Ваикра — Пока горит свеча…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

550
лев

Недельная глава Ваикра

«Если из птиц будет жертва всесожжения…» (Ваикра, 1:14).

Комментирует автор «Сифтей Коэн» в своей книге: если даже человек не сделал тшуву до времени, когда его душа собирается улететь, как птица (т.е. до смерти), все равно «будет (принята) жертва всесожжения» – все равно Всевышний примет его раскаяние. Ведь сказано: «Доводишь человека до бессилия, и (тем самым) говоришь: “Вернитесь ко Мне, сыны человеческие”» (Теилим, 90:3).

Я помню, когда стало известно, что Хазон Иш умер, у нас у всех просто потемнело в глазах. Что теперь будет? Мы ведь были сиротами, в самом прямом смысле, растерянными беженцами, спасшимися от ужасов Катастрофы, а он был нам самым настоящим отцом, обучая нас Торе и помогая советами. С огромной скорбью мы шли за его телом.

После похорон рав Шах поднялся в ешиву, и увидел одного юношу, который уже успел вернуться к учебе. Рав Шах одобрительно похлопал его по плечу и сказал: «Живой собаке лучше, чем мертвому льву» (Коэлет, 9:4).

Мы вздрогнули от этого сравнения, но ведь есть мидраш («Авот де-раби Натан», гл. 12, м. 9), который объясняет: «живая собака» – это злодей, который еще находится в этом мире, — и ему лучше, чем «мертвому льву» – чем Аврааму, Ицхаку и Яакову! Поскольку они уже умерли, и не могут добавить себе заслуг, а он, если раскается, Всевышний его примет!

Все будущее у него впереди. Чтобы сказать себе: «Когда мои деяния достигнут деяний Авраама, Ицхака и Яакова?» («Тана де-вей Элияу Раба», 25)

И даже более того. Если мы обязаны поднять взгляд вверх, и стремиться достигнуть уровня наших праотцов, значит, они были более велики, чем мы. Но мидраш говорит, что живому злодею лучше, чем праотцам, поскольку он может подняться еще выше, чем они!

Так что наше будущее в наших руках. Чтобы превратиться из собак – во львов, живых львов. И даже еще больше.

Приведем историю, которая чудесно демонстрирует эту мысль. Произошла она с раби Давидом из Лукова, одним из лучших хасидов раби из Избицы. Он еще удостоился быть знакомым с Хозе из Люблина, да благословенна память праведника. Раби Давид был из учеников раби из Пшисхи и раби из Коцка, и в итоге стал хасидом раби из Избицы.

Однажды с ним столкнулся внук раби, тот, кто в будущем стал великим автором книг «Тхелет», «Сидрей Таарот» и т. д., будущий раби из Ружина. Мальчишка на бегу непреднамеренно врезался в пожилого хасида, и тот получил сильный удар.

— Где уважение, мальчик? – возмутился раби Давид.

Тот поднял глаза и несколько дерзко ответил:

— А почему я должен вас уважать?

Пожилой хасид не растерялся:

— Потому, что я лично знал Хозе из Люблина!

— А я, — ответил мальчик, не задумываясь, — внук самого раби!

— Да что ты сравниваешь? – обронил раби Давид.

— Мой дедушка более великий праведник, чем Хозе из Люблина!

Пожилой хасид не выдержал, и дал мальчишке оплеуху – что за дерзость! Какое нахальство!

Ребенок с плачем побежал к своему великому деду, и рассказал ему, что произошло.

— Правда, я прав, дедушка? Правда, ты больше праведник, чем Хозе из Люблина? – закончил он свой рассказ вопросом.

Раби погладил его по голове, улыбнулся детским мыслям, и ответил внуку: «Иди к раби Давиду, и передай ему мои слова: конечно, нечего и сравнивать между Хозе из Люблина и мною, сравнение просто смехотворно. Но я еще жив! Я еще учу Тору, я еще молюсь, я еще освящаю себя! Невозможно и оценить каждое мгновение учебы Торы, посредством которого можно расти и подниматься! Я пока жив и могу подняться на самые Небеса!»

Как это верно, и как обязывает нас!


http://www.beerot.ru/?p=88834