Микец — Микрофон у вас в руках!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

603
дух

Фараону приснился сон, который очень встревожил его. Он позвал всех своих мудрецов и советников, но они не смогли объяснить этот сон, как следует. Тогда ему рассказали о Йосефе, который умеет объяснять сны. Вызвали Йосефа, он объяснил фараону смысл его сна, а потом добавил: «А теперь пусть фараон выберет разумного и мудрого человека и поставит его над землей египетской. Пусть фараон отдаст распоряжение и назначит (чиновников) в стране, чтобы они взимали пятую часть урожая в земле египетской в семь урожайных лет… Эта пища станет запасом для страны на семь лет голода, и страна не погибнет от голода!» Пишет Рамбан: «Йосеф сказал все это, чтобы выбрали его, ведь мудрец смотрит вперед».

Святой Ор а-Хаим спрашивает: как это Йосеф стал советником царя, ведь его вызвали всего-навсего объяснить смысл сна?

Ответим на этот вопрос следующей историей.

После Шестидневной войны люди были в эйфории. Насколько сильным был страх перед войной – настолько сильным было облегчение и радость после. Был завоеван весь Иерусалим, Храмовая гора оказалась в наших руках, мы вернулись к Стене Плача, к могиле Рахели и пещере Махпела. Великий рав Яаков Эдельштейн (брат главы нашего поколения гаона рава Гершона Эдельштейна), главный раввин города Рамат а-Шарон, устроил благодарственное собрание и пригласил меня сказать речь. Среди присутствующих было множество военных, и, когда я приехал, мне сообщили, что просят изменить форму моего выступления: чтобы вместо речи это был симпозиум, вопросы и ответы. Мне это не понравилось, так как я желал сам выбирать темы, на которые говорить. Так что я встал и сказал: «Меня пригласили выступить, потом изменили это на симпозиум. А я хочу вам рассказать историю – согласны?» – «Да!» – закричали все. Историю всегда готовы послушать.

Я начал с известной истории. В городе Познани, где главным раввином в то время был рав Акива Эйгер, был один человек, который в последнее время начал сближаться с «просвещенцами», и его вера пошатнулась. Этот человек был давним бааль токеа (трубящим в шофар в Рош а-Шана), но из-за произошедшего рав Эйгер снял его с должности. Тот пожаловался губернатору города: он ведь соблюдает заповеди, только вот сблизился с «просвещенцами», поскольку он за прогресс человечества, а рав – отсталый и темный человек, поэтому и снял его с должности!

Губернатор пообещал выяснить это. Позвал раби Акиву Эйгера и спросил, почему он отстранил от должности бааль токеа, который уже много лет выполнял эти обязанности. Рав не желал входить в спор с губернатором, и поэтому ответил: «Я не уволил его. Наоборот – повысил в должности. До сих пор он трубил в Рош а-Шана. Но ведь Вам наверняка известно, что самый святой день для евреев – это Йом-Кипур. В этот день евреи постятся целые сутки, ходят босыми, надевают белые одежды и молятся Б-гу, чтобы простил их грехи». Да, это губернатор знал.

«Так вот, самое возвышенное время в этот святой день – в конце дня. В этот момент молятся особую молитву, которую молятся только раз в год, молитву Неила, и шкаф со свитками Торы открыт во время всей молитвы. А в конце ее, просто на пике – трубят в шофар. Вот на эту-то должность я его и назначил. А он еще жалуется! Видите, Ваше превосходительство, он просто брюзгливый и неблагодарный человек!»

Губернатор воспринял слова рава, и извинился за вызов. Позвал жалобщика и стал его укорять: мол, рав его повысил в должности, а он еще недоволен!

Тот смутился. Как можно объяснить нееврею, что трубление в Рош а-Шана – это закон Торы (деорайта), а в Йом-Кипур, точнее, на его исходе – это всего лишь обычай, поэтому рав и не возражал, чтобы этот человек протрубил? Нет, это не объяснишь. Он решил дать объяснение, которое будет понятно любому: «Как тут можно сравнивать, Ваше превосходительство? В Рош а-Шана ведь трубят сто раз, а на исходе Йом-Кипура – всего один!»

Губернатору уже надоело. Он вспылил и крикнул нашему герою: «Э, что ты выдумываешь? Шофар уже у тебя в руках, труби, сколько хочешь!»

Присутствующие стали усмехаться, а я сказал: «Так вот, господа, микрофон у меня в руках, и я буду говорить то, что я хочу!»

И рассказал им то, что не уверен, было ли им приятно услышать. Рассказал, как великий рав Хаим Озер Гродзенский собрал попечителей общины, чтобы организовать строительство еврейской больницы. На собрании присутствовали самые состоятельные члены общины. Каждый из богачей говорил, сколько «коек» он готов пожертвовать. Один сказал – он берет на себя пять коек, (т. е. содержание пяти больных), другой – десять, третий – еще десять… Неожиданно послышался стук в дверь, и в комнату, где проходило собрание, вошел молодой аврех в потрепанной одежде. «Я очень извиняюсь, — сказал он, — если можно, у меня тут есть вопрос к раву… Я не очень понял один комментарий Тосафот…» К удивлению, если не сказать возмущению, присутствовавших, рав радостно ответил ему: «Конечно-конечно, в чем вопрос?» И оба тут же погрузились в оживленное обсуждение, которое большинству членов собрания звучало китайской грамотой… Через какое-то время один из богачей не выдержал и спросил рава Гродзенского: «Скажите, рав, а этот… сколько коек он пожертвовал?» Тот отреагировал неожиданно: «Он? Он пожертвовал как минимум двадцать коек!» Богач смутился: молодой аврех в заношенном пиджаке никак не походил на того, кто способен пожертвовать такую сумму.

«Я объясню, — сказал рав Гродзенский, — очень просто: своей учебой он защищает евреев, так, что десятки из них не заболеют, и им просто не потребуются койки. Ну, а на остальных вы даете…».

«Что я имею в виду? – сказал я им, — Ведь ожидали, что будут десятки тысяч убитых, Б-же упаси. Бульвар Ротшильда подготовили по всей длине служить кладбищем в экстренном случае. И, слава Всевышнему – такая победа! Уничтожили вражеский воздушный флот за первые три часа войны, и не пришлось рыть могилы. Так вот это – наверняка заслуга учащихся ешив и их Торы! Я ни в коем случае не принижаю ни заслуги филантропов, пожертвовавших на постройку больницы, ни солдат, рисковавших своей жизнью. Но успех их стал возможным только в заслугу учебы Торы!»

И что вы думаете? Они меня выслушали до конца, микрофон-то был у меня!

То же самое и в нашей недельной главе. Конечно, фараон мог обойтись без совета Йосефа. Но Йосеф желал, чтобы его выбрали, и «микрофон» был у него в руках: все слушали, как он предлагает объяснение сна. Он воспользовался возможностью, высказал свой совет, и сразу же был назначен «заместителем» царя Египта.

Ну, как известно, каждая история в Торе нас чему-то учит. Вот и здесь, очень важный урок: родители, «микрофон» в ваших руках! Учителя, «микрофон» в ваших руках! Раввины, «микрофон» в ваших руках!

К вашим словам прислушиваются, воспринимают их всерьез. Как же важно воспользоваться этой возможностью, влиять на других и направлять на верный путь!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88382