Наказание дурным людям

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1580
мертвого
  1. Гордецы не встанут из мертвых

В трактате Сота (5а) сказано: «Ни один из людей, подверженных гордыне, не встанет при воскрешении мертвых». Тосафот там спрашивают, почему это правило не включено в список, о котором говорится в мишне главы Хелек трактата Санедрин (90а): «А вот те, у которых нет доли в Будущем мире…», а также почему там не учтено высказывание из трактата Ктубот (112б), где говорится о неучах, которые тоже не оживут. И хотя в главе Хелек речь идет о будущем мире, а здесь говорится о воскрешении мертвых, вопрос Тосафот вполне уместен: ведь одним из включенных в список лишенных Будущего мира является тот, кто отрицает воскрешение мертвых, и Талмуд обосновывает это так: если человек отрицает воскрешение мертвых, логично, что у него не будет доли в этом воскрешении; выходит, что мишна там занимается и воскрешением мертвых тоже.

  1. Без света Торы нет Грядущего мира

Теперь по поводу самого вопроса Тосафот. Я думаю, что тот, кто присмотрится к порядку мишнайот в трактате Санедрин, ясно увидит, как те перечисляют различные наказания Торы: четыре вида казней земного суда; за что положена смерть от руки Небес; кого имеют право наказать ревнители. А в трактате Макот (13а) мы учим о тех, кому положено бичевание, и в конце названы те, кто лишается доли в Будущем мире, а именно те, кто из-за своих проступков лишается ее в качестве наказания. Неучи же не имеют Будущего мира не в качестве наказания за пренебрежение изучением Торы, ведь даже «плененный младенец», который никак не может нести ответственность за то, что не изучал ее, тоже не встанет из мертвых, потому что воскрешение мертвых невозможно без света Торы.

Доказательством этому служит вопрос, заданный в трактате Брахот (17а): за что удостаиваются (воскрешения) женщины? Талмуд отвечает там: за то, что заботятся о детях и ожидают своих мужей, которые изучают Тору. Великий автор «Хаей адам» объясняет это так (приведено в книге нашего учителя Хафец Хаима «Хомат а-Дат», статья «Знак Торы», п. 1): Талмуд задает вопрос о воскрешении из мертвых – каким образом этого удостаиваются женщины, ведь они не занимаются Торой? Ответ же в том, что у них есть доля в Торе, которую изучают их сыновья и мужья. И хотя к женщинам никак не относится понятие «пренебрежение изучением Торы» [ведь им не заповедано изучение Торы], вопрос был задан – потому что у них нет света Торы, то есть предположительно они не должны были удостоиться воскрешения из мертвых по причине отсутствия этого света, а не в качестве наказания. Поэтому в мишне главы Хелек и не перечислены те, кто не изучает Тору, так как там говорится о тех, кто получает наказания за нарушения.

  1. Дети встанут из мертвых в заслугу отцов

Один большой знаток Торы спросил: в свете вышесказанного, почему же восстанут из мертвых дети, умершие в младенчестве, ведь они тоже не учили Тору? Можно ответить, что они оживут в заслугу отцов. И это подобно тому, что мы находим относительно плохих вещей, происходящих с человеком: есть принцип, согласно которому человек умирает из-за своих грехов, а дети не должны умирать по вине своих отцов, однако маленькие дети все же умирают за грехи своих отцов (см. Раши, Дварим, 24:16). Рамбам объясняет: это происходит потому, что маленькие дети в каком-то смысле принадлежат отцу. В таком случае, согласно логике, поскольку «мера добра сильнее меры наказания», добро должно точно так же происходить с детьми в силу поступков их родителей, поэтому и те дети, что не успели начать изучать Тору, встанут из мертвых в заслугу своих отцов.

  1. Не воскреснет только тот, кто постоянно подвержен гордыне

Вернемся к первому вопросу Тосафот: почему мишна главы Хелек не включает в список лишенных доли в Будущем мире людей, подверженных гордыне? Можно ответить так. Мишна, перечисляя проступки и наказания, говорит только о тех нарушениях, за совершение которых человек наказывается даже в том случае, если всю жизнь остерегался нарушать их, и только один раз за всю жизнь нарушил. Подобно тому, как происходит с каретом (отсечением души), положенным человеку за съедение квасного в Песах. Если тот за всю свою жизнь лишь однажды злонамеренно съел кезаит квасного и не раскаялся в этом, он получит наказание карет. Так и с перечисленными в мишне: например, даже если человек, заявивший, что Тора не признает воскрешения мертвых, всю жизнь верил в то, что воскрешение будет, и только в последний момент перед смертью стал отрицать его – и не раскаялся, он будет наказан тем, что лишится удела в воскрешении из мертвых. Однако сказанное, что человек, подверженный гордыне, не имеет удела в воскрешении мертвых, относится, по-видимому, только к тому, у которого постоянно имеется это качество – гордыня. Тот же, кто не имеет этого качества, а только однажды возгордился, несомненно, не потеряет из-за того возможность восстать из мертвых.

Похожий пример можно найти в комментарии «Кесеф Мишнэ» к Законам качеств характера (7:1), где он объясняет сказанное Рамбамом, что злоязыкие люди лишены удела в Будущем мире. Это, пишет автор «Кесеф Мишнэ», относится только к постоянно злословящим людям, тот же, кто однажды, не сдержавшись, сказал что-то, расцениваемое как лашон а-ра (злоязычие), не потеряет из-за этого свою долю в Будущем мире. Поэтому наш случай не упомянут в мишне главы Хелек, где идет речь о тех, кто наказывается даже за единожды совершенный грех.

  1. Потомки Ноаха тоже обязаны избавляться от дурных черт характера

Подобным образом можно объяснить сказанное пророком Йехезкелем (16:49), что наказание жителям Сдома было положено за невыполнение заповеди о цдаке – помощи бедным. Это непонятно на первый взгляд, ведь потомки Ноаха получили только семь заповедей, и цдака не входит в их число. Почему же жители Сдома должны быть наказаны за отказ от помощи бедным? Можно объяснить это на основе сказанного у рава Хаима Виталя в книге «Шаарей Кедуша» о том, почему в Торе мы не находим прямого указания бороться с дурными чертами характера. Он пишет, что хорошие качества характера – это основа всей Торы, ее исполнение попросту невозможно без этих качеств, поэтому Торе и не требуется предостерегать человека напрямую об этом, см. там (приводится в предисловии к книге «Совершенная мера»).

Получается, что и для потомков Ноаха обязанность приобретать добрые черты характера сама собой разумеется, ведь без этого невозможно и выполнение ими своих семи заповедей. Люди же Сдома были жестоки, за что и были наказаны – за эту дурную черту, хотя и не получали конкретной заповеди о цдаке. Ведь если бы такая заповедь была им дана, они были бы наказаны даже за один раз в жизни, когда отказались выполнить ее. Но поскольку она не была им дана, они не наказываются за одноразовое пренебрежение ею. Но если человек жесток, он наказывается за эту дурную черту, а не за одноразовое пренебрежение заповедью.

Еще можно сказать, что в действительности жители Сдома были наказаны за нарушение семи заповедей, данных сыновьям Ноаха, однако, если бы они занимались помощью бедным, заслуга цдаки защитила бы их, в соответствии с правилом «каждого, кто жалеет людей, жалеют Небеса». Но поскольку они не жалели других, мера Строгого суда настигла их, ведь человеку отмеряется той мерой, которой отмеряет он сам. И в результате они были наказаны за то, что нарушали семь заповедей, данные им.

Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=88729