В чем истинный смысл избранности еврейского народа?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

653
Магид из Дубно совет

Не секрет, что особое положение нашего народа испокон веков волновало всех живущих на земле – как представителей других наций, так и нас самих. В чем же заключается эта избранность?

Если наша избранность не имеет ничего общего с национальной гордыней, то в чем же она? Возможно, нам, как людям религиозным, стоит поставить вопрос более широко: в чем был смысл творения человека в этом мире?

Начнем с сотворения мира: «Берешит бара Элоким эт а-шамаим ве-эт а-арец». Известен комментарий Раши, и мы не раз его приводили в предыдущих статьях: «берешит» следует понимать как «бишвиль решит» – для того, что называется «решит»: Тора и Израиль, народ Израиля. Чтобы лучше понять, что называется Торой и Израилем, обратимся к главе Лех Леха, в которой говорится о том, что Авраам поднялся в эрец Кнаан с «душами, которые они сделали в Харане». Говорит Раши и таргум Ункелус, что имеются в виду геры – те люди, которых Авраам и его жена Сара приблизили, и они приняли на себя единство Творца и бремя исполнения Его воли, т.е. Торы. Как разъясняет Ункелус «подчинили их Торе».

В статье рава Вассермана, которую мы опубликовали в журнале более года назад, шла речь о том, как можно прийти к вере во Всевышнего, а точнее – к пониманию того, что есть Первопричина всего, руководствуясь доводами разума. В частности, там говорилось о том, что мир свидетельствует о Творце всем своим величием, многогранностью, глубиной и совершенством, как о величии и необъятной глубине Того, Кто этот мир сотворил. Обладающие разумом не делают вещи, которые лишены замысла. Нам, безусловно, очень далеко до понимания величия замыслов Творца, но мы все же стараемся в своих поступках руководствоваться разумом.

Итак, есть замысел Творца, и весь мир сотворен, чтобы этот замысел осуществить. Принципиальный вопрос здесь: в чем заключался замысел Творца при создании человека? Говорит книга «Даат Твунот» – есть замысел при сотворении того, кто  называется «человек», и нам надо понять, какое мы имеем отношение к этому замыслу.

Человек имеет множество отличий от животного, и одно из главных отличий в том, что, например, теленок или ягненок не нуждаются в воспитании: потомство животных рождается, вскоре после рождения встает на ноги, принимает пищу, функционирует, почти ничем не отличаясь от своих родителей. Они уже «готовые», и их функция в мире изначально задана инстинктами и не нуждается ни в каком обучении. Человек же, наоборот, не может проявить свою человеческую сущность без того, чтобы его обучали и воспитывали. Свою миссию в мире человек исполняет силой разума, который ему дал Всевышний, и здесь есть очень важная деталь: Всевышний дал человеку возможность выбора между добром и злом. Человек должен понять своим разумом, как ему исполнить свою миссию в этом мире, чтобы не дай Б-г не получилось так, что миссия исполнена с точностью до наоборот, и весь заложенный в него интеллект человек использовал, чтобы выбрать зло. Весь смысл того, что Всевышний нам открылся и дал нам Тору – в том, чтобы мы, руководствуясь Его святой Торой, могли выполнить замысел Творца в этом мире. То, что говорится у Раши о том, что мир был создан ради Торы и ради Израиля, имеет простой смысл: величие данного нам в потенциале разума – в том, чтобы мы постигли замысел Творца в этом мире и исполнили его. Ученые подсчитали, что возможности человеческого разума огромны! И тем более обидно наблюдать за некоторыми представителями человечества, которые используют данный Свыше разум лишь для того, чтобы есть, пить и размножаться – для всех тех вещей, с которыми мышки и кошки с куда меньшим умственным потенциалом прекрасно справляются. Однако бывает еще хуже – когда человек использует свой интеллект, чтобы творить зло.

Грех первого человека и его жены отторг человека от замысла Всевышнего – чтобы человек исполнял в силу своего разума волю Творца. Вместо этого Адам и Хава использовали свой разум для того, чтобы делать то, что им сказал Змей, и в этом было величайшее падение как их самих, так и всего человечества. В Гемаре упоминается, что Адам сделал тшуву – глубоко раскаялся в своей ошибке, но даже такое раскаяние не помогло ему вернуться в состояние до греха. Выходом же из этой ситуации было получение Торы на горе Синай, и мудрецы говорят, что для всего нашего народа принятие Торы было равноценно гиюру – принятию еврейства, с одним лишь отличием. Современный гиюр для народов мира означает оторваться от предыдущего источника и присоединиться к еврейскому народу, а для наших предков, стоявших у горы Синай, принятие Торы и воли Творца означало лишь укрепление связи с нашими святыми праотцами.

