Вопрос о запрете лгать

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2793

Уважаемый раввин, хотелось бы спросить, есть ли в законах Торы запрет лгать? Да и может ли быть иначе, исходя из общечеловеческой логики? Наш праотец Яаков, на первый взгляд, обманным путем добился того, что праведный Ицхак благословил его вместо его старшего брата и первенца Эсава. Может, на самом деле, по Торе разрешено врать?

Заранее благодарю,

Вячеслав


За скорейшее выздоровление Лея бат Вихна

Уважаемый Вячеслав! Тема получения благословлений Ицхака и степень их важности достаточна глубока. Можно только с полной уверенностью сказать, что Тора, которая ко лжи относится с особым неприятием, не засчитывает нашему праотцу Яакову за грех факт «похищения» благословлений. Изъян в этой истории, который называют мудрецы Торы (что также требует особенного изучения), это то, что Яаков доставил своим поступком душевную боль Эсаву. В Свитке Эстер рассказывается, что скорбь Мордехая о величайшем горе, постигшем его народ, выразилась в его великом и горьком вопле (Эстер, 4:1). Мидраш «Берейшит Раба» (глава 7-ая, пункт 4-ый) говорит, что здесь потомку Яакова было отплачено за то, что его праотец Яаков, похитив благословления Ицхака, как бы полагающиеся Эсаву, причинил Эсаву боль, выразившуюся в великом и горьком вопле. Заметим, что скорбь Мордехая была спровоцирована потомком Эсава – Аманом, который был из рода Амалека. В книге «Зоар» (Шмот, 12:2) сказано, что еврейский народ получит полное избавление только тогда, когда просохнут слезы, которые пролил Эсав перед своим отцом (лишившись его благословлений).

К истории «похищения» благословлений мы еще вернемся, а пока позвольте несколько слов о запрете лгать. Автор книги «Сэфэр а-Хинух» (74 заповедь) пишет, что ложь является диаметральной противоположностью качеству Творца, принцип Которого – истина (Шабат, 55а), и поэтому влечет за собой полную противоположность благословению, радости, счастью. Он пишет, что нет вещи более омерзительной, чем ложь. Поэтому Писание, говоря о запрете лгать (Шмот, 23:7), пользуется словом «отдались», чего мы не встречаем ни в одном другом предостережении Торы.

В «Шулхан Арухе», своде еврейских законов, как известно, нет специального раздела о запретах, связанных с дурными человеческими качествами. Есть этому несколько объяснений. Одно из них: работа над своими качествами является непременным условием для исполнения Торы, поэтому приведенные в «Шулхан Арухе» законы может в полной мере понять и выполнить только тот, кто постоянно исправляет свои качества. Дополнительное объяснение: каждому человеку и в каждом отдельном случае требуется индивидуальная работа над собой, и обычно тяжело определить общие задачи для всех. Тем не менее, о запрете лгать «Шулхан Арух» говорит впрямую. В законах о трауре (раздел «Йорэ Дэа», глава 102, пункт 12) сказано, что запрещено сообщать людям о смерти их близких, но если они спросили сами, то необходимо сказать им правду, так как Тора сказала: «От лжи отдались».

В Талмуде, «Шулхан Арухе» и книгах других поским (законоучителей) упомянуты и более частные законы, связанные с данной темой. Приведем некоторые из них.

Если человек кому-нибудь пообещал что-либо, он должен это обязательно исполнить («Каф а-Хаим», Орах Хаим 156:13; «Тшувот вэ-Анагот», 2:705; «Бе-Цель а-Хохма», 5:159). Данное правило в полной мере верно и в отношении детей, какого бы возраста они ни были (Сукка, 46б).

Запрещено списывать на экзаменах и контрольных работах, предъявлять диплом или аттестат с завышенными оценками, тем более, поддельный. В случае сомнения, какую оценку заслуживает ученик, разрешено поставить более высокий бал из двух предполагаемых («Шевет а-Леви», 10, Йорэ Дэа, 163).

