Нефеш а-Хаим — 1 — Часть первая — Глава 1

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

3760
значение каждого действия,святилище,духовных мирах,миры,нефеш а-хаим, подобие, элоким

Глава 1

Человек создан по образу и подобию Всевышнего. Это означает, что ему дана возможность своими действиями уподобиться Творцу.

Написано: «И создал Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-га (Элоким) создал его» (Берейшит, 1:27). И также написано: «Ибо по образу Б-га (Элоким) сделал он человека» (Берейшит, 9:6). Истинное значение понятия «целем» (в этом месте) во всей его глубине – это великая тайна, и для того, чтобы узнать ее, нужно понять большую часть секретов, скрытых в книге Зоар. Мы же объясним слово целем, следуя ранним комментаторам, в соответствии с простым смыслом стиха «Сделаем человека по образу и подобию своему» (Берейшит, 1:26).

Очевидно, что в этом случае слова целем (образ) и дмут (подобие) нельзя понимать буквально. Ведь написано ясно «Кому же уподобите вы Б-га?» (Йешаяу, 40:18).

И, конечно же, было бы огромной ошибкой сказать, что образ человека, живущего в физическом мире, чем-то напоминает образ Всевышнего, который превыше всего, не дай Б-г. Ибо у Творца нет тела, и ничего похожего на тело. Единственное сходство между человеком и Творцом заключается в том, что человеку дана возможность действовать подобно Творцу, в каком-то смысле. – Прим. р. А. Д. Гольдберга.

На самом же деле, имеется в виду лишь сходство в каком-то аспекте или свойстве. Как, например, то, что написано в стихе «Стал я подобен филину пустынному» (Теилим, 102:7). Здесь автор [царь Давид], конечно же, не имел в виду, что у него появились крылья или клюв, как у филина. Он также не хотел сказать, что стал напоминать филина по внешнему виду. Истинный смысл этого стиха заключается в том, что автор по своим поступкам стал похож на филина. Он вынужден был кочевать и скитаться с одного места на другое, как филин  – житель пустынных просторов, одинокая птица, которая постоянно перелетает с места на место. Так объяснили ранние комментаторы [Рамбам, Путеводитель потерянных, гл. 1; Рамбан, комментарий на Тору, Берейшит, 1:27] простое понимание этого. И то же самое относится к слову целем – «образ». Имеется в виду, что человек чем-то напоминает Элоким своими действиями.

Одна из заповедей Торы – это «следовать путям Всевышнего», т.е. вести себя подобно тому, как ведет себя Всевышний. На первый взгляд, обязанность уподобиться Всевышнему относится к проявлению положительных душевных качеств, как сказано «как он милостив, так и ты будь милостив».

Но написано в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана гл. 1, закон 3): «В мире принято, что царь, если издаст какой-нибудь закон, то сам он может выполнять его, а может и не выполнять. А Всевышний не таков, Он не издаст закона, пока сам не начнет исполнять его». Получается, что все 613 заповедей Торы в первую очередь отражают действия, которые совершает Всевышний. И этому может уподобиться человек.

Мудрецы объясняют (в конце трактата Макот), что 613 заповедей в точности соответствуют строению человеческого тела. А выполняя 613 заповедей, человек действует подобно Творцу. Получается, что подобие человека Творцу заключается не в том, что у Него есть части тела как у человека, не дай Б-г, а в том, что человек может своими действиями эмулировать действия Творца.

Например, известно, что Творец совершает добро. Когда человек делает добро в этом мире, он в этом уподобляется Творцу. И то же самое относится ко всем 613 заповедям. Существует соответствие между действиями Творца, которые он совершает при управлении миром, и выполнением заповедей в этом мире. – По прим. р. И. Э. Вайнтруба.

Перевод – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=38413