Итро — «Приду к тебе и благословлю тебя»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

481
колель хазон иш

Недельная глава Итро

Сегодня, слава Б-гу, какое замечательное поколение! Какие ученики ешивы, какие аврехи в колелях! Чистое золото. Трудно поверить, что совсем недавно, когда я стоял во главе ешивы в Хадере, нам приходилось решать такие проблемы! Мы приводили детей новых репатриантов, которые мало что знали в Торе. Например, был там один юноша, которому ничего не стоило посреди учебного седера завести с напарником разговор о последних новостях. Я знаю, это звучит просто ужасно — так запросто нарушать закон, приведенный в «Шульхан Арухе»: «В доме учения запрещается разговаривать на любые темы, кроме Торы». Но факт — это было. Вопрос, что делать. Он сам совершает проступок, сбивает с правильного пути своего хавруту (напарника по учебе), создает легкомысленную атмосферу в доме учения, и в Иерусалимском Талмуде (Таанит, гл. 3, закон 10) такой приговаривался к отлучению от общины. Но наши учителя учат нас, что путь должен быть другим.

Так что я позвал парня и сказал: «В четверг вечером я возвращаюсь домой, в Бней-Брак. Приглашаю тебя к себе в гости на Шаббат!» Как тот обрадовался!

Мы отправились в путь. Я говорю ему: «По пятницам я молюсь минху в доме Хазон Иша. Если ты согласен, то пойдем со мной, я представлю тебя ему, сможешь попросить благословения». Как он растрогался и разволновался!

А потом я добавил: «Смотри, он иногда спрашивает, что ты учишь, что нового выучил. Не бойся, это не экзамен. Он никогда не желает “поймать” человека на незнании. Но все-таки мы с тобой заранее сядем и проучим, как следует, Тосафот, чьи комментарии сейчас учат в ешиве. У меня есть там одно чудесное замечание, так что, если он спросит, ты будешь готов».

Он согласился, с некоторой опаской. Мы просидели три замечательных часа. Он повторил тему, как следует, талантливый был парень, понял идею Тосафот, которые учат в ешиве, понял возникший вопрос и предлагаемый ответ, и уже сам желал изложить выученное.

Мы пошли в дом Хазон Иша, и после молитвы я представил парня раву. Хазон Иш встретил его приветливо, спросил, откуда он, хорошо ли учится, и нравится ли ему в ешиве. Насчет выученного допрашивать не стал.

Я сказал: «Рав, он просит благословения». Хазон Иш улыбнулся, и благословил парня.

Когда мы возвращались домой, с юношей просто разговаривать было невозможно, настолько он был взволнованным: он встретился с равом, подобным ангелу, и получил от него благословение!

Шаббат прошел замечательно, и в воскресенье мы отправились обратно в ешиву. По пути я сказал ему: «Знаешь, вначале я хотел пригласить на Шаббат тебя вместе с твоим хеврутой. Я подумал, что вместе вам будет интереснее. Я видел, что вы находите общий язык. Но потом я подумал, что вы наверняка захотите помолиться вместе с Хазон Ишем и получить его благословение. И вот тогда, когда вы будете стоять перед ним, и он протянет руку, чтобы благословить тебя, как раз тогда ты вспомнишь какие-то интересные новости и повернешься к своему другу, чтобы рассказать его. Ну, а это нехорошо, так смущать главу поколения, как раз когда он хочет тебя благословить…»

Парень посмотрел на меня возмущенным взглядом: как я осмеливаюсь подозревать его в таком!

Я поспешил успокоить его: «Конечно же, я не говорил серьезно. Я знаю, что нельзя заподозрить тебя в таком поведении. Но пойми: я вижу, как ты сидишь за Гемарой и учишься. И слава Б-гу, есть у тебя талант. Как мы с тобой хорошо поучились в пятницу! Так вот, ты сидишь, учишься, и вдруг обращаешься к хевруте и начинаешь с ним болтать на посторонние темы. А я вспоминаю слова Мишны (Авот, 3:6): откуда мы знаем, что даже, если один человек сидит и учит Тору, Шехина с ним? Из сказанного в главе Итро: “В каждом месте, где Я (разрешу) упомянуть Мое Имя, Я приду к тебе и благословлю тебя!”

Так вот, представь себе: ты учишься, и своей учебой как бы приближаешь к себе Шехину, как сказано (“Тана де-вей Элияу Раба”, 18), что, когда знаток Торы сидит и учит, и повторяет, и занимается Торой, Всевышний как бы сидит напротив него и учит и повторяет вместе с ним. И тогда “Я приду к тебе и благословлю тебя”. Всевышний приходит, хочет благословить тебя, а ты поворачиваешься к хевруте и начинаешь с ним болтать!

А? К Хазон Ишу ты не осмелился бы так отнестись, а к Всевышнему – можно?«.

Откуда я выучил, что именно таким путем можно убедить и повлиять на человека? Из Гемары.

В трактате Шаббат (119а) рассказывается, как наши учителя сами готовились к встрече Шаббата, и, в частности, приводится, как раби Нахман бар Ицхак сам переносил вещи, посуду, еду и т. п. И он говорил: «Если бы я готовился к тому, что мои учителя, раби Ами и раби Аси, придут ко мне в гости, разве я не старался бы в их честь, и не переносил бы разные вещи для них?»

Саба из Кельма («Хохма ве-Мусар», ч. 1, 163) спрашивает: как можно приводить доказательство уважения к Шаббату из уважения к раби Ами и раби Аси? Ведь для Шаббата 66это, наоборот, позор, что уважение к нему учат из уважения к мудрецам!

Ответ заключается в том, что почет Шаббата – это понятие отвлеченное и неощутимое. И делать нечего, приходится применять силу воображения, используя что-то реальное и понятное. Так же, как раби Йоханан бен Заккай объяснял свой страх перед Высшим Судом, уподобив его страху, который ощущают люди перед царем из плоти и крови и его судом. Так и мы должны объяснять себе: если бы великий праведник желал благословить нас, разве мы отвлекались бы на посторонние беседы? А тот, кто учит Тору – его сам Всевышний приходит благословить!

Постараемся учиться усердно, и будем благословлены Свыше. Чтобы не дай Б-г, не исполнилось для нас сказанное в Теилим (109:17): «Не желал благословения, и оно отдалилось от него»!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88639