Наша работа перед Шавуот

Дата: | Автор материала: Рав Хизкияу Александр Сендер Ицхак Эрлангер

315
Photo by Alireza Zarafshani on Unsplash

Этот замечательный материал, мудреца, праведника, и знатока сокровенного умения, требует вдумчивого и медленного прочтения и повторения! Удачи вам!

Расслабление и нежелание готовиться к получению Торы – это сила Амалека, вредящая всему.

Мы читаем, что прямо перед дарованием Торы велась тяжелая война – война с Амалеком (согласно Седер Олам, это было 23 ияра), и Рамбан объясняет, в чем была тяжесть этой войны и чем она так пугала Моше-рабейну. А в Мехильте сказано, что Амалек напал на народ Израиля из-за того, что те ослабили свое изучение Торы. И это требует объяснения: ведь речь идет о времени, когда Тора еще не была дана, в чем же грех тех, кто не изучал ее усердно?

Простое объяснение этого следующее: это были дни подготовки к Дарованию Торы (а ведь известно объяснение «Сефер а-Хинух» заповеди отсчета омера; что мы начинаем ожидать наступления великого дня Дарования Торы, начиная со следующего дня после праздника Освобождения – дня исхода из Египта). Источник халатности в этой подготовке — это лень и недостаток желания получить Тору с радостью, с большим желанием и расторопностью. Все это было недостатком и прегрешением, из-за этого возросла сила скверны Амалека, который является воплощением самого страшного зла из существующих в этом мире, откуда и вытекает обязанность стереть его с лица земли. И все это из-за ослабления радости подготовки и желания принять Тору. На самом деле халатность в изучении Торы тоже приходит от духовного влияния скверны Амалека, который подстрекает человека к тому, чтобы сбросить с себя бремя Торы, а затем приобретает дополнительные силы. Об этом и написано: «…который встретился (карха) тебе по дороге» [речь об Амалеке, слово карха также связано с корнем кор – «холод»] –Амалек пытался охладить твой пыл и жажду получить Святую Тору, а она даруется именно из огня, который символизирует расторопность, сравниваемую с огнем, пылающим как снаружи, так и внутри, о чем пишет «Месилат Йешарим» в главах о расторопности. Амалек же хочет погасить ее пламя, которое и есть основа и корень получения Торы.

Качество подготовки к получению Торы зависит от постоянства в ее изучении перед Шавуотом

Еще можно добавить, что к получению Торы готовятся ее изучением, и даже до Дарования Торы евреям были даны в Маре несколько глав Торы с повелением изучать их, чтобы сила Торы была у них уже перед ее дарованием. (Известно из святых книг, что достижению высокого духовного уровня помогает особый свет с Небес, который светит тем, кто уже достиг какой-то ступени в этом, и поднимает их до состояния, когда они уже способны воспринять величие небесного света.) Также и Раши (в главе Бешалах), объясняя слова «…дал им там Устав и Закон», пишет, что до дарования Торы евреям были даны некоторые части Торы, чтобы изучать их – законы Шаббата, красной коровы и имущественных отношений. В другом месте он добавляет к этому списку законы почитания родителей.

(Стоит задуматься, почему именно эти заповеди были выбраны для того, чтобы ими занимались сыновья Израиля ради получения всей Торы. Вкратце можно сказать, что Шаббат – это основа веры, а также – корень святости всех заповедей ощущается дополнительной душой, которую получает еврей в Шаббат. Законы имущественных отношений призваны исправлять качества характера человека, то же относится и к почитанию родителей – особенно в аспекте развития ощущения благодарности. Также почитание родителей ставится рядом с почитанием Всевышнего, и некоторые аспекты почитания Всевышнего выучиваются из правил почитания родителей. А правила, связанные с красной коровой, являются основой всех правил ритуального очищения от нечистоты мертвого, которая включает в себя все виды духовной нечистоты.)

