Ваехи — Истинный хесед

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

421

«Сделай мне хесед и истину» (Берешит, 47:29).

Раши объясняет: «Хесед и истина (истинный хесед) – добро, которое оказывают мертвым – это истинное добро, ведь в таком случае человек не ожидает получить что-то взамен».

В книге «Был один еврей…» описывается, какой «истинный хесед» совершал рав Моше Шушан изо дня в день, хесед, за который не ждал никакой награды, и даже благодарности от людей, которые получали пользу от этого хеседа.

Просто поверить невозможно: в течение пятнадцати лет подряд, каждую ночь, неважно, после рабочего дня, после свадеб детей, здоровый или больной, он приходил в синагогу. Во время, когда никто, кроме «Всевидящего ока» его не видит, когда синагога «Хисда» уже была темна, рав Моше шел с радостью выполнить заповедь. Он не зажигал свет, чтобы никто не увидел, не посмеялся над ним или не преградил ему путь к выполнению заповеди.

Вы представите себе: наверняка он читал там особые молитвы, исправляющие неприкаянные души… Или молился за весь народ Израиля, или учил какие-то тайные разделы Торы… Вовсе нет. Рав Моше приносил пачки нарезанной им лично туалетной бумаги (это было в то время, когда нарезанные салфетки еще нельзя было купить в магазине), и раскладывал их в туалетах, чтобы сотни людей, которые приходят в синагогу, могли воспользоваться этой бумагой.

Это называется истинный хесед.

Близкие люди пытались возмущаться: «Почему именно ты должен заботиться обо всем мире? В конце концов, ты же не габай синагоги!» Но рава Моше не интересовали происки дурного начала. Вот есть заповедь, которую никто не рвется выполнять, так что можно приобрести себе множество заслуг. И я, да, именно я, со своими нежными руками и блестящим умом знатока Торы, буду наполнять свой будущий мир этими заслугами.

Прямо как сказано в «Пиркей Авот»: «Беги за легкой заповедью…» Вот он и бежал. Пятнадцать лет подряд. И не так, как обычно бывает – что постепенно воодушевление остывает. Нет, все с той же юношеской энергией, как и много лет назад. Это – самый явный признак истины! Истинного хеседа, без примеси лишних мыслей, желания получить хоть какую-то признательность или награду. Глубокий истинный хесед.

А откуда раву Моше пришла в голову эта идея? Это было на одной из укрепляющих дух бесед рава Шалома Швадрона. Он рассказал, среди прочего, историю о своем великом учителе, раве Элияу Душницере. «У одного ученика ешивы, — рассказывал рав Швадрон, — отец был бааль-тшува, замечательный человек. Как-то раз речь зашла о том, как он вернулся к Торе. Вот, что он рассказал: “Это было во времена моей молодости, как-то раз я оказался недалеко от ешивы в канун Йом-Кипура. Солнце уже заходило, люди спешили на Коль Нидрей, а я гулял себе, как будто меня все это не касается. Неожиданно я заметил, что рядом с ешивой стоят несколько общественных туалетов, и один человек почтенного вида, с седой бородой и в белом китле, придающем ему облик ангела, заходит в один туалет, выходит, заходит в другой, потом в третий. Мне это показалось очень странным: в такое время человек, который выглядит важным равом, находится в таком месте вместо того, чтобы идти в синагогу? Я не выдержал, подошел к нему и спросил, что он, собственно, делает.

Он улыбнулся и мягко ответил мне: “Знаешь, люди приходят и приезжают в ешиву издалека, чтобы провести в ней святой день – Йом-Кипур. Они находятся здесь весь день. А что будет делать человек, который зайдет в туалет – и там не будет бумаги? Поэтому я рву большое количество бумаги и кладу в каждом туалете такую пачку, чтобы сделать людям добро…”

Тот отец ученика ешивы продолжил: “Каждый раз, когда он рвал бумагу, я чувствовал, что у меня сердце разрывается. И я сказал себе: будь, что будет, но сразу после Йом-Кипура я пойду к этому человеку (это был рав Душницер), чтобы он научил меня, как жить. И так я и поступил. Я благодарен Всевышнему, Который даровал мне возможность спасти себя и всех своих потомков и привести их в вечную жизнь!”»

Вот такого «раскрытия Элияу» удостоился тот человек – и рав Моше тоже!

http://www.beerot.ru/?p=88430