Парашат Шкалим — раз в год пожертвовать половину шекеля

Дата: | Автор материала: Рав Пинхас Перлов

3300
Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, исполнялась особая заповедь. Каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля на приобретение животных для общественных жертвоприношений: ежедневных всесожжений, дополнительных жертв, хлебных приношений и воскурений.

Все, что сотворил Всевышний, и нижний, земной мир и все, что в нем, создал Он, чтобы озарить Его чудесным светом, как сказано: «Во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его». И потому говорят, что Он желает Себе жилище в нижних мирах.

И сказано: «Обитающий в восхвалениях Израиля» – не восхваления ангелов милее Ему, а сынов Израиля, души которых созданы под Троном Славы и спущены с небес в наш земной мир. «Сидящих во тьме и мраке, окованных страданием и железом – Он выводит из тьмы и смертной тени (Египетского рабства) и оковы их разбивает».

И говорит Он: «Обитать Я буду среди них», – в Святилище, и в душах каждого из них. И в этом – в принадлежности к еврейскому народу – все они перед Ним равны: богатые и бедные, мудрые и глупые, праведные и грешные. Это совсем другие люди, чем те праведники, которые учились когда-то в ешиве Шема и Эвера. Ведь сыны Израиля – потомки праотцев, и особая близость была у них, полученная совместными страданиями в рабстве. Но им предстояло нечто большее – то, что соответствовало единству корней их душ на небесах.

Народ Израиля получает заповедь строительства Святилища – Мишкана. «Обитать Я буду среди них», – в Святилище, которое одно на всех, и у всех на него равное право – в силу принадлежности к еврейскому народу. И так же одна обязанность – внесение серебряного полушекеля, как самыми бедными, так и самыми богатыми. На эти деньги приобретают животных для ежедневных и праздничных жертвоприношений, которые таким образом становятся искуплением для всего народа. И не освобождаются от платы даже величайшие праведники, как будто бы не нуждающиеся в искуплении; и не должны платить больше других грешники. И Шхина в Святилище – одна на всех: либо она есть – для всех, либо для всех – нет ее. Весь народ – как один человек, праведный или грешный, а Мишкан – как «душа народа».

Почему же только половина шекеля? Сказали наши мудрецы: «Где мы видим величие Всевышнего, там мы видим и Его скромность», как будет понятно из сказанного далее.

Когда Всевышний сказал Моше: «Прикажи сынам Израиля и скажи им: “Жертву Мою, хлеб Мой для возжиганий… приносите Мне в свое время”», Моше ответил, испугавшись: «Чьей жертвы может Тебе хватить»? А когда Всевышний сказал: «Пусть они сделают Мне святилище, и Я буду пребывать среди них», Моше ответил: «Кто сумеет построить святилище, в котором Ты сможешь поместиться»? Ведь, как сказал царь Шломо, «Небеса и Небеса небес не вместят Тебя»! Но Всевышний не требует от людей невозможного.

Тора говорит: даже самые щедрые не должны давать больше, чем половину шекеля, потому что в таком случае скупые люди не дадут ничего, и скажут: настоящее пожертвование – это когда человек жертвует всем, что у него есть, а мы на это не готовы.

Почему мы отдаем именно половину шекеля? Приведем несколько объяснений:

1. Чтобы не забывать, что даже в самом лучшем случае мы служим Всевышнему только в половину наших сил.

2. Отданные деньги должны были искупить грех «золотого тельца», а служили ему только мужчины. Поскольку мужчина без женщины – это только половина цельной личности, для искупления достаточно половины шекеля.

3. Даже если человек совершил грех, половина его души все равно остается чистой и не нуждается в искуплении.

Моше не мог понять, как монета достоинством в половину шекеля может стать выкупом для тех, кто поклонялись «золотому тельцу» и сказали: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта»!

Рабби Меир сказал: «Всевышний показал Моше огненную монету размером с половину шекеля, лежавшую под Его Троном, и сказал: «Вот такую монету они должны будут отдать»».