Главное, что все зависит от труда над Торой, о чем и говорится в главе Бешалах: после того, как евреям был дан «Устав и Закон», Всевышний сказал им: «Если будешь слушаться голоса Г-спода, Б-га твоего, и делать то, что правильно в Его глазах, прислушиваться к Его повелениям…». Что значит «слушаться голоса Г-спода»? Это труд над Торой – потому что так человек слушает голос Б-га, обращенный к нему, и в силу этого принимает на себя ярмо заповедей. Поэтому, когда евреи расслабились, перестав заниматься упомянутыми отрывками Торы, содержание которых особо способствовало приближению их к Торе, сила Торы ушла от них и явился Амалек, напав на них. А также из-за ослабления силы Торы их падение состояло и в том, что ослабла и вера, когда они сказали: «Есть Г-сподь среди нас, или нет?» Потому что вся глубина веры в Б-га зависит от изучения Святой Торы, так как она пробуждает душу и святое постижение человека.

Сила Святой Торы очищает душу человека, и он начинает ощущать веру в Б-га

И поэтому первое, что было сказано при Даровании Торы, это «Я – Г-сподь, Б-г твой» – чтобы сообщить нам: основа веры и уровень ее ясности приходят от Дарования Торы, потому что все сокрытие и вся тьма в этом мире – от духовной нечистоты, скрывающей свет Всевышнего. И нет ничего, что способно изгнать эту нечистоту из мира и человеческой души так, как может это сделать занятие Торой. Потому что Тора – это источник всей чистоты, святости и раскрытия истины в этом мире, как сказано в Теилим (19:8): «Тора Г-спода цельна… Свидетельство Г-спода верное, умудряет глупца… Заповедь Г-спода ясная, раскрывает глаза, страх Г-спода чистый… Законы Г-спода истинны…». Все эти стихи, говорящие о достоинствах Торы, служат для исправления души человека, чтобы он стал постигать, как Всевышний управляет миром, о чем говорится в словах «Законы Г-спода истинны». А преимущество законов Торы в том, что они способствуют пониманию путей Всевышнего в этом мире.

Об этом сказано «Он – Г-сподь, Б-г наш, по всей земле законы Его, помните навечно его Завет, то, что Он завещал на тысячу поколений» – это Тора, которая должна была быть дана тысячному поколению, как известно из предания мудрецов, и в этом цель Торы – раскрыть то, как Всевышний наблюдает за этим миром и управляет им, и веру в Него. (Об этом говорит и Рамбан, в конце главы «Бо»: цель всех заповедей – раскрыть постоянное наблюдение и правление Всевышнего этим миром. И Рош в «Орхот Хаим» писал, что осознание этого наблюдения Творца и есть достижение совершенного признания Единого Б-га, и это выделяет народ Израиля из остальных).

Амалек же хочет отдалить нас от всего этого, поэтому он черпает свою силу из халатности в изучении Торы.

Достоинство качества расторопности и силы святости – принять на себя ярмо Торы и заповедей

Вернемся к объяснению понятия укрепления великой силы и расторопности, о чем говорится в утреннем благословении «Опоясывающий Израиль силой», чтобы мы смогли обрести венец красоты Торы, которая и есть вся наша красота, и об этом затем благословляют «Венчающий Израиль (духовной) красотой». (Речь о тфиллин, которые также служат связи со святостью Торы, т.к. в них заложены отрывки из Торы, в которых также написано, что целью исхода из Египта было «чтобы Учение Г-спода было на твоих устах», а в Талмуде сказано, что вся Тора сравнивается с заповедью тфиллин, подобно которым и Тора, полученная нами, должна стать нашим украшением; вдумайтесь в это).

Рамбан писал, что основная причина, по которой Всевышний избрал сыновей Израиля и полюбил их, состояла в том, что они сильны и упрямы, и останутся верными Ему во всех испытаниях (по выражению мудрецов, «или иудей, или повешен», то есть простой еврей был готов отдать жизнь, но не изменить вере); поэтому их избрали, чтобы заключить с ними вечный союз-завет. Отсюда видно, насколько нужно стараться укрепить у себя качество стойкости в вопросах святости, твердо придерживаться своих убеждений и приобрести силы, чтобы преодолеть свое дурное начало и разные побуждения. И стоит задуматься над тем, что вся твердость Израиля приходит из Высшей души (нешама) и из Торы, данной Всемогущим в огне. Известно также, что эти высокие души высечены из Трона Славы Всевышнего, который есть огонь, о чем писали мудрецы. И еще будет разъяснено, с Б-жьей помощью, что это было очень важной основой Дарования Торы, данной в великом огне.

