Почему мир несправедлив?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3554
мир несправедлив

Почему добрые, праведные и чистые сердцем люди зачастую являются жертвами плохих, неправедных и беспринципных людей, которые обогащаются за счет хороших, обижают их и не несут за это никакого наказания? Мир несправедлив!

Спасибо.
А.

 


Уважаемая А.!

Вы задали вопрос, которым люди, наверное, задаются начиная с создания первого человека — Адама. С одной стороны, наша душа подсказывает нам, что в мире обязательно должна быть справедливость. С другой стороны, совершенно очевидно, что в окружающей нас жизни справедливость встречается чрезвычайно редко, а несправедливость — сплошь и рядом. У нормального, порядочного человека такое положение дел вызывает боль и дискомфорт. Еврейские мудрецы называют эту проблему «праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо».

Конечно же, этот вопрос обсуждается в книгах наших мудрецов.

С самого начала надо сказать, что в постоянная и абсолютная справедливость — это очень страшная вещь. Если бы у молодого водителя отнимали права сразу же, после того, как он в первый раз забыл включить сигнал поворота, наши дороги опустели бы, и наша жизнь остановилась. Если бы человек за малейшее прегрешение сразу получал наказание, человеческий род не смог бы существовать. Поэтому написано, что вначале Всевышний хотел создать мир посредством качества справедливости, но увидел, что такой мир существовать не может, поэтому использовал также качество милосердия.

Тем не менее, в конце концов справедливость будет восстановлена, хотя это произойдёт и не сразу. Господствующая ныне видимая несправедливость мира объясняется двумя факторами:

Во-первых, мы верим, что души большинства людей переживают несколько перевоплощений. Возможно, что в этом воплощении, душа старается исправить то, что она испортила в предыдущем воплощении. Из-за этого, на долю хороших и праведных людей часто выпадают унижения и страдания — в предыдущей жизни они совершили грехи, которые им требуется искупить.

Иногда кажущаяся несправедливость — это выплата старых долгов. Возможно, что то, что А «несправедливо» получил от Б в этой жизни, Б задолжал или украл у А в предыдущей жизни. Мир устроен так, что от большинства людей (кроме некоторых уникальных мудрецов Торы, как, например, АриЗаль) эти вещи полностью скрыты, и нет никакой возможности понять, почему происходит видимая несправедливость в каждом конкретном случае.

Во-вторых, мы знаем, что Всевышний даёт некоторую часть награды и наказания, из тех, что полагаются каждому человеку, в этом мире, а часть — в Грядущем мире. Более конкретно, написано, что иногда Всевышний специально выплачивает злодеям награду за их немногочисленные добрые деяния в этом мире, чтобы они попали в Грядущий мир лишенными заслуг. И наоборот, Он подвергает праведников страданиям в этом мире для того, чтобы они искупили все свои немногочисленные ошибки, и попали в Грядущий мир абсолютно чистыми и получили сполна ту великую награду, которая полагается им за их праведное поведение.

Более подробно эти вопросы обсуждаются в книгах наших мудрецов, таких, как, например, книга Рамхаля «Даат твунот» (которая переведена на русский язык). Настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с этой книгой.

Ниже привожу отрывок из неё, который обсуждает вопрос несправедливости мира.

С уважением,

Берл Набутовский

170. Сказал разум: Это не так. Здесь, однако, тебе необходимо услышать важное введение. Сказали мудрецы (Берейшит Раба 25:3): ««И был голод в дни Давида» (Шмуэль II, 21:1) – пик его (голода) должен был выпасть не на дни Давида, а на дни правления Шауля, но поскольку Шауль был деревом бесплодным , изменил решение Святой, благословен Он, и привёл его (голод) в дни Давида» (конец цитаты). И ещё сказано (Берейшит Раба 55:2): «Трепальщик льна, когда проверяет лён, проверяет его... » . Как ты видишь, не всегда Господь, благословен Он, правит соответственно «мазалю», но именно тогда, когда, как известно Ему, это принесёт пользу. Ведь Он, Благословенный, приготовил очень глубокий порядок восполнения Творения, и установил для него два пути: путь награды и наказания и путь судьбы (мазаля), и Он выбирает иногда один путь, а иногда другой – тот, который в каждый момент лучше для мира. Когда Всевышний идёт по пути награды и наказания, то всё происходящее в мире соответствует порядку награды и наказания, а когда Он идёт по пути судьбы, то всё происходит соответственно судьбе и сущности Творения.

И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжёлым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают!

