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя… даже если будешь ты заброшен на край небес… и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю…” (Дварим, 30:3-5)».

В действительности нам требуется извлечь урок из прошлого, чтобы понять будущее.

Когда мы выходили из Египта, Всевышний обещал нам великие блага. И сказано о Йеошуа (23:2,14): «И призвал Йеошуа весь Израиль… и сказал им… “Познайте же всем сердцем своим и всей душою своей, что ни одно слово не было упущено из всех добрых слов, которые говорил Г-сподь, Б-г ваш, о вас; все сбылось для вас, не упущено было из того ни одно слово”».

Отсюда можно сделать вывод и сегодня, что сбудутся все обещания, которые дал нам Всевышний в связи с избавлением.

И сказано (Йешаяу, 40:8): «Засыхает трава, увядает цветок, но слово Б-га нашего осуществляется навеки». И кроме того, что Он обещал нам в Торе, он также пообещал устами всех пророков, рабов Своих. Книги Йешаяу, Йермияу, Йехезкеля и Двенадцати пророков, все говорят об избавлении, все пророчествуют о нем. И говорят они о высоком уровне, на который тогда поднимется народ Израиля, ибо все достигнут ступени пророчества, как сказано (Йоэль, 3:1): «И будет после того, изолью Я дух Свой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». И также говорили они о великом почете, который будут оказывать вам жители всего мира, как сказано (Йешаяу, 64:20): «И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду на конях, и колесницах, и в повозках, и на мулах, и на верблюдах на гору святую Мою, в Иерусалим, — сказал Г-сподь, — подобно тому, как сыны Израиля приносят дар в сосуде чистом в дом Г-сподень». И ещё сказано (Йешаяу, 49:22): «И они приведут сыновей твоих с большим почетом, и дочери твои несомы будут на плечах». Обо всем этом сказано (Йешаяу 64:3): «Глаз не видел Б-га, кроме Тебя, сделавшего такое для ожидающего Его».

А на то, что избавление задержится, уже намекал нам Сам Всевышний посредством пророка Своего Ошеа (3:4-5):

«Ибо многие дни будут сидеть сыны Израиля… и будут искать Г-спода Б-га своего и Давида, царя своего, и затрепещут пред Г-сподом и благом Его в конце дней». [«Затрепещут перед благом» означает, что будут бояться потерять благо Его — Мальбим.] И ещё сказал нам (Хаввакук, 2:3): «если задержится, жди его». Это означает следующее. Если человек подумает, не дай Б-г, что отказался Всевышний от того, что обещал Израилю, это не так. Жди его, как человек, который ожидает чего-либо, ведь воистину это [предсказание] обязательно сбудется! Как сказало Писание: «Засыхает трава, увядает цветок, но слово Б-га нашего осуществляется навеки», и как заканчивает [пророк Хаввакук]: «Придет непременно; не опоздает».

С моей точки зрения, это можно объяснить аллегорией. Один царь рассердился на своего сына и постановил, чтобы тот пять лет не появлялся у него дома. И отослал его в дальнюю страну, на край света. В те времена нужны были годы только для того, чтобы доехать туда. После этого царь сжалился над сыном. Но нельзя отменить то, что сказал царь. Тогда задумался он, что ему делать. Ведь когда закончится пятилетнее изгнание, у сына уйдет несколько лет только на то, чтобы вернуться к отцу. И тогда царь приказал, чтобы для сына сравняли все горы, и чтобы приготовили для него специальные устройства, дабы мог он быстро вернуться домой, и почти не задерживался в поездке.

Так и мы. Разбросали нас по всем краям света. Но соберут всех изгнанников, всех евреев, как сказано (Йешаяу, 27:12): «И вы собраны будете до одного, сыны Израиля». Можно было подумать, что для того, чтобы собрать всех, потребуется несколько лет. Но в действительности это не так. Всевышний всё готовит заранее. Когда придет срок собрать народ, это не займет много времени. Но ведь сказано: «Если задержится, жди его»; может быть сам сбор изгнанников займет много времени? На это отвечает [продолжение стиха]: «Непременно придет». То есть, когда наступит время, что он сможет прийти, он не задержится даже на мгновение. И об этом говорит Писание (Йешаяу, 60:8): «Кто это летит, как облако?» То есть, как облако, которое летит очень быстро, также будет и собрание изгнанников.