Запрещено продать или преподнести в подарок испорченную или подержанную вещь, выдавая ее за целую и новую («Шевет а-Кеати» 1, Хошен Мишпат, 331).

Человеку, совершившему некое действие, не предполагая, что совершает его для товарища, запрещено потом дать понять этому товарищу, что он совершил его специально для него. Например, тому, кто был в больнице по своим делам и «заодно» посетил своего знакомого, который там лечится, запрещено показать, что он прибыл в больницу исключительно ради него («Шулхан Арух», Хошен Мишпат 228:6). (Исключением может быть ситуация, когда такое заявление призвано порадовать самого больного и тем самым придать ему сил и здоровья – прим. редактора)

Запрещено приглашать ближнего в гости, предлагать ему угощения, когда на самом деле не хотят, чтобы он приходил и ел («Шулхан Арух», там же; Сма, там же, п. 8).

Разрешено делать яркие – правдивые! – рекламы, скидки, подарки и другие мероприятия для того, чтобы привлечь клиентов («Шулхан Арух», там же, п. 18).

Запрещено продавцу уверять покупателей, что он продает товар очень дешево, если это не соответствует истине. При продаже различных видов продуктов, расфасованных в упаковки, запрещено специально класть более качественные плоды сверху, а менее качественные снизу («Шулхан Арух», там же, пп. 10-20).

Как и в любом другом законе Торы, в запрете лгать есть свои четкие рамки и определения. В книге «Йерэим» (п. 235) сказано, что ложь, которая никоим образом не может привести к злу, Тора не запрещала. Поэтому в ряде случаев мы можем стать свидетелями тому, как великие праведники и мудрецы искажали истину, преследуя высокие цели, которые ведут к добру. Ради каких целей мудрецы могли исказить истину? Перечислим некоторые из них: для того, чтобы товарищ не был опозорен (Санедрин, 11а); чтобы из скромности скрыть объем своих знаний в Торе (Бава Меция, 23б); чтобы предотвратить ссоры и сохранить мир (Йевамот, 65б); чтобы поднять настроение надломленных духом людей (Недарим, 50а). Но даже в этих случаях не каждому позволено исказить истину. Помимо полной уверенности, что это не повлечет никаких негативных последствий, а, наоборот, принесет только мир и радость, человек должен быть уверен в том, что это не приучит его к обману (Йевамот, 63а; «Нив Сфатаим», 3).

Все, что связано с судопроизводством: обвинение, защита, свидетельства, дача показаний и прочее, должно быть кристально чисто от всякой примеси неправды и двусмысленности, включая умалчивание фактов, уклончивые фразы, намеки, мимику.

Приведем несколько законов, вытекающих из вышеприведенного разрешения. Разрешено (и весьма желательно) хвалить жену, ребенка, ученика, да и постороннего человека, хотя они и не достойны похвалы, если это может придать им уверенности и душевных сил, мотивировать их стать лучше. Разрешено похвалить ребенка в присутствии родителей, даже когда хвалящий считает, что его слова не совсем отвечают истине («Титен Эмет ле-Яаков», стр. 130, от имени рава Ш. З. Оэрбаха). Есть особая заповедь расхваливать перед женихом его невесту (Ктубот, 17а; «Шулхан Арух», Эвен а-Эзер 65:1).

Тот, кого угостили испорченным или невкусным блюдом, чтобы не обижать хозяев дома, может солгать, что он уже достаточно поел и совсем не голоден («Сефер Хасидим», 642; «Шевет а-Леви», 5:90). Это же верно и в случае, когда человека хотят угостить некошерной едой, или есть сомнения в ее кашерности («Каф а-Хаим», Орах Хаим 565:36).

Разрешено сказать больному, чтобы поддержать его дух, что он уже намного лучше выглядит, хотя это не соответствует действительности («Кицур Шулхан Арух», 193:3).

Великий мудрец Торы современности рав Хаим Каневский пишет, что даже в случаях, когда разрешено исказить истину во имя благих целей, если можно достичь искомого результата, пусть даже ценой больших усилий, не прибегая ко лжи, запрещено лгать (Кутим, 1:30).

