Трума — Урок, который преподает нам тахаш

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

399
скиния, подобен мишкану

Недельная глава Трума

«Сделай покрывало для шатра из красных бараньих кож, а поверх него — покрытие из кожи тахашей» (Шмот, 26:14).

Раши объясняет, что тахаш – это было животное, чья кожа переливалась многими оттенками. Поэтому в «Таргум Ункелос» (переводе на арамейский язык, являющемся своего рода комментарием) оно названо сасгона, а именно – «радующийся (сас) и похваляющийся своими оттенками (гаван – оттенок)». Существовало оно только в то время. Нужно понять: даже если это животное было сотворено в то время только ради Мишкана, ведь уже сказал царь Шломо, что нет ничего нового под солнцем. И все чудеса, которые происходили с народом Израиля в то время, были подготовлены и созданы заранее в канун первого Шаббата Творения: например, уста земли (когда она проглотила Кораха и его общину), уста колодца, уста ослицы Бильама, ман, посох Моше рабейну и скрижали Завета (см. Пиркей Авот, 5:6). Да и рассечение моря Суф тоже было запланировано заранее.

Если так – почему нельзя было и тахаша сотворить заранее, в канун первого Шаббата?

В книге «Эйхаль Исраэль» приводится замечательная идея. Известны слова Рамбана (Дварим, 18:9), что, когда Всевышний выносит приговор, в нем самом заложено средство отменить его, если нужно. Подобное этому сказано в трактате Рош а-Шана (17б), что если в Рош а-Шана народу Израиля был вынесен хороший приговор, и должно было пойти много дождей, а евреи ухудшили свое поведение, то эти дожди пойдут над морем и пустыней. И наоборот: если в Рош а-Шана было постановлено, что пойдет мало дождей, а в течение года евреи улучшили свои дела, то эти дожди пойдут в срок и в нужной пропорции, ведь сказано (Таанит, 4а), что брызги дождя – это самое лучшее для любых посадок.

И в пример он приводит сказанное в «Сефер Ецира» (2:4): «В хорошем нет ничего лучше עֺנג (наслаждение), а в худшем – ничего, хуже נגע (язва, поражение)». Оба эти слова состоят из одних и тех же букв.

При необходимости Всевышний меняет сочетание букв в соответствии со Своей волей.

Известна история (см. «Ор Мале», глава Лех Леха, «Сихот Хаим», 27б), что один еврей пришел к великому раввину и пожаловался, что один из его домочадцев тяжело заболел. Кроме того, он сам нищ, дома хоть шаром покати, и откуда ему взять деньги на врача и лекарства. Ответил ему рав: «Подобное мы находим в Гемаре (Таанит, 8б): в одном месте царил голод, и еще и разразилась эпидемия.

Сказали мудрецы: “Давайте молиться, чтобы прекратился голод, и эпидемия прекратится сама собой, ведь если дают сытость – дают ее для живых”.

Потом он вспомнил, что это произошло и с его дедом, великим Магидом из Кожниц – к нему пришли пожаловаться на голод и эпидемию, и он сказал: “Я вижу, что вы приговорены к смерти”. Посланники пришли в ужас, а он добавил: “Ну, что я сделаю? Возьму букву ע (аин) и добавлю, и слово “смерть” (מות) превратится в “деньги” (מעות), и так вы спасетесь от обоих несчастий. Ведь есть стих в Теилим (33:18): “Око (аин) Всевышнего – на трепещущих перед Ним, на надеющихся на Его доброту, чтобы спасти от смерти их душу и поддержать в них жизнь в пору голода”. Всевышний дает трепещущим перед Ним букву аин, чтобы “спасти от смерти их душу и поддержать в них жизнь в пору голода”!» [На иврите аин – это и буква, и слово – око, глаз. Эта буква добавляется в слово מות (смерть) и оно превращается в слово מעות (деньги)].

