Через проявления зла в этом мире можно постичь Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2182
Лерефуа шлейма (в заслугу для скорейшего выздоровления) Авраам Ноах бен Йеудит 

Сегодня я хотел бы поговорить о трагедии, которая произошла недалеко отсюда, в Рамоте. Я лично не был знаком с этой семьей, но их хорошо знает моя дочь – учительница сестры погибших мальчиков, и моя внучка – близкая подруга этой сестры (им обеим по восемнадцать лет). Поэтому я чувствую причастность к тому, что произошло.

Я упомяну некоторые моменты, о которых мы должны знать. В нашей недельной главе Мишпатим снова говорится о получении Торы на горе Синай. Есть мидраш, который говорит, что когда Всевышний открылся еврейскому народу, сказав: «Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства» (Шмот,  20:2), Его голос был слышен со всех сторон. И это намек на то, что от нас требуется видеть Всевышнего везде. Везде Он раскрывается.

Не существует отдельного ведомства под названием «зло». Все – и добро, и зло – является творением Всевышнего. Одно из толкований Имени Элоким – «хозяин всех сил». И хотя Он как будто бы дал возможность силам зла действовать на свое усмотрение, ничего на свете не происходит без Его согласия. Более того, зачастую именно через проявления зла в этом мире можно постичь Всевышнего, принимая во внимание простой принцип «мера за меру». В этом мире нет случайностей.

Со мной как-то случилась маленькая история, которая меня многому научила. Мы тогда жили в Офакиме. У нас был один сосед, которому очень болело то, что автобусные компании в Израиле нарушают Шаббат. Он призывал тех, кто ездит в Бней-Брак и в Иерусалим, пользоваться только услугами подвозок, соблюдающих Шаббат, и просил меня помочь ему распространить объявления с этим призывом. Я был молод, мне не хотелось этим заниматься, и я сказал ему, что меня это не касается. Он взглянул на меня и сказал: «Посмотрим, может и тебя это коснется…». А дальше произошло что-то удивительное. На той же неделе мы с женой и детьми решили поехать в Бней-Брак на Шаббат. Вернуться мы планировали на такой подвозке, но нам это не удалось. Это было как озарение. У меня было ощущение, как-будто я сам себя высек. Мы с таким трудом добрались до дому, но это того стоило, ведь это помогло мне увидеть руку Всевышнего, которая наказывает «мера за меру».

Вдумавшись, мы и сегодня можем увидеть, как работает этот принцип. Но даже если мы этого не видим, есть  еще одно объяснение. Сказано в Торе, что в конце дней Всевышний совершенно скроет («астер астир») от нас Свой лик. Многие спрашивают, где был Всевышний во время Катастрофы. На это вопрос существует простой ответ. Именно там Он и был! Откройте главы Бехукотай, Ки таво, Ницавим… Если вы задумаетесь, в каком страшном состоянии был народ перед Катастрофой, вы увидите, что Всевышний был именно там. Не вникая в детали, не разбирая сейчас отдельную тему под названием «Праведник, которому плохо», мы можем понять, что Он был там.

Я расскажу вам три  истории.

Одна из них произошла еще до моего рождения. Разбился самолет, летящий из Израиля в Москву. Одним из его пассажиров был бывший ученик Хазон Иша, который стал коммунистом и работал в советском посольстве в Израиле. Перед возвращением в Москву он был у Хазон Иша, и тот рекомендовал ему остаться в Израиле и вернуться к соблюдению заповедей. Он не послушался… Хазон Иш сказал потом: «Не самолет упал… Люди упали». Что он имел в виду? Есть суд и есть Судья. Есть Рош ашана и есть Йом Киппур, когда выносятся приговоры, которые выполняются в течение года. Всем этим людям в том году был вынесен приговор, что они должны умереть. Всевышний собрал их всех в один самолет и сбросил его на землю…

Подобная история произошла около двадцати лет назад, когда рухнул свадебный зал в Иерусалиме и погибли десятки людей. Было проведено расследование, посадили главного инженера… Я не говорю, что этого не надо было делать. Но ведь была синагога «Оэль Йосеф», построенная по тому же принципу (после падения зала ее перестроили), в которой люди плясали в Симхат Тора, и ничего не случилось… Рав Хаим Каневский тогда повторил слова Хазон Иша: «Не зал упал… Люди упали».

