Всевышний никогда не оставляет Свой народ!

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

652

Какова главная задача еврея в Пурим?

Основное служение в этот святой день – укоренить в своем сердце битахон — упование на Творца.

Всевышний, благословен Он — мой Б-г в любых ситуациях.

[Точнее говоря, битахон – это абсолютная уверенность, когда человек целиком и полностью полагается на Творца – прим. ред.] Сказано в книге «Меор Эйнаим» (гл. Ваэра): как наш праотец Авраам прошел десять испытаний, так и каждый еврей проходит десять испытаний, и в основном это испытания на качество упования на Всевышнего. Это один из принципов нашей веры: еврей обязан верить, что народ Израиля – как дети для своего Небесного Отца, и Он милосерден к нам, как отец милосерден к сыну. Как мы объясняли в другой статье, первое речение из десяти – «Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской…» содержит в себе две части: «Я – Г-сподь», и «Я – Б-г твой». Б-г именно твой, то есть, народ Израиля – народ, избранный Всевышним, как сын у отца. Когда Всевышний сказал народу Израиля «Я – Б-г твой», это было самым высочайшим уровнем, которого они могли достигнуть.

Именно эта часть особенным образом проявляется в Пурим.

Вначале было полное сокрытие Всевышнего, как сказано: «А Я, скрывая, сокрою Свой лик в тот день». Это было двойное сокрытие, самое страшное и тяжелое. Когда был только один уровень сокрытия Творца – а именно, множество бед и несчастий, но близость Творца еще не была скрыта от народа Израиля, это народ еще мог выдержать. Еврей в состоянии выдержать любое сокрытие, любые беды, если он ощущает себя близким к Всевышнему. Однако самое тяжелое сокрытие – это когда еврей чувствует, что Всевышний его бросил, не дай Б-г, когда ему кажется, что Всевышний как будто вовсе не наблюдает за ним и не оберегает его. Об этом и сказано: «Я, скрывая, сокрою…»

Именно такое сокрытие пришлось пережить царице Эстер. Ей пришлось выдержать испытание двойного сокрытия Творца, как сказано: «Где в Торе есть намек на Эстер? В стихе “Я, скрывая (астер), сокрою (астир) Свой лик”».

В этом и заключалась суть ее испытания: ситуация казалась совершенно безвыходной, поскольку уже был вынесен и запечатан кольцом-печатью Царя приговор уничтожить всех евреев.

В такой ситуации ощущение, что Всевышний нас оставил, не дай Б-г, было максимально сильным. Как сказала Эстер: «Если я пропаду – то пропаду».

Пропаду физически, и пропаду духовно, потеряю абсолютно все. Когда еврею кажется, что со всех сторон Всевышний «выгнал» его, это самое тяжелое испытание для него. Эстер выстояла в этом испытании. Объясняют наши мудрецы, что, когда она вошла во дворец Ахашвероша, полный идолов, Шехина покинула ее, и она сказала: «Б-г мой, Б-г мой, почему Ты оставил меня?» Она сказала «Б-г мой» дважды, имея в виду, что, несмотря на все сокрытие, Ты – мой Б-г в материальном, и Ты – мой Б-г в духовном.

Как сказал ей Мордехай: «Свобода и спасение придут евреям из другого места». Вообще, все поведение Мордехая представляется очень странным: он вызывающе восстал против Амана, отказываясь поклоняться ему, а ведь он знал, что этим подвергает опасности весь народ Израиля.

Однако дело в том, что Мордехай обладал полной уверенностью в связи народа Израиля и Всевышнего, он знал, что желание Всевышнего – не оставлять ни одного еврея. Что в любой, даже самой отчаянной ситуации, еврей может снова вернуться к Всевышнему. И хотя Мордехай знал, что народ Израиля находится на очень низком духовном уровне (как говорят наши мудрецы, что они наслаждались трапезой злодея Ахашвероша и поклонялись идолам), и что приговор уже вынесен и запечатан печатью Царя, и его нельзя отменить, все равно он обладал ясной и крепкой верой, что «свобода и спасение придут евреям из другого места», а именно – от Всевышнего.

Ведь народ Израиля находится под Б-жественным Провидением, которое выше всех расчетов, и если только еврей верит и чувствует это – нет никакой силы в мире, способной оторвать его от Всевышнего.