Сказано в недельной главе Итро: «если вы будете слушать Мой голос и будете соблюдать завет Мой, вы будете Мне избранным из всех народов». В Торе написано слово «сгула» как определение нашего народа, и приводит Раши, что это означает «сокровищница», таким образом, наш народ – это собрание драгоценностей, ценных бриллиантов среди всех других народов. Далее говорится, что «вы будете царством священников», и одно из пониманий этого – что это будет народ служителей Творца, а еще одно понимание – что это будет «царство правителей», а дальше сказано «гой кадош» – «святой народ». Йонатан бен Узиель замечает, что обещание быть «мамлехет коаним» означает быть «коронованными царями», и речь идет о «кетер Тора», о короне Торы.

Все приведенные выше определения исключительной избранности взяты из Торы, только из Торы и ни из какого другого источника, и поэтому там же мы находим и условие нашей избранности: слушаться Всевышнего и жить по завету с Ним. У нас есть обещание о том, что если, не дай Б-г, мы отходим от этого завета, Всевышний не оставит нас, Он вернет нас к Себе обратно.

Недавно, перед Пуримом, мы изучали трактат Мегила, в котором сказано, что увещевания пророков и пророчиц Израиля не помогли нашему народу сделать тшуву в такой степени, как то, что царь Ахашверош снял с пальца свой царский перстень с печатью и передал его Аману. Даже в ситуации великой опасности Всевышний не оставляет нас, а наблюдает и правит нами, пусть и в «изливающейся ярости», как сказано у пророка Йешаяу.

Помню, когда я, будучи студентом университета, только начинал интересоваться Торой, я читал Хумаш в русском переводе. В главе Ки Таво есть описание проклятий в случае, если мы отойдем от Торы. Помню, я был поражен даже не самой тяжестью проклятий, а тем, насколько это все исполнилось. Однако в конце этих проклятий есть странное продолжение. Вот слова, которые следуют за описанием проклятий: это завет между Всевышним и народом Израиля. Разве это завет? Это же страшнейшие трагедии! Рав Пинкус объяснил этот так: это и есть завет! Всевышний сделает все, но нас не отбросит. Всеми этими проклятиями Всевышний нас охраняет, ограждает от более страшных вещей и приближает нас к Себе.

Представьте себе машину, которая едет в правильном направлении. Иногда шофер может немного сбиться с курса и выехать на обочину, но зная правильный путь, он вернется на трассу и продолжит путь. Однако если шофер едет в неправильном направлении, то чем лучше он ведет машину, тем хуже для его пассажиров, ведь это удаляет их от цели!

В одной из своих бесед рав Хаим Шмулевич говорил, что ошибка человека в направлении приводит к тому, что и его тшува тоже принимает не то направление – он раскаивается в том, что недостаточно хорошо служил свои идолам. Поэтому одной из основ понимания еврейства является четкое осознание того, что Всевышний от нас хочет, в каком направлении нам надо двигаться. В словах о том, что наш народ должен быть «царством священников» и «святым народом», содержится все – и цель, и средства ее достижения. Избранность еврейского народа – это одновременно и бремя, и величайшее достоинство.

В книге «Даат Твунот» большое место занимает разъяснение важности приближения нашего народа к Всевышнему на горе Синай. В двух словах, огромным событием для нас стало то, что Всевышний тогда дал нам возможность Ему служить: своими действиями на земле оказывать влияние на высшие миры. Всевышний создал бесконечное множество миров, низший из которых – наш мир, и создал в нашем мире человека, который является связующим звеном между высшими мирами и низшим миром. Поступки человека не только оказывают влияние на высшие миры, но и исправляют всю систему миров, созданных Всевышним.

Когда еврей накладывает тфилин, надевает цицит, почитает родителей, дает цдаку, помогает ближнему, изучает Тору – это не просто цдака, тфилин или выученный лист Гемары, а исправление высших миров! Исполнением заповедей мы спускаем свет Торы во все миры! Для того чтобы быть достойными этой великой роли в Б-жественном замысле, от нас требуется быть действительно «царством священников и святым народом».

У наших мудрецов есть понятие «эвед мелех – мелех», буквально «раб царя – царь». Приводится в Талмуде, что раб (прислужник) царя имеет на царя большее влияние, чем его министр: раб входит часто без стука, находится вместе с царем все время, тогда как министру требуется заранее испросить разрешения на аудиенцию. О наших праотцах, о Моше и о Йешуа бин Нун сказано, что все они были «эвед Ашем», слугами Всевышнего. Он хотел, чтобы мы были Его служителями, исполняли Его волю, и эта привилегия величайшей близости к Нему дает нам величайшую силу участвовать в исполнении замысла Творца, влиять на процессы в этом мире.

