Золотой телец наших дней: фальсификация еврейства

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

761
религиозное засилье

Есть глубокая дискуссия о грехе «золотого тельца»: было ли это истинным идолопоклонством или чем-то иным. В частности, в комментарии Рамбана мы видим тончайшие нюансы и различия между пониманием рава Авраама ибн Эзры и Рамбана. Были те, кто считал, что это не было идолопоклонством. Однако есть и оспаривающие этот подход, считающие, что там было настоящее идолопоклонство. Однако все признают, что у эрев рав (собрания народов) а также у части евреев, наказанных смертью за этот грех, было настоящее идолопоклонство.

Я слышал притчу от рава Шимшона Довида Пинкуса, которая очень подходит к объяснению нашей главы. Говорят, что народы мира, в принципе, служат Творцу различными способами, просто они представляют Его несколько иначе. Иллюстрацией этого служит притча о том, как один проходимец решил воспользоваться наивностью жителей отдаленного от столицы города. Он прислал туда сообщение о том, что из столицы к ним едет царь, и нужно принять его подобающим образом. Понятно, что весь город стал готовиться к приему. Тем временем проходимец достал себе царскую карету и царское одеяние, нарядился, въехал в город с огромным почетом, получил богатые дары, и исчез. Настоящему царю доложили о том, что жители такого-то города приняли с почестями другого царя – устроили бунт! Царь принял решение наказать жителей-бунтовщиков, и тогда ни в чем не повинные жители пришли к царю оправдываться: как же так, великий царь, мы же это делали ради тебя, оказывали почет царю! Мы же не знали, что тот, дугой – проходимец! Мудрый царь, подумав, должен был бы простить наивных горожан…

А теперь представьте себе, что тот самый проходимец выдал за царя не себя, а… гориллу! Взял в зоопарке гориллу, нарядил в царское платье и привез в город, и горожане оказывали горилле всевозможные царские почести. Если такие горожане придут к настоящему царю оправдываться: «как же так, великий царь, мы думали, что это ты!» Царь вскричит: «Как?! Я – горилла?! Нет вам прощения!»

Эта притча помогает нам понять отношение к «золотому тельцу». Если те, кто его сделал и ему поклонялся, говорят, что это все – ради Творца, а вместо Творца ставят идола, то это и есть настоящее идолопоклонство! Евреи выбрали тельца, говоря, что именно он вывел их из Египта – как такое может быть? Именно в этом и есть большая претензия к ним: как можно было даже представить, что телец вывел из Египта?

Постараемся вдуматься, как это касается нас и нашего времени. Есть в сердцах нашего народа великая сила – сила веры и ожидания освобождения. Эта живительная сила укрепляла еврейские сердца во все дни нашего изгнания. Наш народ в тысячелетней тьме изгнаний, издевательств и преследований оставался верен сказанному пророком Хаввакуком: праведник верой своей будет жить.

В нашем народе живет вера и предание о том, что такое Машиах, что такое Избавления (геула). Хотя, как пишет Рамбам, мы не знаем в деталях, как это будет происходить. Однако об уникальном величии в Торе и праведности нашего Машиаха сказано ясно. Также ясно сказано о величайшей победе добра над злом, полном восстановлении исполнения Торы во всех аспектах жизни, расцвете нашего народа как народа священнослужителей.

Наши величайшие учителя определили наш исторический период как иквета де-Машиха, т.е. как время, предшествующее приходу Машиаха.

Этот период описывает Мишна и Гемара в конце трактата Сота (мы уже публиковали важнейшую статью на эту тему великого ученика Хафец Хаима, рава Эльханана Вассермана). Это очень «темное» время сокрытия Лика Творца. Это подобно той тьме, которой Сатан запутал наш народ в конце 40 дней, перед тем, как Моше должен был спуститься с горы Синай. Так же как в те времена Сатану была дана возможность испытывать евреев, показав им картину, что Моше как будто умер, так и в период иквета де-Машиха Всевышний испытывает нас ослаблением уверенности, надежды и веры в истинное Освобождение и в истинного Машиаха.