Как и произошло чудесным образом в Пурим – несмотря на то, что приговор был вынесен и подписан, Ахашверош сам же отменил его! Этим чудом Всевышний показал нам, что во всем, что касается народа Израиля, существует Высшее Провидение, которое намного-намного любой земной логики, при условии, что еврей обладает ясной верой, что «Я – Г-сподь, Б-г твой» – это вечность, и нет никакой возможности, чтобы связь между евреем и Всевышний была утрачена полностью. Однако в сам момент действия это испытание очень тяжело, ведь вся его суть в том, что человеку кажется, что он полностью оставлен Творцом и потерял связь с Ним.

Когда Эстер вошла во дворец Ахашвероша, это было уже после того, как все евреи собрались, постились три дня и самоотверженно молились Всевышнему.

Так что, когда Шехина покинула ее, казалось, что весь этот пост и молитвы были совершенно бесполезны, и не осталось никакой надежды. Однако в тот момент Эстер верила в одно: не может быть, что Всевышний полностью бросил ее! Поэтому она и сказала: «Б-г мой, Б-г мой, почему Ты оставил меня?» Разве может быть такое, что Всевышний оставил меня? Ведь без Него у меня нет никакой жизни, и если бы Он по-настоящему оставил меня, я бы в то же мгновение перестала существовать. Получается, мне только кажется, что Он оставил меня!

Именно это Эстер и сказала: «Почему Ты оставил меня?» – Почему мне кажется, что ты оставил меня? Ей было очевидно, что такого просто быть не может.

И поскольку она выстояла в этом испытании и не отчаялась даже в тот тяжелый час, когда Шехина покинула ее, ей открылись все врата Спасения. Стало ясно, что это было всего лишь испытание, и приговор был отменен, превратившись в спасение и избавление.

В этом и заключается суть чуда Пурима, который Всевышний велел праздновать в каждом поколении: это происходит в каждом поколении!

Ведь в каждом поколении есть свое сокрытие. В каждой семье, в каждой стране и в каждом городе, в любом месте есть моменты сокрытия Лика Творца, и дни Пурима освещают своим сиянием души народа Израиля, напоминая, что во всех поколениях и во всех местах, Всевышний не покидает Свой народ!

Об этом и сказано, что «каждому, кто протягивает руку в Пурим – дают» (в простом понимании имеется в виду цдакаприм. пер.). Когда еврей протягивает руку в соответствии с высшими идеями Пурима, веря, что Всевышний – его Милосердный Отец, в каком бы состоянии и на каком бы уровне он не находился, в любом поколении и в любой стране.

Когда он протягивает руку, как бы говоря: «Владыка мира, я верю, что Ты близок ко мне и можешь меня спасти, спаси меня, и я буду спасен!», в таком случае – «каждому, кто протягивает руку – дают».

Получается, что главная духовная работа в святой день Пурим – это работа над битахоном, упованием на Творца.

На самом деле битахон заложен в самом корне души каждого еврея, однако временами ощущение упования ослабевает у него, так что ему может показаться, что Всевышний покинул его. Поэтому Пурим предназначен для того, чтобы еврей черпал из него силу упования на весь год, как в материальных вещах, так и в духовных.

Есть ситуации, из которых человек не видит никакого выхода согласно естественному ходу вещей, но Пурим – это время выше границ естественного, поскольку еврей ощущает, как он заново возвращается к своему Небесному Отцу.

Йом-Кипур – это день, когда между Всевышним и еврейским народом заново воцаряется мир и согласие. Точно так же и Пурим.

В каком-то смысле, Пурим даже более велик, чем Йом-Кипур, поскольку здесь малый соединяется с Великим, здесь еврей «мирится» с Всевышним, в каком бы состоянии он не находился. Даже если он ощущает себя грешником, насладившимся трапезой Ахашвероша и поклонившимся идолу, в глубине души он знает, что еврей никогда не теряет связь с Творцом.

И тогда «заново приняли ее с желанием» – народ Израиля заново принял Тору на более высоком уровне, чем на горе Синай (где Всевышний как бы заставил их принять ее – прим. пер.), поскольку на этот раз евреи приняли ее с желанием, от всей души, ощущая этот высочайший уровень близости Творца к Его народу. И этот невероятный свет Пурима проявляется в каждом поколении и поколении.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88781