Рав Хаим из Воложина говорит в книге «Нефеш а-хаим», что Всевышний создал человека «бе целем Элоким», по подобию Имени Элоким. У Всевышнего есть и другие имена, а Элоким, в частности, означает, что Всевышний – Всесильный, буквально властвует над всеми силами. Рав Хаим из Воложина говорит, что человек тоже получил возможность властвовать над всеми силами: когда человек живет по Торе, он властвует над всеми силами и исправляет все миры, но если он, не дай Б-г, нарушает Тору, то человек разрушает миры, не дай Б-г.

Все перечисленное – лишь краткое описание смысла избранности нашего народа. Не математиками и не физиками и не нобелевскими лауреатами, а близостью к Творцу определяется наша избранность. То, что современные светские партии намеренно отошли от пути Торы, всем очевидно. Известно высказывание одного деятеля о том, что «когда у нас будут свои воры и проститутки, то надо будет сказать благословение о том, что мы дожили до этого времени». Как сказал один из моих учителей, сейчас эту браху можно говорить ежедневно, ежечасно и ежеминутно… Проблема сейчас в том, что внешние силы пытаются увести наш народ от того Б-жественного замысла, который был нам изначально дан. В этом – противоположность всевозможных «измов» истинной вере, замыслу по Торе нашего народа быть «гой кадош», святым народом и «мамлехет коаним», царством священников. Различные призывы к всеобщему равенству, объединению, стремление приблизиться к мировым стандартам воровства и проституции – разные лица одного и того же явления: отрицания Б-жественного замысла в избрании нашего народа.

Подобные мысли, озвученные представителями нерелигиозной части населения, вызывают боль и сочувствие их духовному состоянию. Однако особенно тяжело то, что эти идеи проникают в головы, покрытые кипами.

Мишна в трактате Шаббат говорит о том, что, поскольку оружие не является украшением, то тот, кто в Шаббат переносит в открытом владении оружие, нарушает закон о запрете на перенос в Шаббат. На мнение о том, что оружие может являться украшением, приводят наши мудрецы, что оружие не украшает, а с точностью до наоборот… В современном мире есть культ оружия, культ силы. У нас же, у религиозных евреев, культа нет и быть не может, даже культа духовной силы – мы исполняем волю Творца! Но когда достоинство человека определяется тем, сколько у него звездочек на погонах, тем, пошел он в десантные части или в другие – речь про религиозных людей! – такая система выводит нас из того, что сказано в Торе. Как сказал Яаков, когда благословлял Шимона и Леви: оружие в ваших руках украдено у Эйсава. Не принято хвастаться краденым! Евреи пользовались и пользуются оружием для защиты, но ни в коем случае это не является украшением. Разница в отношении: либо это причина для гордости, либо – печальная необходимость. Образ сверхчеловека – властелина над всеми остальными людьми, возведенный в культ представителями так называемой «арийской расы», на практике показал обратное. Представители нашего народа, пережившие войну и лагеря, рассказывали, что после того, как они видели, как представители этой «элитной» расы вели себя, они стали с большим чувством говорить благословение «за то, что не создал меня неевреем».

В каждом из нас есть противостояние двух разных натур. Одна из них – высокомерие, гордыня, жажда власти. Другой подход – человек выбирает подчиняться Творцу и исполнять Его волю, вывести себя из бренности этого мира и посвятить себя Торе и служению. В этом – истинное избрание нашего народа, и наша глубочайшая трагедия в том, что во все времена Сатан стремится подменить истинные ценности и смысл жизни совершенно ложными. Вспомним относительно недавнюю историю – дворяне, как высшее общество. В чем было их высочайшее достоинство и отличие от «простых смертных»? Честь! Ради чести – все! Чем они кичились – охотой на медведей и дуэлями. Ради чести они позволяли себе рисковать собственными жизнями и убивать других, такое высшее общество – общество дуэлянтов.

Все эти извращенные понятия высшей ценности проникают в наш народ, и для кого-то признаком достоинства уже становятся погоны с тремя «фалафелями» или нашивки-крылышки. Здравомыслящий человек не может всерьез полагать, что нас вывели из Египта и дали нам Тору ради окончания летных курсов.

Ни в коем случае мы не хотим сказать ничего дурного ни про одного еврея. Все, с чем стоит и необходимо бороться – со скверной ложных идей, которые крутятся в воздухе, которые пришли к нам не из святых мест. Перед Песахом, очищая дома от хамца, всего квасного, не стоит забывать и об «уборке» в наших душах. Нужно вывернуть свою суть наружу и понять, кем мы хотим быть: народом Книги или «как все народы»? Надо не полениться  и собрать воедино весь духовный хамец, который накопился за многие годы, и сжечь!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53541