Маараль («Нецах Исраэль», 14) писал, что даже качество «жестоковыйные», поставленное сыновьям Израиля в упрек несколько раз, тоже имеет высший источник, так как суть Израиля – форма, а не материя. Поэтому они не обладают свойственной материи податливостью, их действия не зависят от любой внешней причины, ведь форма неподатлива. И все же следует свое упрямство, которое есть часть силы, использовать для Торы, и тогда это станет достоинством, а не недостатком; и это очевидно.

Достоинство того, что сказали «сделаем» (наасе) прежде, чем «будем внимать» (нишма) – в том, что проявили преданность воле Творца всем сердцем и душой с цельной верой и доверием

Мы нашли, что во время Дарования Торы евреи проявили особо высокий уровень, сказав «сделаем» прежде, чем «будем внимать», а Всевышний спросил: «Кто раскрыл этот секрет Моим сыновьям [то есть откуда они узнали, что так правильно отвечать, проявляя доверие»]?» Этим выражением пользуются ангелы служения, как сказано: «…ангелы Его, крепкие силой, исполняющие его слово, слушая Его слово» (Теилим 103:20). За это сыновья Израиля получили короны во время Дарования Торы, и это показывает нам достоинство, о котором мы говорим в благословении «Опоясывающий Израиль силой и венчающий Израиль красотой» – тогда они получили как бы оружие (т.е. духовные силы победить зло и исправить Творение), Святые имена, как украшения и венец – и все это благодаря тому, что сказали «сделаем» прежде, чем «будем внимать».

В Талмуде (Шабат 88а) рассказывается, как однажды Рава занимался Торой, сидя на своих пальцах, и увлекся настолько, что совершенно не заметил, как отсидел их до крови. Саддукей, проходивший мимо, сказал ему: «Вы торопливый народ – поспешили поставить ваши уста перед ушами [сказав «сделаем» прежде, чем «будем внимать»]. Вы и сейчас продолжаете придерживаться своей поспешности. Сначала вам следовало послушать (и понять, что вам предлагают), можете выполнить – принимайте, не можете – не принимайте». Рава ответил ему: «Мы идем с целостностью (веры), и о нас сказано: «Цельность прямодушных ведет их…» (Мишлей, 11:3). А о тех, кто ходит кривыми путями, сказано: «Порочность вероломных губит их» (там же)». Объяснение этого диалога таково: этот саддукей критиковал евреев, расценивая то, что они сказали «сделаем» прежде, чем «будем внимать», как проявление поспешности, а не высоких качеств души. Так выглядели и занятия Равы – он занимался так, что не замечал, как отсидел себе пальцы до крови, и это тоже вроде бы говорит о безответственности и неуравновешенном поведении. Рава же ему ответил, что мы выполняем сказанное: «Цельность прямодушных ведет их». Мы цельно и честно доверились Всевышнему, приняв Его Тору, не боясь, что Он наложит на нас такое бремя, которое мы не в состоянии вынести. Так говорит и Раши: «Мы пошли за Ним с цельным сердцем, так, как следуют за любимым, и положились на Него, что Он не взвалит на нас то, чего мы не сможем исполнить».

Однако, «непродуманное» поведение Равы во время его учебы все еще не получило объяснения, а ведь из-за этого саддукей принялся критиковать сам подход «сделаем, прежде чем будем внимать». И ведь о том, как сидел Рава во время учебы, вроде бы не к месту будет сказать «цельность прямодушных ведет их». И еще требует объяснения то, что он уподобил этот подход – «сделаем, прежде чем будем внимать» – поведению ангелов, о которых сказано «крепкие силой». А ведь известно правило, согласно которому «Тора дана не ангелам», а людям – с их слабостями и соблазнами. Видится, что на самом деле евреи получили Тору, проявив силу и мощь, подобающие ангелам. Как сказано в «Месилат Йешарим» (гл. 6) о качестве расторопности, что человеку следует приблизиться к уровню ангелов, насколько это возможно, а особая расторопность ангелов нам известна. И хотя мы не можем стать полностью подобными им, следует стремиться достичь их уровня. Принимая Тору всеми силами и всей волей, мы получаем помощь Свыше в достижении вещей более высоких, нежели обычный уровень, которого можно достичь в рамках природы. Все зависит от силы непреодолимого желания добавлять еще и еще к достигнутому, и в этом – объяснение вышеупомянутых слов Раши о том, что из-за великой любви [сыновей Израиля к Всевышнему] они доверчиво приняли Его заповеди, не расспрашивая и не проверяя.

