Неужели женщины ущербны??

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2771

Уважаемый рав!

Не так давно я начала приближаться к религии – слушаю лекции, читаю статьи. Мне интересно всё, но в особенности – то, что касается женщин и семьи. Я в полнейшем восторге от того, что открыла для себя. Я чувствую, что сейчас я смотрю на все совсем иначе. Многие вещи мне теперь стали ясны и понятны. Но есть такие вещи, которые мне до сих пор непонятны. Надеюсь, Вас не затруднит прояснить их.

Зачем Вы так часто говорите про скромность женщины — почему нужно делать из женщины предмет непристойных мыслей мужчин? Почему женщины столь ущербны, что они не могут выполнить такие заповеди, как тфилин, талит и подобное? Женщины благословляют: «что Ты сотворил меня, как Ты желал». Из-за этого кажется, что женщины ущербны, и они должны смириться с этим. Действительно это так – что женщины ущербны?


Чтобы определить истинное положение женщин в иудаизме, обратимся к словам наших мудрецов.

В трактате Брахот (17а) сказано, что у женщин есть большая награда (в будущем мире), чем у мужчин. Талмуд основывается на словах пророка Йешаяу (32:9). Обращаясь к женщинам, называет их Йешаяу «женщины беззаботные, надеющиеся на Б-га». Объясняет Маараль («Друшей а-Тора»), что женщины — создания более совершенные. Поэтому пророк Йешаяу их называет «беззаботными». Только человек, которому чего-либо недостаёт, пребывает в постоянной тревоге, он не может быть беззаботным. Беззаботность, спокойствие женщин, их упование на Б-га свидетельствуют об их совершенстве. Поэтому, по словам Маараля, женщины и не обязаны выполнять предписывающие заповеди, связанные со временем. Спрашивает Талмуд, за какую же заслугу удостаиваются женщины своей награды. И отвечает: их заслуга в том, что они помогают мужьям в изучении Торы и посылают сыновей изучать Тору.

Женщина была создана, в основном, не для того, чтобы совершенствовать себя, а для того, чтобы помочь мужчине стать совершенным. Мы учим это из того, что сказал Б-г, создавая женщину (Берешит, 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подспорье». Основная цель творения женщины — привести мужа к совершенству.

Сказанное поможет нам понять, почему женщина в меньшей степени склонна к греху и по природе своей более Б-гобоязненна, как пишет Маараль («Хидушей агадот», Сота, 22 а). Мидраш Раба (глава Пинхас, 21-ая часть) говорит, что женщины не были наказаны смертью в пустыне. Мидраш выводит это из сказанного в главе Пинхас (Бемидбар, 26:65): «И не осталось из них ни единого мужа (при входе в Землю Израиля), кроме Калева бен Йефунэ и Йеошуа бин Нуна». Из слов «ни единого мужа» следует, что при входе в Землю Израиля не осталось только мужчин (из тех, кому было больше 20-ти лет во время греха разведчиков), женщины же остались.

Сказанное поможет нам понять благословление, которое произносят женщины: «За то, что Он создал меня по своему желанию» – т. е. отвечающей Его конечному желанию, совершенной.

Как мы видим, тот факт, что женщина не обязана выполнять часть заповедей, а также благословение, которое женщины благословляют, не только не свидетельствуют об её ущербности, а, наоборот, показывают её совершенство.

Похожее мы сможем увидеть и из того, что от женщины требуется особенная скромность.
Чтобы разобрать тему женской скромности, проясним прежде, что такое скромность вообще.

Скромность на иврите – цниут. В большинстве случаев в Устной и Письменной Торе употребление слова цниут никак не связано с одеждой или телом человека. Возьмите, например, пророка Миху (6, 8): «Сказано тебе, человек, что хорошо и что Г-сподь требует от тебя: … и скромно ходить пред Б-гом твоим», или Мишлей (11:2) [см. там комментарий Виленского Гаона], см. также трактат Мегила (13б).

Из высказываний мудрецов во многих местах видно, что слово цниут, прежде всего, обозначает духовное качество человека, основанное на качестве анава (слово, которое на русский язык также переводится как «скромность» и является антонимом «гордыни»). Это качество присуще духовно богатым и полноценным людям, которые стараются не демонстрировать себя, не выделяться. Интересно, что Ункелус почти всегда переводит слово «спрятать» словом, однокоренным с цниут. Скромность выражается в делах человека, в его поведении, в его манере разговаривать, а также  в одежде.

Более того, поскольку скромность – это душевное качество, скромное поведение приличествует даже в тех местах, где никто не видит человека. И так сказали мудрецы: «Воистину скромным считается только тот, кто скромен даже в уборной».

Несомненно, это качество важно как для мужчин, так и для женщин. Однако оно более важно именно для женщин, ведь женщина — более совершенное создание, чем мужчина, а, как сказано выше, это качество тесно связано с духовным совершенством человека.

Бесспорно, скромность в одежде женщины необходима и для того, чтобы красота её не стала для других духовным препятствием. Ведь каждый человек должен очень остерегаться, чтобы не создать ближнему какого-либо духовного препятствия. Сказали мудрецы (Мидраш Танхума, глава Пинхас 3): «Тот, кто привёл ближнего к греху, хуже, чем убийца». Однако само качество скромности не определяется влиянием на других людей, как сказано выше.

http://www.beerot.ru/?p=4198