Пути мира и добра — Сними с себя подозрение

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

1822

Глава 2

Сними с себя подозрение

1. Следует стараться вести себя так, чтобы не вызывать у других людей никаких подозрений и плохих мыслей. Люди не всегда способны правильно оценить ситуацию, и их поспешные выводы могут привести к нарушению заповеди «суди справедливо» (обязанность судить о других с хорошей стороны тоже относится к ней. Учат это из стиха в Торе (Бемидбар, 32:22): «И будете чисты перед Богом и народом Израиля»). Если есть необходимость действовать именно в той форме, которая, несомненно, вызовет у людей вопросы и подозрения, необходимо объяснить им, в чем причина такого поведения. Нельзя также упускать возможности предупредить об этом заранее.

2. Этот закон не ограничен временем или местом. И мужчины, и женщины всегда должны придерживаться этих правил и приучать к этому своих детей.

3. Также необходимо остерегаться даже таких действий, которые вызывают всего лишь тень сомнения.

Рава Авраама Софера (автора респонсов «Ктав Софер») пригласили на съезд раввинов, где присутствовали все самые известные знатоки Торы из Венгрии. На этой встрече рав Авраам рассказал о необыкновенной и очень ценной монете, которая переходила в их семье из поколения в поколение. Он сказал, что этой монетой пользовались во времена Второго Храма. «Насколько мне известно, – добавил он, – второй такой монеты нет больше ни у кого».

Рав Софер достал монету, и все имели возможность посмотреть на нее, передавая из рук в руки. В какой-то момент монета неожиданно исчезла. Раввины начали спрашивать друг у друга, где монета. В воздухе почувствовалось напряжение. Через некоторое время мудрец встал и обратился к публике: «Я не сомневаюсь в том, что находящиеся здесь – порядочные и кошерные евреи, и, вполне вероятно, что один из них просто случайно перепутал ее с какой-то своей монетой».

Присутствующие проверили свои карманы, но никто не обнаружил пропажи. Тогда предложили сделать по-другому, несмотря на то, что это было нелегкое решение: «Пусть каждый проверит карманы своего соседа». Один немолодой раввин, известный своей ученостью и праведностью человек, резко воспротивился этому предложению и попросил просто подождать пятнадцать минут. Когда время прошло, а монета не обнаружилась, он попросил новой отсрочки. Время шло, и облако подозрений незаметно приближалось к этому раввину. Через пятнадцать минут он встал и со слезами на глазах обратился ко всем присутствующим с просьбой подождать еще пятнадцать минут.

И вдруг на всеобщее удивление появился шамаш (помощник рава Софера) и радостно сообщил, что нашел монету: когда он убирал скатерти, она выпала из одной складки. Это было приятное известие, но теперь все хотели услышать объяснения раввина, просившего приостановить поиски. Откуда он знал, что произошло, и почему не соглашался разрешить проверку своих карманов?

Мудрец встал и обратился ко всем сидящим в зале:

— Перед тем как прийти на этот вечер, я взял с собой монету времен Второго Храма, чтобы показать ее всем присутствующим. Я думал, что больше ни у кого в мире нет такой монеты. Но оказалось, что есть еще одна, и когда все начали ее рассматривать, я решил не доставать свою. А теперь представьте себе, как я себя чувствовал, когда каждого попросили проверить карманы своего соседа. Все бы приняли меня за вора. Я попросил присутствующих подождать, надеясь, что монета найдется, а сам начал молиться Всевышнему, чтобы Он спас меня от такого позора на старости лет. И вот моя молитва была услышана…»

4. Не следует рассказывать другим людям о своих нарушениях заповедей «между человеком и Всевышним», но когда вы видите, что подозрение падает на других, можно открыться и рассказать, как все произошло. Более того, разрешается даже признаться в том, чего вы никогда не делали, с целью снять подозрение с других, но это уже относится к категории «меры хасидута» (благочестия).

Однажды Рабан Гамлиэль позвал к себе других мудрецов для того, чтобы решить, добавлять ли месяц к текущему году (делать ли год високосным или обычным). Он позвал только семерых, но, к удивлению, обнаружил восемь человек.

«Пусть выйдет тот, кто вошел без разрешения», – сказал Рабан Гамлиэль.

Встал Шмуэль а-катан и сказал: «Я пришел без разрешения. Но я пришел не участвовать в самом заседании, а только поучиться мудрости».

Рабан Гамлиэль разрешил ему остаться, сказав, что для такого человека, как он, подобные заседания должны быть открыты всегда. И еще добавил, что по алахе вся проблема лишь в том, что утвердить прибавление месяца вправе только те, кого пригласили это сделать.

На самом деле без приглашения пришел другой человек, а Шмуэль а-катан спас его от позора.


http://www.beerot.ru/?p=9627