Ад и рай

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

22343

Если можно, у меня к раву такой вопрос: есть ли в иудаизме после смерти человека такие понятия как «ад» и «рай»?

Эльнур


Уважаемый Эльнур!

В иудаизме есть такие понятия. Человек приходит в этот мир для того, чтобы исполнить свое предназначение. Мы все после смерти предстанем перед Небесным судом и ответим за наши поступки.

Рай и ад – это мир душ. Рай – это место пребывания душ умерших, которые во всем исполнили свое предназначение, либо прошли исправление после понесенного наказания. В раю душа пребывает в близости ко Всевышнему и испытывает высшее наслаждение. Но рай не является окончательным вознаграждением. В нем души лишь ожидают Будущего Мира, который наступит после воскрешения мертвых.

Ад – это место, предназначенное для исправления определенных грехов человека. Туда, соответственно, попадают души грешников. Есть много описаний ада у наших мудрецов, как, например: «огонь (в нашем мире) это 1/60 огня ада (геинома)» (Брахот, 57б). Мудрецы последующих поколений (Рамбан, рав Элияу Деслер и др.) объясняют, что ни в коем случае это нельзя воспринимать буквально. Речь идет о муках души, которые аллегорически сравниваются с огнем, для того, чтобы приблизить эти страдания к нашему пониманию.

Есть несколько видов наказаний грешников после смерти. Попробуем их объяснить по порядку, опираясь на описание равом Элияу Деслером в книге «Михтав ми-Элияу». Это нам поможет немного понять смысл наказаний ада.

Все мы смертны – это совершенно очевидно. В момент смерти душа покидает тело, но по сути она никак не изменяется. Душа остается со всем «багажом», который она приобретала в течение жизни – желания, стремления, привычки, достоинства и недостатки. Человек – это единственное существо, способное жить в иллюзорном мире, который каждый создает себе сам. И все потому, что в этом мире истинная реальность скрыта от нас. Ее невозможно постичь иначе, чем через изучение Торы.

Душа – сугубо духовна, она стремится воссоединиться со своим источником. После смерти душе предстоит встреча с истинной реальностью, которая является единственной реальностью, и пройти проверку, насколько душа ей соответствует, имеет ли она возможность в ней существовать. В этом заключается смысл Небесного суда, перед которым предстает душа после смерти. Если душа не подходит под эту реальность, т. е. при жизни она приобрела различные недостатки, «обросла» материальностью, обрела дурные качества, пороки, то ее постигает наказание, цель которого – очистить душу от наслоений, мешающих ей войти в рай – мир совершенных душ. Т.е. наказание не может создать добро в человеке, но только освободить его от накопленного зла. Соответственно, различные наказания исправляют различные недостатки.

Чтобы понять дальнейшие объяснения рава Деслера, нам необходимо понять строение души человека. Она условно делится на три уровня: самый низший – нефеш (животная душа) поддерживает жизнедеятельность тела. В теле человека она прибывает в печени, из которой по крови распространяется по всему телу. Она обладает свойствами, такими как рефлексы и физические желания, а также все то, что называется качествами души. Второй уровень – руах (дух). Он пребывает в сердце, и в нем сосредоточены чувства человека: любовь и страх, приятие и неприятие, желание и ненависть. Главная характеристика этого уровня – желание и ощущение собственного «я», в котором заключается право выбора человека. Третий и самый высший уровень – нешама (Б-жественная душа). Она прибывает в высших сферах и лишь озаряет мозг человека. Она отвечает за постижение Б-жественного разума, данного человеку. Чем больше человек занимается Торой, тем большего света нешамы он удостаивается.

Теперь перейдем к различным видам наказаний.

  1. Каф акела – праща. Мудрецы Талмуда описали это наказание так: «Один ангел стоит на одном конце мира, другой – на другом, и перебрасываются друг с другом душами при помощи пращи» (Шаббат, 152б). Святая книга «Зоар» пишет: «Душа, которая скитается по всему миру, и нет у нее покоя совсем ни днем, ни ночью. И это наказание хуже любого другого…» (Гл. Трума, стр. 299). Виленский Гаон в книге «Эвен шлема» пишет об этом наказании: «…за пустословие, а также за вожделением становится духом, гонимым по всему миру с места на место» (Гл. 10:11).

Рав Деслер объясняет это наказание так: каф акела исправляет изъяны нефеш (животной души) для того, чтобы упразднить ее материальность и дурные качества. После смерти душа остается со всеми желаниями, приобретенными в этом мире. Но, находясь в мире духовном, она не может их удовлетворить, и из-за этого мечется по всему миру из конца в конец. Это напоминает погоню за тем, чего не существует, за миражом. Это продолжается долго, пока постепенно душа не освободится от рабства своих желаний. Только после этого она попадает в ад.

  1. Геином – ад. В нем происходит исправление части души руах (духа). Это происходит следующим образом: человек ощущает, что его собственное «я» после освобождения от качеств души осталось совершенно пустым. Это ощущение причиняет ему тяжелейшие страдания. О них сказано: «Души злодеев сгорают» (Рош а-Шана, 17б), т.е. в их душах нет никакой духовности. Все попадают в ад (праведники также проходят через него, но их провожают ангелы, которые были созданы их праведными поступками и изучением Торы), но выходят из него по-разному. Каждый – в меру духовности, которая была в нем.

Наихудший случай – когда наш праотец Авраам вызволяет еврея из ада. Это означает, что в том еврее «сгорело» все, кроме несгораемой внутренней сути, подобной точке. Она есть у каждого еврея, она причисляет его к народу Израиля – к потомкам Авраама. Но если у человека при жизни были помыслы о раскаянии, то его мучения доходят до этой точки. Если и этого не было, то мучения такого человека продолжаются до тех пор, пока от него не остается ничего, и он становится прахом в ногах праведников.

Маараль из Праги объясняет, что ад – это небытие. В аду человек ощущает всю никчемность своего существования: все, к чему он стремился, исчезло, и он остался в полном одиночестве. В нем осталось лишь ощущение собственного «я». Он остался один на один с отчаянием от пустоты прожитой жизни, и это причиняет ему немыслимые муки. Как известно, муки души несравненно страшнее, чем мучения тела. После того, как душа выходит из ада, она попадает в рай.

Из сказанного выше ясно, что в ад попадают не самые закоренелые грешники. Для таких есть особое наказание – карет. О нем мы писали в отдельном ответе.

Да спасет нас Всевышний от этого страшного наказания! Талмуд рассказывает (Брахот 28б): когда заболел великий раби Йоханан бен Закай, к нему пришли его ученики и застали его плачущим. Спросили его, почему он плачет. Ответил им раби: «Передо мной два пути: один – в рай, другой – в ад, и я не знаю, каким меня поведут…». Если такой величайший мудрец плакал об этом, то что о нас…

С уважением, рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=16561