Брат Эсав

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Дов Соловейчик из Бриска

333

Яаков сказал, обращаясь ко Всевышнему: «Спаси меня от брата моего, от Эсава» (Берешит, 32:12). Возникает вопрос: в чем необходимость произносить слова «от Эсава»? Ведь у Яакова был только один брат. Он мог бы просто сказать «от брата моего», и этого было бы достаточно, чтобы понять его просьбу.

Святая книга «Зоар» (том 1, 169а) поясняет этот стих следующим образом: «Отсюда выводим, что тот, кто произносит молитву, должен сформулировать свою просьбу подобающим образом… Если бы было сказано просто “от брата моего” — можно было предположить, что речь идёт о других родственниках, которых также можно назвать “братьями”. Поэтому написано “от Эсава” — чтобы объяснить это подобающим образом». Но это не вполне отвечает на заданный вопрос, так как достаточно было бы сказать «от брата моего, Эсава». Зачем было два раза повторять слово «от»: «от брата моего, от Эсава»?

Это можно объяснить следующим образом. Когда Яаков узнал, что ему навстречу идёт Эсав, то понял, что ему не избежать одного из двух событий.

Или Эсав будет воевать с ним и попытается его убить. Или же Эсав помирится с ним, перестанет злиться и станет жить с ним в любви и согласии, как брат с братом. Яаков боялся и того, и другого! Ибо даже дружба и любовь Эсава — это зло для Яакова. Об этих вариантах развития событий в Торе сказано «и очень убоялся Яаков, и стало ему тяжко». «Очень убоялся Яаков» — что Эсав убьёт его. «Стало ему тяжко» — если Эсав сблизится с ним. И об этих вариантах Яаков попросил Всевышнего «спаси меня от брата моего, от Эсава» — я не хочу иметь с ним дело ни как с братом, ни как с врагом-Эсавом; пожалуйста, спаси меня от этих проявлений Эсава.

Молитва Яакова была принята. Ведь в начале Эсав собирался убить его, но Всевышний спас Яакова. Потом, когда Эсав помирился с Яаковом, то захотел быть вместе с ним, и сказал: «Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду вместе с тобой» (33:12). Но Яакову удалось отговорить Эсава, и таким образом он спасся не только от его ненависти, но и от его компании, как сказано «и возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир» (16). Тора говорит нам, что в тот самый день Эсав ушел своей дорогой от Яакова, и не остался с ним даже на один день, — как Яаков и просил. Я не раз видел, что комментаторы затрудняются понять, в чем необходимость слов «и возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир». А в свете того, что мы здесь объяснили, всё понятно.

Все деяния наших праотцов — это знак для нас, их потомков.

Когда народ Израиля в изгнании среди потомков Эсава, те поступают точно так же, как их прародитель. Они используют те же два подхода — в начале изгнания против евреев были направлены разнообразные законы, которые нередко выливались в преследования и геноцид. Потомки и наследники Эсава боролись с евреями и неоднократно пытались нас полностью уничтожить. Но Всевышний, в Своей великой милости, нас не оставлял. Но в конце дней Эсав скажет, что хочет жить с Яаковым в мире и спокойствии! Он говорит это с целью отдалить Яакова от служения Всевышнему и оторвать от веры.

Об этом сказано так. Эсав говорит Яакову: «Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду вместе с тобой». Мидраш («Берешит Раба», 78:14) объясняет, что Эсав предложил Яакову разделить с ним два мира, этот мир и мир Грядущий. Вот как мудрецы интерпретировали этот стих: «Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду вместе с тобой» — мы приблизимся друг к другу, и каждый из нас уступит другому немного из того, чем он владел до этого, пока не станем похожи друг на друга.

Мидраш подразумевает следующее: в конце концов, сыны Эсава примут некоторые основополагающие устои нашего мировоззрения, такие как вера в Единого Творца, в дарование Торы с Небес и в награду и наказание.

Но они захотят, чтобы Яаков также поступился некоторыми своими принципами. Ему следует частично отказаться от действий, направленных только на Грядущий мир. Вместо этого он должен принять некоторые обычаи и привычки этого мира и получить в нем удел. Он должен заниматься вопросами материальными, вместо того чтобы посвящать себя исключительно изучению Торы.

Так приводит мидраш «Тана де-вей Элияу Зута» (14): «Ты возьми этот мир и половину Грядущего мира, и я возьму этот мир и половину Грядущего мира». Это означает, что ты не должен всё время заниматься только Торой и заповедями. Не уделяй столько внимания служению Всевышнему, перестань выполнять те заповеди, из-за которых между нами возникает разобщение. И таким образом ты получишь этот мир и также унаследуешь половину Грядущего мира. Другими словами, тебе хватит половины Грядущего Мира, зачем он тебе весь?! Это ничем не отличается от того, что говорят насмешники: «Мне хватит небольшого кусочка Левиафана [т. е. вознаграждения в Грядущем мире], не стану надрываться чтобы схватить кусок побольше». И я буду поступать точно также: буду выполнять часть заповедей и таким образом удостоюсь кусочка Грядущего мира.

Следует отметить, что касательно этого мира Эсав не сказал: «Ты получишь половину». Он знал, что если Яаков перестанет выполнять даже одну заповедь, то получит весь этот мир. И в этом заключается смысл слов «отправляйся в путь и пойдем, и я пойду вместе с тобой» — я буду такой же, как ты. И это действительно глубокое объяснение.

