Уважаемый рав!
Сказано, что Всевышний не имеет ни тела, ни подобия. Но в то же время сказано, что человек создан по образу и подобию Его. Не сочтите за дерзость или невежество, но как Вы объясните такой парадокс?
Ирина
Уважаемая Ирина!
Вы очень порадовали меня своим вопросом. Приятно видеть, что наш сайт читают глубокие, думающие люди!
Вы не первая, кто задает этот вопрос. С ответа на него начинается знаменитая книга основоположника современных ешив, великого мудреца Торы Рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим».
Вкратце, он пишет, во-первых, что «подобие» не означает полное тождество во всём. «Подобие» может проявляться только в каком-то единичном аспекте. Именно таково подобие человека Всевышнему.
Рав Хаим пишет, что человек уподобляется Создателю тем, что у него есть свобода выбора — свобода совершить самостоятельный выбор, не предопределенный внешними обстоятельствами. Для человека это моральный выбор между добром и злом.
Подобие также заключается в том, что Творец дал человеку возможность создавать и разрушать духовные миры. «Нефеш а-Хаим» пишет, что человек влияет на эти миры, когда совершает свой моральный выбор. Возможность создать или разрушить некую новую реальность свойственна только Творцу и человеку. (А тот, кто постоянно выбирает зло, постепенно лишается влияния на духовный мир, и перестает быть образом и подобием Творца.)
Более подробно об этом читайте в переводе первых глав «Нефеш а-Хаим» на нашем сайте.
Ваш вопрос поднимает еще одну интересную тему: что такое «образ» Всевышнего, который видели пророки. Об этом говорит Рамхаль в книге «Даат твунот» (пункты 184-186):
184. Сказал разум: Написано (Йешаягу 40:25): «И кому уподобите Меня, чтобы Я был сравним с ним? – говорит Святой», и также (40:18): «Кому уподобите Всевышнего? Какой образ сравните с Ним?». Главное здесь вот что. Несомненно, Святой, благословен Он, не вводит пророка в заблуждение, напротив, он наделяет его мудростью и открывает ему истину. Показывать образы именно в той сфере, где их надо всячески избегать – разве для Всевышнего это не означало бы дать почву для глубочайшего из заблуждений? Дело, однако, в том, что душа пророка воспринимает истину с полной ясностью. Это происходит так потому, что восприятие пророка, как ты уже слышала, не похоже на обычное восприятие или знание, – это постижение, получаемое им и отпечатанное в нём, так что в знании его есть полная ясность, без тени сомнений. Это знание человек даже не может представить себе своим обычным сознанием. Это значит, что ясно пророку, что именно Господь, благословен Он, открывается ему, и сообщает ему, то, что сообщает. И также ясно пророку, что невозможно видеть Всевышнего, не только обычным видением глаза, но даже и видением души, которое есть постижение и понимание, поскольку невозможно постичь сущность Всевышнего. И ясно пророку, что открывающаяся ему слава Всевышнего создает в нем пророческий образ, из которого он получит знание, которое должен получить. Это и есть смысл сказанного: «И пророкам дам образы» (Ошеа 12:11).
Выходит, что истина раскрыта душе пророка с полной ясностью, и нет в ней места для ошибки, поскольку истинное знание, отпечатанное в ней, позволяет познать и эту истину, и не может пророк постичь пророческий образ, если в то же мгновение он не постигнет, что это только пророческий образ, а не сущность Всевышнего. И поэтому, несмотря на то, что сказано: «Пророкам дам образ», постоянно звучит предупреждение: «Какой образ сравните с Ним?», – ведь пророк не увидит образа без того, чтобы не увидеть тут же, что это всего лишь пророческий образ, созданный для понимания пророка, а не собственно образ Всевышнего, поскольку сущность Всевышнего непостижима и не поддается выражению через образы. Также учитель наш Моше предостерег Израиль (Дварим 4:15): «Ведь вы не видели никакого образа». Ибо там говорится о простой сущности Всевышнего, и Моше говорит людям: «Остерегайтесь изо всех сил, ведь вы уже постигли истину и видели, что нет никакого образа Всевышнего, – напротив, вы видели, что поскольку сущность Его проще любого образа, вы не сможете воспринять Его, если Он не создаст для вас особенные пророческие образы. И хотя формулировка стиха кажется слишком краткой (недостаточной), это не более кратко, чем остальные высказывания писания об этом: «Кому уподобите Меня, чтобы…», «Какой образ сравните...». Ведь Моше Рабейну говорил с Израилем, который видел эту истину, и напоминал им то, что они видели своими глазами.
185. Сказала душа: Ты объяснил, что значит: «Не видели никакого образа», но не объяснил: «Образ Всевышнего увидит».
186. Сказал разум: Даже этот образ, который возникает в душе пророка, справедливо может быть назван «образом Всевышнего». Ведь для пророка несомненно, что то, что открывается ему в одеждах образа – не что иное как единый Господь, благословен Он и благословенно имя Его. Поэтому пророки могли в полный голос сказать: «Это видение образа славы Всевышнего» (Йехезкель 1:28), «Видел я Всевышнего» (Йешаягу 6:1). Им было ясно, в данном им постижении, что этот образ заново создан открытием им высшей славы, и изображение это – не что иное как путь постижения этого открытия. С чем это можно сравнить? С человеком, который видит своего товарища в зеркале. Хотя сам товарищ не находится в зеркале, однако то, что видно – это на самом деле его товарищ, который, однако, виден ему в зеркале. И еще следует отсюда, что если зеркало будет кривым, то будет виден в нем искаженный образ товарища, соответственно зеркалу. И всё же видящий не усомнится, что видимое им – это товарищ, стоящий там, просто он знает, что поскольку товарищ стоит перед кривым зеркалом, а он видит его в зеркале, то возникает перед ним данный образ. Так же и в пророчестве: пророк знает, что именно Всевышний – тот, кто открывается ему в этом образе, несмотря на то, что образ этот создан в глазах пророка с помощью его же души, или с помощью чего-то другого, дающего ему возможность видеть этот образ. Поэтому этот образ можно справедливо назвать «образом Всевышнего», и сказано о нём: «Образ Всевышнего увидит».
Перевод Рава А. Л. Саврасова