Смысл того, чтобы сказать «сделаем» прежде, чем «будем внимать», в том, чтобы быть готовым выполнить все, что прикажет Царь, и положиться на Него, что Он не обяжет нас больше, чем мы в силах выполнить. А если и обяжет, то и наделит нас особыми силами, больше природных. И в самом таком повелении и следовании ему уже заключается сила выполнить его до конца, и все зависит от поступков человека. Поэтому он может принять на себя что угодно Всевышнему, если имеет желание выполнить до конца волю Царя над всеми царями и полагается на Него, что Он наделит его всеми необходимыми способностями. (Так можно объяснить и известный вопрос, заданный автором «Бейт а-Леви» к главе «Итро»: ведь если человек принимает на себя некие обязательства, и при этом неизвестно заранее, что он на себя берет, его обязательство недействительно. Ответ в том, что это справедливо относительно обязательств, принятых по отношению к человеку. По отношению же к Небесам такое обязательство действительно, потому что человек получает и силы для его исполнения). Но все это при условии, что человек отдает все свои силы и возможности для исполнения заповеди, и так поступил тогда Рава, отдав себя Торе полностью и престав считаться с законами природы. Об этом сказали мудрецы: «Слова Торы выполняются только относительно того, кто «умерщвляет» себя ради них», и таков был уровень великих людей и праведников народа Израиля во всех поколениях – они удостоились достичь совершенства в Торе, потому что отдали занятиям ею все свои силы, покинув пределы естественных ограничений – из великой любви к Творцу и Его Торе. В Мидраше Танхума (глава «Ноах») говорится, что именно поэтому в первом отрывке «Шма» сказано «Возлюби Г-спода, Б-га твоего всем сердцем и всей душой», ведь только так человек может принять на себя ярмо Устной Торы, вкладывая в ее изучение все сердце и душу и отказываясь от материального мира ради нее.

В час испытания Свыше даются силы выстоять в нем

На основании вышесказанного – что человек получает свыше силы выполнить все, что требуется, и выстоять в час испытания – можно объяснить несколько высказываний мудрецов. Например, их слова о том, что если бы Хананья, Мишаэль и Азарья [брошенные Невухаднецаром в печь за нежелание кланяться идолу и чудом спасшиеся] подверглись бы пыткам, они бы поклонились идолу. Тосафот там недоумевают: что имеет гемара в виду, неужели они не отдали бы свою душу ради освящения Имени Всевышнего? [Именно это они ведь на самом деле и сделали, пойдя на сожжение за отказ кланяться идолу.] Объяснение же таково: если бы от них потребовалось именно такое самопожертвование, они, конечно же, выстояли бы и перед пытками, ведь нет такого испытания, которое человек был бы не в состоянии вынести. Гемара же там имела в виду следующее: сама их готовность отдать жизнь еще не доказывает, что они смогли бы устоять и перед пытками и избиением, ведь вынести это тяжелее, чем смерть, и это уже другой уровень самопожертвования. А помощь Свыше дается только в соответствии с текущим испытанием, и только когда человек поставлен перед этим испытанием в действительности – тогда он получает силы выстоять. И смотри у Рамбана (объяснение сказанного в главе Ваишлах, что ангел Эсава вывихнул Яакову бедро), который приводит из мидраша высказывание одного из великих мудрецов, что он не смог бы вынести всех испытаний, пришедшихся на долю поколения, которых пытали, заставляя изменить вере, а готов только отдать жизнь сразу ради освящения Имени Всевышнего. Там имелось в виду, что на тот момент этот мудрец не видел в себе сил на столь великое самопожертвование, и только если бы в действительности он оказался бы перед таким испытанием, он получил бы сверхчеловеческие силы вынести его. Поэтому Рамбан и пишет там, что наш народ прошел через более тяжелые испытания, чем описаны в мидраше, и выстоял перед ними.