Когда наступает вторая и окончательная стадия этого изгнания, нас будут порабощать «мягкими словами». [Подобно этому в Египте нас заставляли работать בְּפָרֶךְ (Шмот 1:13). Буквально это означает каторжный труд. Но мудрецы объясняют это слово как בפה רך — т. е. «мягким ртом», «мягкими словами».] Именно этого изгнания праотец Яаков боялся больше, чем предыдущих. Ведь натура человека такова, что именно это — доброе отношение — приводит его к греху больше, чем гонения и насилие. Именно поэтому Яаков начал молитву именно с этого — сначала сказал «избавь меня от брата моего», и только после этого добавил «от Эсава».

Дело в том, что в первой стадии изгнания (когда Эсав преследует Яакова и пытается его уничтожить), Эсаву подвластно только тело Яакова. На второй же стадии ему подвластно и тело, и душа. Ведь всё то хорошее, что Эсав готов сделать Яакову, даётся ему только при условии, что он отступает от исполнения заповедей — и таким образом умерщвляет свою душу. А тот, кто не захочет получать эти милости от Эсава и не пожелает сближаться с ним, окажется в тяжелом положении. Таким образом получается, что Эсав порабощает Яакова и в духовном, и в материальном аспекте. И это положение вещей продолжится до самого прихода Машиаха.

Возможно, именно на это намекали мудрецы в комментарии к стиху: «Если поднимешься, как орел, и если меж звезд совьешь гнездо свое — оттуда низрину тебя» (Овадья, 1:4). Они сказали (мидраш «Ялкут»): «В будущем Эсав обернется в свой талит, придет, сядет рядом с Яаковом и скажет: “Ты — брат мой!”. Именно это означают слова “Меж звезд совьешь гнездо своё”. Ведь звезды символизируют праведников, как сказано “взойдет звезда от Яакова” (Бемидбар, 24:17).

А Яаков ответит ему: “Брат мой, ты не будешь, как я. “Я буду твоими словами смертными; я буду твоим адским приговором” (Ошеа, 13:14). Если бы я выполнял те постановления, которые ты выносил против меня, меня бы приговорили с Небес. А если я отказывался их выполнять — ты убивал меня”».

На первый взгляд, эти слова мидраша совершенно непонятны. Но, возможно, они означают следующее. В конце изгнания Эсав также обернется в талит, облачится в одежды веры и придёт, чтобы сидеть рядом с Яаковом; то есть он захочет приблизиться к нему в некоторых аспектах. Он скажет Яакову: «Брат мой!» Другими словами, будет вести себя в отношении него с добротой и любовью. И этот факт Эсав использует как довод для того, чтобы в будущем добиться оправдания в суде: «Я же любил его как брата!». Но Яаков отвечает на это, что все хорошее, что Эсав сделал для него, было сделано только с определенными условиями. И если бы Яаков эти условия выполнял, то оказался бы виновным перед Небесами. А если бы он не выполнял приказания Эсава, он подверг бы его страданиям. Ведь тот, кто не хочет воспользоваться недавно приобретенными им правами, пострадает от этого, не дай Б-г. И поэтому сказано: «Если меж звезд совьешь гнездо свое» — если захочет в некоторой степени присоединиться к народу Израиля — «оттуда низрину тебя».

Возможно, что именно эти два вида порабощения подразумевают стихи Теилим (129:1-2). Это то, что народ Израиля будет говорить, когда наступит избавление: «Много страданий причиняли мне с юности моей, скажет Израиль. Много страданий причиняли мне с юности моей, но не превозмогли меня».

Ведь на первый взгляд непонятно, зачем было два раза повторять слова «много страданий причиняли мне». В действительности же здесь говорится об этих двух видах порабощения. Сначала в этих двух стихах написано, что Израилю было причинено много страданий двумя способами. Потом данный отрывок более подробно описывает эти два способа. Вначале «на спине моей пахали пахари, длинную борозду провели на ней» (стих 3). Это означает, что долгим и тяжелым было рабство моё. И только в конце «Г-сподь праведен, рассек Он верви нечестивых» (стих 4) – эти гонения прекратились. Кроме этого, написано «Пусть пристыжены будут и отступят назад все ненавидящие Сион» (стих 5).

То есть после этого им станет стыдно из-за их поступков; они поймут, что вредить другим — это постыдно и позорно. И поэтому они «отступят назад» от своего прошлого поведения. Они начнут делать добро Израилю и порабощать его «мягкостью уст», как мы привели выше. Они также примут важные принципы, связанные с мировоззрением и верой. Псалом оканчивает описание этих народов словами «будут они как трава на крышах, которая засыхает раньше, чем вырвана она» (стих 6).

Вся их доброта и праведность сравнивается с посевом на крыше, из которого невозможно произвести муку. Все их якобы добрые дела пустопорожни.

Это объяснение основано на том, что доброе дело зовётся «посевом», как сказано (Йешаяу, 32:20): «Счастливы вы, сеющие на водах». Талмуд интерпретирует это так (Бава Кама, 17): «Речь идёт о Торе и добрых делах» А об Израиле сказано: «Сеющие в слезах, жать будут в радости; идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои» (Теилим, 126:5-6). То есть они получат большую награду за свое «сеяние». А то, что посеют наследники Эсава, будет «как трава на крышах, которая засыхает раньше, чем вырвана она».

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88433