Что это значит? Человек может пожертвовать много золота и серебра, но если он не раскается в своих грехах и не оставит их, они не будут ему прощены. Однако, тот, кто полностью раскаялся во всех своих проступках, может искупить себя одной мелкой монетой. Серебро, из которого сделана эта монета, стало пламенем и поднялось вверх, а даже мелкая монета, став огненной, может искупить его грехи.

Даже самый щедрый человек может доказать широту своего сердца только одним образом – воздержавшись от слишком большого пожертвования, ибо тем самым он дает возможность даже самым скупым с ним сравняться. Скупые скажут: если это – пожертвования самых щедрых людей, то и мы дадим столько же. В таком случае весь народ будет объединен одинаковым размером пожертвования.

Отсюда мы видим, как дорога Всевышнему и благотворна для всего Израиля даже самая легкая заповедь, когда ее исполняет весь народ. Она ценнее, чем самая трудная заповедь, совершаемая одними праведниками. Поэтому и сказала Тора: «Богатый не должен давать больше» – чтобы бедный не дал меньше.

Важно отметить, что за рамками заповеди о «половине шекеля», каждый человек выделял Храму по своему желанию и возможностям.

В прошедшую субботу, когда мы читали в недельной главе «Итро» о даровании Торы, внутри каждого из нас вновь оживали картины, связанные с образом огня: «А гора Синай дымилась вся, потому что сошел на нее Г-сподь в огне»; «И весь народ видит голоса и пламя», и потому Тора сравнивается с огнем. Она зажигает пламя в наших душах, пламя великого страха и великой любви, ведь мы – потомки стоявших у горы, и души наши тоже находились там. И поэтому монета – «огненная».

Сказал Всевышний: «Обитать Я буду среди них». Это значит – в Святилище и в душах каждого из них. Как сказано в Гемаре: «После разрушения Храма пристанище Шхины – ”арба амот алаха“ (“четыре локтя закона“)», то есть Шхина осталась там, где сидят и учат Тору. Когда мы учим Тору, в наших душах разгорается ее огонь, а если учим вместе, то огни сливаются вместе и обретают новую силу. И так сказано в Гемаре: «Откуда мы учим, что Шхина – в Доме собрания (где присутствуют и учатся десять евреев)? Как сказано: «Б-г предстает в общине Б-жей». А среди троих, которые сидят и судят? Как сказано: «Среди судей судить будет». А при двоих, занимающихся Торой? Сказано: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Господа; и внимал Господь, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся Господа и чтущих имя Его». А если занимающийся Торой – один? Из сказанного: «Во всякое место, в котором напомню Я об имени Моем, приду Я к тебе и благословлю тебя»».

Но чем больше изучающих вместе, тем выше ступень, как сказано далее в Гемаре: «Если один, то слова его не записываются в памятную книгу, а двух – записываются; а если трое заседают в суде, то слова их – тоже Тора; а если десятеро – то Шхина, опережая, приходит раньше них».

Подобно заповеди о «половине шекеля», важна заслуга всего народа также и в поддержании Торы. Рав Шах, не жалевший усилий для укрепления мира ешив, принял однажды, казалось бы, парадоксальное решение: отказался от щедрого предложения премьер-министра Менахема Бегина о полном финансировании учреждений Торы из государственного бюджета. Он сказал: «Нельзя соглашаться, чтобы учреждения Торы получали от правительства сто процентов бюджета! Это – правило, которому я научился у Хафец Хаима»!

Он объяснил это так, как сам слышал от величайшего мудреца последних поколений: «Содержание ешив и учреждений Торы должно быть заслугой каждого человека из народа Израиля, и нельзя отнимать у людей эту заслугу»!

Также и люди, поддерживающие Тору, помогая ее знатокам, тем самым приобретают ее. И удостаиваются того, что Г-сподь в будущем откроет им глаза и усилит свет их разума». Эти люди удостоятся высшего дара, уготованного человеку – дара разума, и будут наравне с великими мудрецами Торы наслаждаться в грядущем мире сиянием Шехины!


http://www.beerot.ru/?p=9693