И так объясняется сказанное в главе Эмор: «И освящусь среди сыновей Израиля, Я – Г-сподь, освящающий вас» – если человеку выпадает испытание, связанное с освящением Имени Всевышнего, есть и особенная помощь с Небес, о чем и написано «Я – Г-сподь, освящающий вас» – наделяющий вас силами выстоять. Поэтому Хананья, Мишаэль и Азарья последовали примеру лягушек, которые прыгали в огонь и в печи в Египте, отдавая жизнь ради освящения Имени Всевышнего. Объясняется поведение лягушек тем, что им были даны особые силы прыгнуть в огонь и в печь, чтобы выполнить волю Творца, объявившего Казнь лягушками. Отсюда по принципу «тем более» мы можем выучить, что и у нас есть силы пожертвовать собою при любом испытании, когда нужно выполнить волю Всевышнего, выполнить то, что мы обязаны.

Известно также о Старце из Новардока, что он никогда не задумывался, может ли он выполнить ту или иную заповедь или важное дело. Все, что занимало его мысли, это вопрос, обязан он это сделать или нет, однако у него не было никакого сомнения в том, что если он обязан сделать что-то, он сможет. См. также в книге «Ликутей амарим (Тания)», где написано о том, что у каждого еврея есть особая сила, данная Свыше, превосходящая его обычные возможности, чтобы пожертвовать собой ради освящения Имени Всевышнего.

Пробудить огонь святости души в стремлении получить Тору

Все, однако, зависит от желания человека, который должен пробудиться, не медля и с силой принять ярмо Торы, и в этом смысл обычая, согласно которому в ночь Шавуот народ Израиля не спит, занимаясь Торой, чтобы исправить ленность и халатность в изучении Торы и исполниться сил, как лев, чтобы принять Тору. Известно, что с этого начинается «Шулхан Арух» в разделе «Орах хаим»: «Пусть исполнится сил, как лев, чтобы встать рано утром для служения своему Творцу». А суть качества «расторопность» основана на силе святости, соединенной с любовью, когда человек очень стремится к Торе и заповедям, чувствуя в них саму жизнь, как говорится в молитве: «будем радоваться словам Торы, ведь они – наша жизнь и долголетие, и ими будем заниматься днями и ночами». И с помощью силы расторопности раскроются внутренние силы человека, скрытые под покровом материальности тела, и свет его души и любовь выйдут наружу, начав действовать. И у него добавится воли и жажды к тому, чтобы преодолеть свое дурное начало и побороть все помехи и хлопоты, мешающие изучению Торы, упаси Б-г.

Перед дарованием Торы [перед праздником Шавуот] стоит внимательно и глубоко изучить главы, посвященные расторопности, из книги «Месилат Йешарим». Потому что невозможно быть причастным к получению Торы, не имея к этому желания и жажды, источником которых являются расторопность, сила и крепость со стороны святости, и это – огонь Дарования Торы. Также и огонь человека – это качество «расторопность», как сказано там в «Месилат Йешарим», хорошо изучи это. А с помощью этого огня пробуждается любовь свыше, чтобы приблизить нас к Торе и заповедям, как мы говорим в благословении «Аават олам» [в вечерней молитве]: «и Твою любовь никогда не забирай у нас». А в благословении «Аава раба» [в утренней молитве] сказано обо всей помощи, которую мы получаем Свыше для изучения Торы, ведь из любви Творец избрал нас и даровал нам святую Тору.

Тора была дарована в обилии силы, великолепия и высшего могущества – огнем и голосами, чтобы наделить нас силой и крепостью Торы, чтобы мы смогли выстоять во всех будущих испытаниях, и чтобы знали: сила Торы, дарованной Свыше, чрезвычайно велика и способна обуздать дурное начало и всю нечистоту этого мира. Это и есть стержень, на который нанизаны стихи элегии «Акдамот», которую мы торжественно читаем перед чтением Торы в Шавуот. В «Акдамот» объясняется величие Того, Кто дал нам Тору, и служение Ему ангелов в их могуществе, и важность служения сыновей Израиля, и величие силы их чистой души. И говорится также о том, как евреи преодолевают все испытания, в которые их ставят окружающие народы, и ждут вечной награды – того времени, когда Всевышний явится и раскроет нам все Свое великое благо, в заслугу святой Торы – источника всех благ.

