Ханука: святость внутри будней

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

524
глава Микец

Есть принципиальное различие между субботними свечами, и свечами Хануки. В Шаббат мы благословляем «освящающий Шаббат», а не «освящающий Израиль и Шаббат» (как говорят при зажигании праздничных свечей: «освящающий Израиль и праздники»). Шаббат – это свет Всевышнего, и только Его, Он «освещает весь мир целиком». Шаббат оказывает влияние святости на весь мир.

В Хануку же сказано: «Заповедь ханукальной свечи – поставить ее не выше десяти тефахов от пола [тефах — локоть; что символизирует земной мир]» (Шаббат, 21б).

Ханукальная свеча – это наша свеча, которой мы как бы светим Всевышнему. Нам дана возможность зажечь свечу, в которой есть, как бы, вся та великая сила, которая заложена и в субботней свече. Но есть одно различие: хотя субботняя свеча и наполняет нас святостью, но она не учит нас, как нам жить в этом мире. А ханукальная свеча, которую зажигают «ниже десяти тефахов» – это свеча, которую зажигают в самом галуте. Ханука не является моэдом (особым временем), и ее дни не называются «днями священного собрания». Это самые обычные будни, и даже трапеза в Хануку, если во время ее не говорят слова Торы, не является заповеданной трапезой (см. «Орах Хаим», §670, п. 2). Свеча Хануки учит нас, как осветить будничные дни светом Творца, благословен Он.

Главное испытание человека, в котором проявляется его истинное величие – это ежедневная работа.

Поведение человека в особые времена – святой Шаббат или йом-тов (праздник), не отражает его настоящий духовный уровень, поскольку в это время Всевышний поднимает человека на уровень, подобный временам Машиаха. Поэтому основное испытание человек проходит, именно занимаясь делами этого мира, когда он занят «сбором твоего урожая – злаков, винограда и оливок». Именно этому нас учит праздник Ханука. Как пишет «Месилат Йешарим» в конце: «Человек, который по необходимости занимается малопочетным ремеслом, может обладать точно таким же совершенным благочестием, как тот, который всю жизнь постоянно учит Тору».

Нужно подчеркнуть и еще один момент. Жизнь человека делится на два вида времени: времена духовного подъема и величия, как Шаббаты и праздники, и, с другой стороны – будничные дни, рутина. Мы привыкли думать, что разница между ними в том, что в Шаббаты и праздники мы занимаемся святыми делами, а в будни – простыми, будничными.

Но на самом деле разница вовсе не в этом. Мысль человека в момент действия определяет, является ли это действие святым или будничным.

Даже занятия будничными делами может считаться занятием святостью. Так же, как учеба Торы или поиски самого красивого этрога считаются делом святым, так и вспашка поля, если это делают с должным намерением, может превратиться в святое дело.

Однако, будничное дело делается само собой, а чтобы внести святость во что-то, следует приложить усилия.

Сказано в «Мегилат Рут» (1:18): «Увидела (Наоми), что она (Рут) изо всех сил старается идти за ней, и перестала отговаривать ее». Виленский Гаон объясняет потрясающую вещь: хотя Наоми была пожилой женщиной, а Рут – молодой, Наоми было легко идти, а Рут было очень тяжело, и она прикладывала большие усилия. Когда Наоми увидела это, она поняла, что Рут идет к святости, и поэтому перестала уговаривать ее вернуться к себе домой. Ведь когда человек идет выполнять заповедь, он уже не может идти естественным, легким шагом – от него требуется приложить усилия.

(Это один из вопросов, который часто поднимают в спорах со светскими людьми. Одно очевидно: путь светского человека очень легок, ему нужно всего лишь плыть по течению, и нет никакого доказательства, что он проверял правильность своего пути – он всего лишь живет естественно, в согласии со своими инстинктами. А чтобы идти путем Торы, требуется самопожертвование. Когда мы видим, что люди действительно приносят большие жертвы, идя этим путем, это доказывает, что именно здесь заложена истина.)

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88377