Вернемся к благословлению Ицхака, которое столь коварно «похитил» наш праотец, праведник Яаков, по наставлению нашей праматери, праведницы Ривки. Давайте внимательно прочитаем текст Писания, постараемся непредвзято понять, где истина, а где ложь, и ответить на вопрос: справедливо было бы, если бы Яаков ослушался наказа матери, и благословения Ицхака достались бы Эсаву?

К тому времени, когда Ицхак решил передать свои благословения, Эсав превратил себя в абсолютное зло. История с продажей первородства – прямое доказательство этому. Эсав был готов променять святость первородства – преимущественного положения в служении Творцу – на порцию чечевицы. Почему Писание говорит, что этим действием Эсав выказал пренебрежение великому статусу первородства? Ведь Эсав был смертельно голоден, а чего не сделаешь ради спасения жизни? И не только руководствуясь естественным инстинктом самосохранения, но и следуя воли Всевышнего, заповедовавшего сохранять жизнь даже ценой нарушения любых запретов Торы, за исключением трех самых строгих: идолопоклонства, убийства и разврата. Объясняют наши мудрецы, что Эсав успел так сильно проголодаться, именно совершая эти самые страшные нарушения, причем наиболее извращенным способом (Берешит, 25:29 и комментарий Раши).

О том, что представлял собой Эсав, наш праотец Ицхак немного догадывался, но не гнал его от себя, пытаясь повлиять на него своей праведностью. Он ясно осознавал, что, отдалившись от него, Эсав полностью погрязнет во зле и причинит великие беды всему человечеству (Санедрин, 107б). Но всей правды об Эсаве праведный Ицхак не знал, так как Эсав многие годы коварно обманывал его (Берешит, 25:28 и комментарий Раши).

Когда Ицхак спрашивает: «Кто ты, сын мой?», Яаков, не меняя своего голоса, отвечает: «Я!», и мысленно продолжает: «Тот, кто принес тебе яства», а затем вслух: «Эсав – первенец Твой» (Берешит, 27:18-19 и комментарий Раши).

О том, что благословение причитается тому, кто удостоился первородства, явно слышится из текста. В книге «Зоар» (1, 145а) говорится, что на прямую зависимость между первородством, бхора (בכרה), и благословением, браха (ברכה), указывает и то, что на святом языке эти слова составляют одни и те же буквы.

Рав Элияу Дэслер пишет, что есть ситуации, когда правда может сильно навредить, и тогда это уже будет не истина, а ложь. А иногда, наоборот, необходимо искривить истину, чтобы принести людям добро. Другими словами, то, что ведет к добру, по-настоящему является истиной, а то, что влечет зло – ложью. В Мидраше («Ялкут Шимони», 115) рассказывается: когда Ицхак понял, что благословения были даны не Эсаву, он спросил у Всевышнего, кто за этот обман попадет в гейном (ад). На что Творец ответил ему: «Не ты и не Яаков, а именно Эсав, который всю жизнь лгал тебе, унаследует гейном». Здесь обучает нас Тора, что совершить то, что ведет к исполнению воли Творца, является правдой. И даже сама ложь, к которой пришлось прибегнуть для того, чтобы восторжествовала истина, является правдой («Михтав мэ-Илияу», I, стр. 94).

«Зоар» (там же, 146а) говорит, что Яаков «приобрел» первородство у Эсава не для личной выгоды. Он знал, что, получив статус первенца, сможет по праву завладеть благословением Ицхака и не допустить, чтобы оно попало в руки зла. Виленский Гаон в комментариях на Пасхальную Агаду пишет, что все то добро, которое существовало, существует и будет существовать, как в этом мире, так и в мире грядущем, является следствием благословения, полученного Яаковом. И без него не было бы силы у добра, а всем единолично завладел бы Эсав, воплощение абсолютного зла: идолопоклонства, убийства и разврата.

Давайте помнить об этом и с благодарностью использовать благословения, добытые для нас Яаковом, во имя торжества истины, добра и справедливости.

С почтением, Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=23247