Тора наделяет человека силой и волей, чтобы победить любые злые силы – во всех поколениях

Поэтому мидраш, комментируя стих «Г-сподь воцарился, облачился гордостью, Г-сподь облачился – силой препоясался, и земля устоит, не пошатнется», говорит: Всевышний облачился дважды – при рассечении моря и при Даровании Торы. [Облачения Всевышнего намекают на некое раскрытие Его сокровенной сущности в постигаемых человеком мирах. Прим. ред.] У моря, как сказано: «Воспою Г-споду, потому что возвысился, возвысился (гаа) Он», чему соответствуют слова «Г-сподь воцарился, облачился гордостью (гэут)», а при Даровании Торы, как сказано: «Г-сподь облачился – силой препоясался». А откуда мы знаем, что Тора – это сила Израиля? – Потому что сказано: «Г-сподь дарует силу народу Своему». Отсюда видно, что Тора – это сила, укрепляющая Израиль против всех слабостей этого мира, его вожделений и хлопот, и против всех помех, возникающих как снаружи, так и внутри. Благодаря этому мир продолжает существовать – силой Торы, как сказано: «…и земля устоит, не пошатнется» ([слово «не» записано здесь в оригинале не обычно, как אל, а как בל], что намекает на Тору, начинающуюся с буквы ב и заканчивающуюся буквой ל), и всегда, во всех поколениях побеждать будет сила Торы.

И если задуматься о том, какое из упомянутых выше «одеяний» важнее, видится, что и на это тоже есть намек в той же главе Теилим, где сказано: «Сильнее шума многих вод, могучих морских волн – Г-сподь в вышине». [Волны здесь названы словом мишбере – то есть «разбивание».] Это соответствует рассечению Красного моря, когда оно как бы «разбилось», и все же – «сильнее Г-сподь в вышине», и это – раскрытие Творца во время Дарования Торы, когда Он явил нам Свое могущество в вышине, и Небеса вместе с Троном Его славы опустились с Торой на гору Синай, чтобы показать нам силу Торы. Явленная там сила больше и мощнее той, что была проявлена во время рассечения Красного моря, потому что эта сила существует во всех поколениях, в самом прямом смысле действуя всегда. Ведь сила Торы, ее могущество и святость всегда побеждают любые злые силы этого мира, о чем и говорит завершение этой главы Теилим: «…свидетельства (заповеди) Твои верны (неизменны) совершенно». Как и мы говорим в молитве: «И Его слова живы, существуют, верны и приятны – на веки вечные».

И следует знать – сила Торы проявляется в реальности только благодаря человеку, когда он изучает Тору, усердно трудясь над ней, проявляя расторопность и великое желание к этому. Поэтому мудрецы много говорили о важности усердного изучения Торы, что высвобождает ее силу в реальности, а также и силу человеческой души, взятой из Торы, и это дает человеку радость и поощряет его подниматься выше и выше. Обо всем этом сказано в Теилим, в 68-й главе, где говорится о Даровании Торы и которая завершается следующими словами: «Дайте могущество Б-гу: на Израиле (проявилось) величие Его, мощь Его – в небесах. Грозен Б-г в святилище Своем. Б-г Израиля – Он дает мощь и силы народу (Своему)». Объяснение их таково: своей Торой и добрыми делами мы пробуждаем Высшую силу, и эта сила – сила Торы в вышине, и это – возвышенность Израиля, и благодаря этому мы получаем дополнительные силы, которые уже дает нам Всевышний, как сказано в конце: «Он дает мощь и силы народу (Своему), благословен Б-г!».

Лень – это путь к дурному началу и всем вожделениям, а расторопность – это основа тшувы (раскаяния и возвращения на пути Торы) и исправления человека

Есть еще одно важное правило: каждый раз, когда дурное начало одолевает человека, в том числе и подталкивая его к нарушению запрета, корень этого – в лени и расслабленности. И когда человек не проявляет расторопности в служении Всевышнему и в изучении Торы, дурному началу легко победить его, потому что оно не встречает на своем пути сопротивления, ведь человек не собирается с силами, чтобы воевать с ним. И даже когда совесть человека требует от него объявить войну дурному началу, у последнего есть способ защиты: оно делает в глазах человека все это настолько тяжелым и так усыпляет его, что тот полностью теряет силу воли к сопротивлению, а затем, когда из-за лени и слабости человека дурному началу удается окончательно свалить его в руки различных вожделений и подтолкнуть к ним, в конце оно толкает его к унынию и упадку духа, и так у человека растет расслабленность, лишая его обоих миров. А духовный упадок и расслабленность оба имеют свой корень в прахе, и они побеждают человека, о чем сказано: «…а хлеб змеи – прах», поэтому в святых книгах очень предостерегают человека, чтобы не падал духом, и пишут, что это приводит за собой все грехи, не дай Б-г. И наоборот написано, что «Свет сияет праведнику, и радость – честным людям». В этом также состоит достоинство Торы – «Веления Г-спода прямы, радуют сердце». И чем больше расторопности человек проявляет в Торе и заповедях, тем больше его радость и сила крепости души. Когда же человек, упаси Б-г, оступается и его духовный уровень понижается, верный совет ему: пусть быстрее укрепит свое изучение Торы, и займется ей с жаждой и желанием потрудиться над Торой и заповедями, а после этого раскается и даст себе отчет в своих прошлых поступках.

