По какой причине еврейские мужчины покрывают голову

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

11245
покрывают голову

Господа раввины!

Одним из основных предметов атрибутики иудаизма является ермолка или, как сегодня ее называют, «кипа». Евреев всегда изображали либо в ермолках, либо в других головных уборах. Какова причина того, что евреи покрывают голову, ведь в Торе об этом, по-моему, ничего не написано?

С уважением, К., Беларусь.


Уважаемый К!

Действительно, как Вы правильно заметили, обычай ходить с покрытой головой у евреев существует с древних времен. Только в последнее столетие, в результате массовых гонений на еврейские законы и обычаи, большинство евреев обнажили головы. При этом некоторые не покрывают голову вообще, другие считают достаточным покрывать голову только в том случае, когда они находятся в святых местах, как, например, в синагоге или у Стены Плача или во время совершения действий, носящих религиозный характер, таких как молитва, произношение благословений, обрезание, свадьба, похороны и пр.

Из ряда источников представляется, что в древние времена еврейские мужчины не были обязаны покрывать голову[1]. Однако в Талмуде несколько раз упоминается, что покрытие головы приводит к трепету перед Творцом[2].

Согласно мнению ряда законоучителей, мужчины обязаны покрывать голову по закону[3]. Однако многие считают, что, хотя головной убор приводит к Б-гобоязненности и является очень важным элементом в стремлении исполнять волю Творца, но обязанностью как таковой для мужчин не является[4]. По мнению автора книги «Биркей Йосэф»[5] и некоторых других в соответствии с данной точкой зрения установлен закон в «Шулхан Арухе[6]», где говорится о том, чтобы человек не проходил четырех локтей (около двух метров) с непокрытой головой.

Особый закон принят в «Шулхан Арухе[7]» в отношении обязанности покрывать голову во время упоминания имени Творца и посещения синагоги.

Автор комментария на «Шулхан Арух» «Турей Заав[8]» пишет, что поскольку идолопоклонники приняли закон, который обязывает всякого мужчину, исполняющего культовые обряды обнажать голову, чтобы не нарушить запрет уподобляться идолопоклонникам, еврейским мужчинам по закону запрещено находится без головного убора, как на улице, так и дома.

Заметим, что некоторые современные законоучители считают, что тот, кто в быту (не во время молитв, произношения благословений и нахождения в святых местах) не покрывает голову, не совершает запрет уподобляться идолопоклонникам. Ведь многие неверующие люди ходят с непокрытой головой исключительно ради комфорта[9].

Автор книги «Хатам Софер[10]» пишет, что в наше время евреи стали очень строго относиться к тому, чтобы не обнажать голову и тот, кто этому не следует, является нарушителем. В соответствии с этими мнениями и установлен закон, причем с покрытой головой необходимо быть всегда, даже если человек проходит менее двух метров и даже когда он стоит на месте или сидит[11]. Некоторые стараются даже спать в покрыв голову[12].

Рав Бен Цион Аба Шауль[13] пишет, что в наше время покрывать голову стало обязательным законом. Все мужчины обязаны покрывать голову всегда, и не только во время молитв или произношения благословений. Ибо сегодня все соблюдающие Тору евреи покрывают голову, и это стало обязанностью для всех, подобно любому другому разрешенному действию, которое люди приняли на себя в качестве запрета. Подобно этому пишет и автор книги «Тшувот вэ-Анагот[14]».

Поскольку нет ни одной минуты в жизни человека, когда бы он не находился в присутствии Всевышнего и поэтому необходимо постоянно быть с покрытой головой. Говорят даже, что слово «ермолка» составлено из фразы «Йерэ ми-Кель» — «Трепещущий перед Всевышним[15]».

С почтением,

Лейб Нахман Злотник.


 

  1. см. мидраш «Брешит Раба» 17:8; «Недарим» 30б

  2. «Кидушин» 31а и 33а; «Шабат» 118б и 156б и др.

  3. («А-Маниг», «Законы будней» 2:2; «Даркей Моше», «Орах Хаим» 2:2 от имени «Бейт Йосефа»; «Кицур Пискей а-Рош», «Кидушин», п. 46)

  4. (гаоны в респонсе «Шаарей Тшува», гл. 178; «Даркей Моше», там же от имени «Арбаа Турим»; «Орхот Хаим», «Законы молитвы», п. 48 и «Кольбо», п. 11 от имени Маарама из Ротенбурга; «Ташбец а-Катан» п.549; «Трумат а-Дэшэн» «Псаким вэ-Ктавим», п. 203; Мааршаль, респонсы, п. 72 и др.)

  5. там же, 2:2

  6. «Орах Хаим» 2:6

  7. там же 91:3 и 206:3

  8. там же, 8:3 и 61:1

  9. «Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 4, 40:14 и «Йорэ Дэа», ч. 4, 11:3; см. так же респонсы «Нэта Шорек», «Орах Хаим», п. 2

  10. «Надарим» 30б

  11. «Шаарей Тшува», там же, п. 6; «Биркей Йосэф», там же, п. 4

  12. «Мишна Брура», 2: 11; «Шулхан Арух а-Рав», там же, «Маадура Таньяна», 2:6

  13. «Ор ле-Цион», ч. 2, 7:13

  14. т. 5, п. 306

  15. респонсы «Мешанэ Алахот», ч. 9, п. 413

http://www.beerot.ru/?p=42791