Рав Шломо Лейб Бревда

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

2243

Рав Шломо Лейб Бревда родился в 5691 (1931) году в США. В период учебы в ешиве Мир (которая временно находилась в США), стал ближайшим учеником рава Йехезкеля Левинштейна. После этого учился в ешиве Лейквуд у рава Аарона Котлера. В период обучения у рава Котлера рав Бревда начинает углубленно знакомиться с подходом Виленского Гаона к изучению и пониманию изученного в Торе.

По совету рава Левинштейна в возрасте 17 лет приезжает в Иерусалим и начинает обучение в ешиве Мир в Земле Израиля. Здесь рав Бревда учится у рава из Бриска (рав Ицхак-Зеев а-Леви Соловейчик) и Хазон Иша. Через некоторое время рав Бревда переезжает в Бней-Брак. В этот период он углубленно изучает великое наследие Виленского Гаона, а также начинает давать уроки по мусару. В 5717 (1957) году рав Бревда возвращается в США, где в течение 5 лет ведет преподавательскую деятельность.

 В 5723 (1963) году по совету рава Элазара-Менахема Шаха и рава Яакова-Исраэля Каневского выпускает книгу «Амла шель Тора». В ней рав Бревда пишет о чрезвычайной важности постоянного изучения Торы для нашего народа, а также о постоянной поддержке людей, полностью посвятивших себя изучению Торы. Рав Шах, с которым рав Бревда находился в тесном контакте, писал, что у рава Бревды есть великое понимание путей изучения Торы Виленского Гаона, «и даже понимание скрытых намеков Гаона».

Рав Бревда до последнего времени продолжал давать уроки Торы и мусара по всему миру. Несмотря на болезнь, он оставался одним из наиболее популярных и ярких мудрецов и наставников нашего поколения. Его уроки и книги для многих явились толчком к глубокому изучению Торы и улучшению путей служения Творцу.

«Нужно знать, что в египетском изгнании у народа Израиля появилось новое испытание. После того, как было облегчено бремя рабства, люди обнаружили у себя свободное время. И появилась возможность получить работу за вознаграждение. Мы можем представить себе, насколько хорошо и удобно почувствовали себя в Египте те, кто смогли найти себе “хорошие должности”. Когда сказано, что они получат вознаграждение за свою работу, и теперь есть возможность значительно улучшить условия жизни. Полгода жизни в удобстве в Египте значительно повлияли на тех, чья духовная связь с корнями собственного народа сильно ослабла вследствие материальности и духовной нечистоты идолопоклонства в Египте.

Можно предположить, что в этот период они потеряли всякую связь со своими духовными корнями – когда погрузились в удобства материальной жизни. И в конце концов эта часть народа Израиля оказалась потеряна. Они стали полностью “материальны”, без какого-либо духовного корня, и не были достойны получить Тору».

Эти слова рава Шломо Бревды (благословенна память праведника), были сказаны около полугода назад и адресовались, без сомнения, нашему поколению.

«Каково же испытание нашего поколения? Работать над уменьшением материального в нас и над усилением в нас духовного. Нужно знать, что вместе с концом, который положил Творец нацистскому врагу (да сотрется его имя!), и возможностью, которую Он дал – возвратиться к постоянному изучению Торы – мы были поставлены перед лицом нового испытания. Сыновья нашего народа оказались в странах с материалистической культурой и небывалым изобилием – Америка, страны Европы, и также Земля Израиля. Эта современная материальная культура стала настоящим препятствием изучению Торы…»

Как же случилось так? После всех ужасов и разрушений, которые принесли нашему народу нацистская Германия и коммунистическая Россия, мы стали свидетелями настоящего чуда – Всевышний, благословен Он, вернул нас к изучению Торы. И в наше время, слава Б-гу, возродились и наполнились Торой дома учения – по всему миру. Так почему же такое великое чудо оказалось скрыто для части нашего народа? И в чем причина того, что материальный мир (со всем его несовершенством!) угрожает еврейской душе и не дает увидеть подлинные чудеса Творца и свет Его Торы?

Рав Бревда часто вспоминал одну историю о чуде, которое случилось с ним, когда он в годы своей юности учился в ешиве Бриск в Иерусалиме.

Однажды вечером он решил навестить своего родственника. Когда рав Бревда уже приближался к нужному ему дому, на всей улице внезапно погас свет. В наступившей темноте на пути появилось серьезное препятствие – к квартире вела длинная, крутая и довольно скользкая лестница, которая и в светлое время суток требовала осторожного и осмотрительного подъема. В темноте же она превращалась в тяжелое и очень опасное испытание.

Рав Бревда начал подниматься – наощупь в почти полной темноте. Решив как можно скорее преодолеть препятствие, он поднимался практически бегом. На мгновение остановившись, рав Шломо вдруг отчетливо осознал, что его правая нога уже некоторое время не имеет контакта с твердой поверхностью. Логика материального мира в таком случае не сулила ничего, кроме тяжелых травм (не дай Б-г!) от неминуемого падения. В тот момент рав Шломо твердо решил, что в следующий Шахарит, который он будет молиться, он будет благодарить Всевышнего с полным сердцем за несомненное чудо спасения его собственной жизни…

Наступило положенное время молитвы, и юный рав Шломо понял, что не чувствует в себе того чувства искренней благодарности Творцу за совершенное чудо, которое он испытывал еще вчера. Молитва же его ничем не отличалась от тех, что были до вчерашнего вечера. И этот факт обеспокоил и обескуражил.

В тот же день рав Бревда отправился в Бней-Брак, где хотел обсудить этот вопрос с самим Хазон Ишем. Глава поколения внимательно выслушал историю о чуде. Рав Шломо спросил Хазон Иша: «Почему я не чувствую себя по-другому, не ощущаю особой близости к Творцу – с того самого момента, как проснулся сегодня? Я чувствую себя так, как во все другие дни моей жизни. Мне выпала великая честь – со мной произошло открытое чудо. Но сейчас я не чувствую, что мое служение Всевышнему стало лучше, чем оно было до вчерашнего вечера или за день до того! Как такое может быть?»

Хазон Иш выдержал небольшую паузу и ответил: «Существует особый йецер-ара – против открытого чуда. Злое начало пытается ослабить человека, пережившего чудо. Ибо пережив такое – разве не приложит человек усилия в своем служении Творцу?»

Так каково же то злое начало, тот йецер-ара, что мешает нам разглядеть Творца, даже когда Он совершает открытые чудеса со всем нашим народом? Это та самая «материальность», которая помешала части потомков Яакова выйти из Египта и принять Тору. Именно концентрация на материальном изобилии, в противовес духовному, закрывает для нас своей «логикой» даже самые великие и заметные из чудес Творца, происходящие здесь и сейчас…

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=9202