Намек на этот принцип содержится в словах Торы: «На третий месяц после исхода сыновей Израиля из Египта пришли они в пустыню Синай. Покинули Рефидим и пришли в пустыню Синай». Раши комментирует, что как их приход в пустыню Синай был с Тшувой, так и уход из Рефидим был с Тшувой. Если понимать его святые слова глубже, имеется в виду, что приход в Синайскую пустыню, который есть приближение к Торе, послужил основой Тшувы, и тем самым был исправлен тот ущерб от зла, нанесенный евреям в Рефидим [в самом названии Рефидим (רפידים) мудрецы нашли явный намек на расслабленность (רפיון ידים)]. Поэтому, еще перед упоминанием об их приходе в Синай Тора намекает, что Тшува, которую они совершили, покидая Рефидим, основано на приближении к горе Синай, откуда исходит свет святой Торы – после него можно уже и отдалиться от зла, которое было прежде. В молитве установлены такие слова: «Верни нас, Отец наш, к Торе Твоей, и приблизи нас, Царь наш, к служению Тебе, и верни нас к полной Тшуве перед Тобой», потому что Тора и служение – это основа исправления души и Тшувы, это следует понять.

И это тоже разъяснено в Торе, где после описания Дарования Торы, передаются слова Моше рабейну, обращенные к народу Израиля: «Чтобы возвысить (насот) вас, явился Б-г, и чтобы трепет перед Ним был на ваших лицах, чтобы вы не согрешили». Раши объясняет, что слово насот образовано от корня «вознести», как сказано: «поднимите знамя (нес)» (Рамбан объясняет иначе). Из наших слов следует, что Тора помогает воспарить душе человека, вследствие чего та способна постигнуть страх перед Всевышним, но если человек падает духом и расслабляется – что есть одно и то же (тем более расслабленность и лень вместе приводят дух человека к упадку!) – тогда, не дай Б-г, он не может приобрести богобоязненность. И в этом – первейшая сила Торы: поднять дух человека и вывести его из мрака на великий свет. Амен, да будет так!

И изучи внимательно сказанное в книге «Ликутей амарим» (гл. 26) автором книги «Тания», где хорошо объясняется, что победа в войне с дурным началом зависит от расторопности и радости, а в главе 27 разъясняется, что даже когда человек переживает из-за своих нарушений и вожделений дурного начала, он все равно не должен падать духом, см. там еще продолжение – до 30 главы, и его слова – с Б-жьей помощью, бальзам на душу!

Принятие Торы всеми силами

В Торе написано: «На третий день… появились голоса и молнии, и голос Шофара (рога), очень сильный, и затрепетал весь народ, что в стане… и встали у подножия горы. А гора Синай вся дымится… И вся гора очень сильно задрожала, и голос Шофара (рога) очень усиливался…» Видится, что можно сделать важное замечание, обратив внимание на процитированные слова: о трубящем Шофаре и о дрожащей горе сказано «очень сильно», а о трепещущем народе не сказано. Отсюда видно, что сыновья Израиля тогда не достигли совершенства в страхе и трепете перед Творцом, благословен Он, которых Он ожидал, давая им Тору. Дрожь горы и голос рога оказались сильнее трепета народа, и это требует объяснения.