А сам факт задержки [прихода Машиаха] объясняется очень просто.

Ведь говорит Писание (Берешит, 15:16): «Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина эморейца». Там [в земле Ханаан] было всего лишь семь народов, и тем не менее, когда Всевышний хотел исполнить Свое обещание Аврааму, потомкам Авраама пришлось ждать несколько столетий, пока вина эморейцев не достигла полной меры. А сегодня, когда весь мир должен пройти доскональный перебор [для отделения хорошего от плохого], и всё подчинится власти Всевышнего и Его царя-Машиаха (помазанника), как говорит Писание (Даниэль, 7:14): «И дана была ему власть, и почести, и царство; и все народы, племена и языки служили ему. Власть его — власть вечная, что не будет отнята, и царство его не будет разрушено».

Из этого следует, что речь идёт об очень долгом периоде времени. Более того, предыдущее избавление было лишь на ограниченный срок, как написано в святых книгах. А это — последнее избавление, это — конец всех избавлений, после которого уже не будет изгнания. И поэтому обязательно должны быть исправлены все пороки, которые появились в Израиле со дня, что он стал народом. За долгие годы изгнания будет исправлено всё, а само изгнание — это большая переплавка, очищение, в результате которого хорошее отделяется от плохого, как написано в конце книги Даниэля (12:10): «Вычистятся и выбелятся, и выплавятся многие». И на всё это требуется очень много времени.

Но мы ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не должны отчаиваться из-за задержки.

Тем более, что пророк заранее предупредил нас, что будет задержка — «Даже если будет задерживаться, жди его, ибо он непременно придет». И, конечно же, ни одно из обещаний Всевышнего не было дано впустую, не дай Б-г, как установили нам говорить в благословении после чтения афтары: «Не одно из речений Твоих не вернется неисполненным». И тем более это относится к этому принципу; это не «одно речение», все книги пророков полны предсказаний об этом и все книги наших учителей, авторов Талмуда, полны упоминаний об этом.

И это основа и принцип веры Израиля, и мы упоминаем это в первом благословении [молитвы «Шмонэ Эсре»]: «И приведи избавителя сыновьям сыновей их». И особенно сегодня, когда уровень народа Израиля упал до праха земли, в грехах наших великих, и в материальном аспекте, и в духовном; и как говорит Писание (Теилим, 44:26): «Ибо унижена до праха душа наша» — и это душа Израиля, ведь известно состояние молодого поколения; «прильнула к земле утроба наша» — это тело Израиля. Несомненно мы должны быть готовы, мы должны ожидать избавления.

И Писание говорит «жди его», то есть, нужно пребывать в состоянии готовности, как стоят и ждут прихода человека. И кто знает, может быть в такое время как сейчас, он уже стоит за стеной [города] (по Шир а-Ширим, 2:9).

Замечателен удел того, кто не теряет надежду и ждет, что наступит избавление. Замечателен удел того, кто вместе со своими детьми преумножает Тору и заповеди, чтобы не было им стыдно, когда придет время [Машиаха]. Ибо только в этом мире, который подобен ночи, всё скрыто, и неочевидно, кто праведник, а кто злодей. Но тогда [когда наступит избавление] всё раскроется, как приводится в книге «Таргум Коэлет» [перевод-комментарий книги Коэлет на арамейском языке]; стих (12:13): «В итоге всё будет услышано» он толкует как «все дела людей этого мира будут оглашены». Каждый будет почтен по Торе и заповедям, которые будут у него, как сказано о том времени (Малахи, 3:18): «И снова различать будете между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему». И мы уже говорили об этом в первой главе.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88323