То, что нам предлагается сегодня, это не просто суррогат, а полная противоположность Освобождения. Полная фальсификация еврейства – призыв «быть, как все народы» – отмена сути нашего народа как народа, несущего миру свет Торы. Смысл этого в полном духовном уничтожении еврейства. Замысел Всевышнего о народе, который раскрывает в мире Целем Элоким, заменяется пожеланием, чтобы и у нас были свои воры и проститутки и собственное государство (не имеется в виду Израильское царство по Торе), как у всех народов! Цель – стать «ам хофши», свободным народом, имеется в виду, в первую очередь, свобода от правления Творца, свобода от заповедей. Это ли не телец вместо Всевышнего?! Это ли не горилла вместо Царя?!

Давайте освежим в памяти историю рождения Яакова и Эйсава. Раши говорит, что до того, как они стали взрослыми, не было видно разницы между ними. Внешне они были различны, но по поведению выглядели как обычные братья, а дальше уже пошли каждый своим путем. Наши мудрецы говорят, что Ишмаэль и Эйсав – это два больших начала народов мира. Так, есть три основных типа людей. Яаков – «иш там, йошев оэлим» (прямой и цельный человек, который находится в доме учения). Про потомков Ишмаэля сказано, что они – «пере адам» (дикий человек), и сказано, что «его руки везде». И мы с вами заем, как хорошо они умеют воровать. Есть также Эйсав, который «иш садэ» – человек поля. С одной стороны, он всячески старается показать свою «чистоту» – задает папе каверзные вопросы праведника, женится в том же возрасте, что и папа. А с другой стороны – за папиной спиной грешит и занимается развратом. С одной стороны, он продает свое первородство Яакову, а, с другой стороны, он затем хочет убить его за то, что он получил браху, которая полагается ему по закону.

Подобно с фальсификацией в истории с «золотым тельцом», мы имеем дело со странной фальсификацией – подменой того, как должен выглядеть еврей.

Не стоит далеко ходить за примерами – в наше время мы можем встретить таких, которые и «пере адам», и «иш садэ». Не раз можно было услышать в официальных заявлениях властей о том, какого «нового человека» хотят построить в государстве. Образ «нового израильтянина» лучше всего можно охарактеризовать понятием «хороший гой» (пример тому – активно культивируемый культ оружия и силы). То, что в Торе называется «орудием, украденным у Эйсава», не есть предмет гордости: мы можем (и даже обязаны) при необходимости пользоваться им для защиты, но не это – наша краса и гордость! Царь Давид, написавший книгу Теилим, обладавший величайшими достоинствами, не удостоился того, чтобы построить Храм – и так сказал ему Всевышний: ты не можешь построить Храм, потому что твои руки в крови! Царь Давид ни разу не пролил невинную кровь, ни разу никого он не убил не по закону. И тем не менее, это не отодвигает принцип, по которому Храм должен быть построен человеком мира, а не человеком войны. Подмена образа еврея образом «нового израильтянина» с винтовкой в руке – пусть и с кипой на голове, но при этом винтовка составляет первейший предмет его гордости – это и есть настоящая фальсификация, это и есть «золотой телец» нашего времени, «который вывел тебя из Египта».

Когда я приехал в Израиль 40 лет тому назад, меня и многих новоприбывших поразило одно: мы не находили евреев! Тот образ, который находился у каждого в голове и в сердце, привычный нам еврей, находился только (по словам моего нерелигиозного знакомого, лектора в Иерусалимском университете) в Меа Шеарим!

Евреи были и остаются Народом Книги – это знаем все мы, и это признают народы мира. Чтобы сохранить этот образ и передать его нашим детям, нам нужно, в первую очередь, самим стать представителями этого народа, евреями, а не «хорошими гоями».

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53270