И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд: «Всё как у всех, одно и тоже происходит с праведным и злодеем» (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: «Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными» (Ялкут Шимони, Коэлет, 989, и см. там предыдущий пункт). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины. Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): «Праведник верой своей жить будет». Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдётся того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идёт от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что всё от Всевышнего, каким бы путём это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нём обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): «Не исправлены пути Всевышнего» (стих переведён согласно Раши). Однако должен человек твёрдо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовётся цельным.

Итог: есть два пути, путь награды и наказания и путь судьбы, и Всевышний выбирает из них тот, который, как Он знает, принесёт добро миру.

В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: «Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания». То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством «судьбы», т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49:2): «В период перед приходом Машиаха наглость вознесётся». Всё это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего, как мы уже объясняли.

Ещё одно введение необходимо, чтобы разрешить многие сомнения. Знай: даже в то время, когда Всевышний управляет миром посредством «судьбы», Он так поворачивает происходящее, что даже то, что происходит по закону судьбы, приходит изнутри пути правления награды и наказания. Таким образом пришли страдания рабби Йегуды А-Наси, как сказали мудрецы: «С поступком пришли, с поступком ушли» (Баба Меция 85:1). Хотя на самом деле эти страдания были страданиями праведника, но такова мера – Святой, благословен Он, соединяет два пути вместе, и даже то, что предопределено судьбой, приходит посредством того, что относится к награде и наказанию, так, чтобы всему можно было найти объяснение, ведь именно вместе с наградой и наказанием приходит всё, что должно прийти, даже если сами по себе награда и наказание незначительны (т.е. послужили поводом).

Обобщение: истинная основа управления – это всеобщее исправление всего сотворённого, вращающееся на осях свойств самих созданий, таких, какими создал их Создатель, благословен Он.

И все повороты правления – ни что иное как движение к цели всеобщего исправления, к удалению всех недостатков. И есть у этого порядок и законы, непостижимые совершенно. В основе же вращения этих колёс действует правление награды и наказания, открытое правление, от которого зависят все законы неба и земли. Однако внутренний смысл всех порядков и законов связан с упомянутым общим исправлением, поскольку это не два противоречащих образа правления, напротив, правление всеобщего исправления является основой. Просто Господь, благословен Он, знал в своей непостижимой мудрости, как установить законы награды и наказания, необходимые всё время движения, так, чтобы их действие соответствовало и подводило к тому, чего требует правление всеобщего исправления. Поэтому образ правления награды и наказания не выходит за рамки образа правления всеобщего исправления, а напротив, соответствует ему и соединяется с ним, т.е. само влияние образа исправления приходит путями награды и наказания, как мы уже объяснили.

И знай, что не дал Всевышний созданиям возможность постичь высший порядок правления – ни порядок, ни его аспекты, и не открыл соотношение между этим образом правления и образом правления награды и наказания. Этого не понимали ни пророки, ни провидцы. Они видели то, что видели, но не постигали с полной ясностью, и всегда оставались со многими сомнениями, в ключе того, как объяснили мудрецы стих Торы (Шмот 33:19): «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (см. Брахот 7:1).

И знай, что плод добрых дел, совершаемых праведниками – это то наслаждение, которые они получат в мире награды, мире вечности.

Однако есть в их добрых делах и то исправление, которое они уже сейчас приносят Творению, согласно его строению, и, соответственно, есть награда, которая положена им за совершённое исправление. Поэтому Всевышний должен рассматривать дела человеческие такими, какие они есть, и судить их по тем следствиям, к которым они фактически приводят, соответственно тому, что Он оставил человеку для исправления во всём Творении. И это должно устанавливаться в соответствии с той сущностью Творения, которую дал ей Всевышний, и согласно всем аспектам, которые можно выделить в природе Творения.

И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот – если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его. Исправление, пришедшее после разрушения – не то же самое, что исправление после другого исправления или исправление после двух разрушений, и так до бесконечности, всего не передать словами. Каждое действие судится в контексте движения всего сущего, в соответствии с прошлым, настоящим и будущим, поскольку всеобщее исправление Творения происходит как результат всего, что произойдёт за шесть тысяч лет – всё время существования этого мира.

Господь, благословен Он, будет судить каждую вещь на основании трёх упомянутых времён, поскольку следствие каждого действия зависит от того, что предшествовало ему, от того, как оно происходило, и от того, что пришло за ним.

И после всего этого суда будет установлена награда будущего мира, награда, соответствующая делам, и это очевидно. В день великого суда Господь, благословен Он, на глазах всех созданий развернёт простыню, на которой – всё, что свершилось со дня создания человека и до этого дня. И каждый увидит прямоту Его правосудия во всех Его деяниях, малых и больших, и узнает, что присуждено ему истинным судом на время получения награды в будущем мире. А затем выйдут праведные для получения награды, каждый по делам его.

(Перевод р. Лейба Саврасова)

http://www.beerot.ru/?p=45740