А что касается нашей темы, когда народ Израиля совершил грех золотого тельца, Всевышний сказал Моше: «Иди, спускайся (с горы), ибо развратился го тельца, Всевышний сказал Моше: «Иди, спускайся (с горы), ибо развратился (שִחֵת) твой народ». Моше рабейну стал умолять Всевышнего простить евреев, и они сами раскаялись, и тогда им было велено строить Мишкан, в качестве искупления за этот грех. Всевышний изменил порядок букв слова שִחֵת и создал этими буквами תחש – тахаша. Причем именно в тот момент, т. е. тахаш был создан из раскаяния, которое совершили евреи тогда. А мы знаем, что «в место, где стоят раскаявшиеся грешники, даже совершенные праведники не могут подняться» (Брахот, 24б). Так что не зря это животное «радовалось и похвалялось своими оттенками».

Ну, о чем речь идет? Конечно же, о нас. О том, как превратить все плохое – в хорошее!

Вот, что я расскажу: на старости лет Хафец Хаим молился в миньяне, который собирался у него на дому. На неделе приходили ребята из ешивы, а в Шаббат с ним молились члены его семьи. В Шаббат вечером, после молитвы, подходили к нему по очереди, сказать ему «Гут Шабес!» и получить благословение.

Один внук великого мудреца и главы поколения подошел со своим маленьким, лет четырех, сыном. Сказал: «Подойди к дедушке, скажи ему “Гут Шабес!” Мальчик хихикнул и спрятался за папиным пальто.

Хафец Хаим улыбнулся и сказал: “Не заставляй его, он стесняется. А ведь это прекрасное качество, которым отличаются сыны Израиля” (см. Йевамот, 79а)».

Подошел другой внук со своим сыном. Малыш подбежал к прадеду и тряхнул ему руку с громким криком: «Гут Шабес!»

Хафец Хаим проронил: «Ну, этот – дерзкий».

Присутствующие опешили. Кто не знает известного утверждения: «Дерзкому место в Геиноме!» (Пиркей Авот, 5:20). Чтобы Хафец Хаим, который научил весь народ Израиля охранять свои уста, так выразился о своем собственном правнуке? Хафец Хаим обратил внимание, какое впечатление произвели его слова, и поспешил объяснить: «Не дай Б-г, не было в моих словах ни капли критики или злословия! Поймите, успех воспитания зависит от одного: “Воспитывай юношу в соответствии с его путем, и даже когда состарится – не сойдет с него” (Мишлей, 22:6).

Поэтому очень важно определить, какими чертами характера ребенок обладает. Есть те, кто изначально стеснительны и застенчивы, а другим Всевышний даровал решительность и дерзость. Если такого ребенка будут воспитывать быть стеснительным, он восстанет. О таком, как он, сказано: “Будь дерзок, как тигр – выполнять волю своего Небесного Отца!” Это очень хорошее, положительное качество, если его направляют в правильную сторону, для служения Творцу!»

По этому поводу, я помню, что как-то уговорил одного парня из светской школы пойти на один год поучиться в ешиву, познакомиться с традициями нашего народа, вспомнить о своих корнях. Он согласился. После этого мы больше не общались.

Прошло некоторое время. Я поехал заграницу. Когда вернулся, домашние сообщили мне: «Тут один человек звонит каждый день, хочет знать, вернулся ли ты уже». Дали мне его номер телефона, и я перезвонил ему. «Господин Галинский! – возмутился тот, услышав, кто говорит, — Что вы сделали с моим ребенком?» «А что случилось?» – спросил я. «Смотрите, — сказал он, — мы традицию уважаем. В Песах едим только мацу. Но тут сын приехал домой, и хочет, чтобы мы ему купили на Пасхальный Седер мацу, которую едят раввины! Поймите, я даже не говорю о деньгах! А только о том, что это просто сумасшествие!»

Ну, что можно ответить такому человеку? «Поймите, — говорю ему, — в Гемаре сказано, что перед приходом Машиаха сыновья восстанут против отцов, дочери – против матерей, невестки – против свекровей. Это данность, делать тут нечего. Вы говорите, что в семье у вас уважают традиции. Так решите сами, что лучше: сын, который требует раввинскую мацу, или сын, который хочет жениться на нееврейке».

Тот сердито ответил: «Жена таки говорила, что нет смысла вам звонить, не с кем тут говорить!» – и бросил трубку…

http://www.beerot.ru/?p=88728