Можно объяснить это присутствием среди Израиля эрев рав [представителей других народов, вышедших с евреями из Египта], с которых еще не полностью сошла нечистота (при этом о герей а-цедек, праведных прозелитах, сказано в трактате «Шабат» 146а, что нечистота полностью оставила их). В «Пиркей де-раби Элиэзер» говорится, что перед Дарованием Торы сыновья Израиля спали, так что Моше пришлось будить их для получения Торы. В книге «Аводат Исраэль» (там, где речь о Шавуот) объясняется, что, хотя их намерения были чисты – они лишь хотели отдохнуть после трехдневной подготовки, чтобы с новыми силами и на свежую голову принять Тору, – все же это было проявлением более низкого уровня: они действовали в рамках природы – а должны были быть уверены, что Всевышний пожалеет их и даст им нужные силы и свежую голову, как любой, чье сердце исполнено упованием на Творца. Они же в данном случае повели себя в соответствии с рамками материального мира, поэтому написано «и вышел народ навстречу Б-гу», а числовое значение имени «Б-г» (Элоким) равно значению слова «природа» (тэва). На это и намекает выражение о том, что они встали «у подножия горы» – на низком духовном уровне.

В свете вышесказанного особенно хорошо видно, насколько точно подобраны слова в Торе. Ведь, на самом деле, была претензия к сыновьям Израиля, в том, что они не вышли из естественных рамок, как должны были бы в соответствии со сказанным нашими мудрецами (Брахот, 63б): «Слова Торы остаются только у тех, кто умерщвляет себя ради них» – выходит за рамки простых сил, имеющихся у человека. Преодоление рамок природы обозначается в Писании словом мэод, букв. «очень», ведь это достигается тем, что человек задействует все свои силы, как сказано: «Возлюби Г-спода всем сердцем… и всеми силами». Это и имел в виду Всевышний, написав в Торе «и голос Шофара усиливался». Ибо тот, кто служит Всевышнему изо всех сил, укрепляется все больше, так что приобретает уже сверхчеловеческие силы – и в этом особое свойство святой Торы, данной Свыше. Это можно было наблюдать во всех поколениях у великих мудрецов Израиля, достигших высокого уровня в Торе и служении Творцу – намного выше уровня, доступного человеку в рамках природы. И сказано об этом: «Моше говорит, а Б-г отвечает ему голосом» – точнее, усиливает его голос, чтобы все его слышали, как видно из комментария Раши. И, возможно, если бы сыновья Израиля со своей стороны задействовали все свои силы во время Дарования Торы, они бы приблизились к Всевышнему окончательно, по мере тех сил, что Он дает – так, что уже не смогли бы упасть с достигнутого уровня и согрешить, создав золотого тельца. Об этом сказано: «Я сказал: вы (как) ангелы и сыновья Всевышнего все вы – однако, как человек, умрете» (Теилим 82:6-7).

[Если смотреть глубже, можно сказать, что вышеупомянутое слово мэод («очень») состоит из тех же букв, что и слово Адам, намекая, что исправление человека в том, о чем шла речь выше – в использовании всех своих сил. И о Даровании Торы сказано: «Очень остерегайся, как бы не забыть то, что видели глаза твои… в тот день, когда стоял ты перед Г-сподом, Б-гом твоим у Хорева (Синая)» .]

Итоги: основы подготовки к получению Торы

  1. Следует укрепиться против Амалека, который приводит к халатности в получении Торы. Противопоставить ему нужно постоянство в занятиях Торой, чтобы подготовить верный путь, ведущий к Б-гу, к укреплению и существованию Торы.
  2. Укрепление в Торе приводит человека к настоящей, полной вере, что необходимо в первую очередь на войне с Амалеком, и главное в Торе основано на словах «Я – Г-сподь, Б-г твой».
  3. Силы и стойкость, присущие народу Израиля, необходимы, чтобы выстоять в испытаниях, и иметь силу и смелость следовать верному пути, – это основа всей Торы и ее существования.
  4. Особая заслуга сказанного «сделаем» перед «будем внимать», свидетельствующая об уповании на Творца и вере в то, что у нас есть силы выдержать любые тяжелые испытания с помощью Всевышнего.
  5. Пробудить огонь святости, присутствующий в душе любого из сыновей Израиля и берущий начало в силе того огня, который видели спускающимся с небес во время Дарования Торы, чтобы пробудилось желание обрести Тору.
  6. Сила Торы весьма велика и вызывает трепет. Главное – заниматься святой Торой расторопно и проявляя силу души, прогоняя от себя лень и уныние.

Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=89192