Третья история произошла восемь лет назад. Террористы ворвались в синагогу в Ар-Нофе во время молитвы. Погибло пятеро замечательных евреев. О четверых из них была написана книга (пятый скончался уже после выхода этой книги…), которая была переведена на русский язык в издательстве рава Патласа и печаталась в нашем журнале. И снова рав Хаим Каневский сказал: «Погибли люди, которым суждено было погибнуть…». Этот приговор был вынесен в Рош ашана. Маленькое, но очень принципиальное добавление. Если бы эти пять человек умерли бы каждый по-своему – кто попал под машину, кто заболел и скончался в больнице… – не было бы того страшного резонанса в народе Израиля, который вызвала эта трагедия.

Мальчикам, которые погибли во время теракта в Рамоте, был вынесен приговор в Рош ашана. Мы не знаем, по какой причине. Ведь все мы сегодня – перевоплощенные души… Они тоже могли уйти каждый по-своему, но они ушли так, что весь мир содрогнулся. Их семью приходят утешать тысячи людей. Люди специально приезжают из Америки только для того, чтобы их утешить! Для чего? Ведь они не знали мальчиков, не знакомы с их матерью… Приходят религиозные, нерелигиозные, самые разные люди – все. Раскаиваются в своих поступках, берут на себя обязательства на будущее…

Когда человек своим уходом из этого мира приводит к освящению Имени Творца, это поднимает его на особую ступень. Я хочу объяснить это словами Раши. В главе Ваеце сказано: «И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан» (Берешит, 28:10). Раши спрашивает, зачем нужно было подчеркивать, что Яаков вышел из Беер-Шевы. Достаточно было сказать, что он пошел в Харан, очевидно, что при этом он ушел из Беер-Шевы. И Раши объясняет, что уход праведника производит впечатление.

Если уход праведника производит впечатление на многих людей и приводит их к раскаянию, это становится огромной заслугой самому праведнику. Эту ситуацию надо хорошо понимать. Есть тяжелые слова, сказанные нашими мудрецами, о том, что когда есть много грехов у народа Израиля, смерть праведника может искупить их. Смерть одного праведника может искупить очень много грехов! Но если, по каким-то причинам, Всевышний не желает забирать праведников, он забирает детей, изучающих Тору. Мы надеемся, что больше нам не понадобятся такие искупления, но мы не можем сказать что в них не было необходимости. Приговор этим мальчикам был вынесен в Рош ашана. Но они могли умереть по-другому. Могли уйти тихо, менее заметно, например, просто попасть под машину… В этом случае их маму тоже пришли бы утешить, но это бы выглядело совсем по-другому. Услышав о их смерти, все евреи содрогнулись, и не только евреи. И еще больше содрогнулись, услышав о величии их мамы. О чем говорит мама? О вере Творца, о Его справедливости. О том, что он забрал ее детей, как жертвоприношение. У нас не было таких испытаний, но мы не можем не понимать, как страшна боль матери, потерявшей двух детей… Внезапно потерявшей своих любимых, ухоженных маленьких детей! При этом муж ее находится в тяжелом состоянии. Все мы молимся, чтобы он выжил и встал на ноги. Пока что он без сознания, потому что в сознании невозможно вынести ту боль, которую он испытывает, и пока что он ничего не знает о масштабах случившейся трагедии. И в этой ситуации мама провозглашает веру во Всевышнего!

Я был на похоронах. Я не знаю семью, но было невозможно не пойти. Я слышал дедушек мальчиков, слышал директора хейдера. Все они провозглашали веру во Всевышнего! Но мы должны понять еще одну вещь. Народ Израиля сравнивается с плодом оливкового дерева. Если вы возьмете в рот оливку с дерева, вы не почувствуете вкус масла. Оливка – горькая, невкусная. И только после того, что ее бьют и давят, получается масло – источник света и мудрости. Только в результате страданий и испытаний раскрывается величие еврейского народа!

Граф Потоцкий отказался от предложенного им Виленским Гаоном спасения ради освящения Имени Творца.

 Дедушка мальчиков, рав Бронер, вспомнил сказанное в Торе после смерти двух сыновей Аарона: «И молчал Аарон» (Ваикра, 10:3). Он сказал, что он, оказывается, не был знаком со своей дочерью, не подозревал о ее величии. Она приняла эту тяжелейшую боль как Аарон — молча. Потенциал такого величия есть в каждом из нас, благодаря наличию Б-жественной души. Не у всех оно проявляется, иногда Б-жественная душа похоронена под слоем ила…

Ко всем, кто приходит утешить маму этих мальчиков, она обращается с просьбой сделать все для того, чтобы жертвоприношение не оказалось напрасным. Она просит, чтобы евреи раскаялись, чтобы то освящение Имени Творца, которое произошло, не забылось бы через несколько дней, а дало свои плоды.

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=88695