Тецаве — Уступка и награда за нее

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

269
хошен нести на своем сердце

Недельная глава Тецаве

Когда Всевышний раскрывается Моше в горящем кусте и посылает его избавлять народ Израиля от египетского рабства, Моше говорит: «О Г-сподь! Пошли кого-нибудь другого!» Раши комментирует: пошли того, через кого Ты обычно посылаешь (пророчества), а именно – Аарона. Как сказал пророк Элькана великому первосвященнику Эли: «Я раскрылся дому отца твоего, когда они были в Египте, под властью фараона, и выбрал его из всех колен Израиля быть Моим служителем – коэном…» (Шмуэль кн. 1, 2:27-28). Отсюда мы учим, что Аарон получал пророчества в Египте. (Его пророчество упоминается в книге пророка Йехезкеля, 20:7). Моше не желал взять на себя эту миссию, поскольку опасался, что заслонит собой Аарона, и его это заденет.

Он согласился только тогда, когда Всевышний пообещал ему: «Вот Аарон, брат твой, выходит навстречу тебе. Он увидит тебя и обрадуется в сердце». (Шмот, 4:14).

Комментирует Раши: «(Он обрадуется в сердце), а не так, как ты считаешь, что он будет недоволен, что ты занимаешь самую важную должность. Благодаря этому, Аарон удостоился хошена (см. Шмот 28), который надевался на грудь, в районе сердца. Мы знаем это из Талмуда (Шаббат, 139а): «В заслугу «увидит тебя и обрадуется в сердце» он удостоился носить хошен на своем сердце». Как сказано в Мидраше (Шмот Раба, 3:17): «Сердце, которое радовалось величию брата, оденет урим и тумим. Как сказано (Шмот, 28:30): «И будут они на сердце Аарона всегда». Сказано в комментарии «Маскиль ле-Давид», что здесь есть одна деталь: хошен находился в середине груди, а сердце – слева. Почему же сказано «на сердце»? (На иврите предлог «аль» – «на» переводится иногда, как «из-за». Так и в данном случае). Потому, что он удостоился этого из-за своего доброго сердца.

Объясним оба эти момента: и уступку Аарона, и награду, которую он получил.

Старец из Кельма говорил, что согласно здравому смыслу, трудно понять, почему Тора так восхищается уступкой Аарона и тем, что он искренне радовался за Моше. В конце концов, народ Израиля стонет под тяжким гнетом рабства, погружен в 49 ступеней духовной нечистоты, и наконец-то Всевышний посылает спасителя, чтобы избавить народ Израиля, поднять его на вершину духовности и даровать Тору. Как можно думать, что праведный Аарон будет делать какие-то эгоистические расчеты, и будет иметь претензии к Моше, что он занял его место? Это звучит совершенно нереально! Но что поделаешь, человек близок самому себе. Не зря сказали наши мудрецы: «человеку больше дороже своя нога, чем чужая голова». И монета, которую подносят близко к глазу, застилает свет солнца.

Свыше не дают бесплатных подарков. А «чем больше страдание – тем больше награда за него». Так что из величия награды мы можем понять, как велико было «страдание».

Когда умер великий праведник рав Мордехай из Ляхова, он оставил после себя святую общину и двух прекрасных учеников, которые оба были достойны стать главой хасидов после него: его сын рабби Ноах и ученик рабби Михль. У них возник спор: каждый из них желал, чтобы другой взял на себя эту важную должность. Зачем ему, мол, эта беда – нести на плечах бремя общины. В итоге они решили поехать к великому рабби Баруху из Меджибожа, внуку Бааль Шем Това, и спросить его. Как он решит, так и будет. Рабби Барух велел, чтобы рабби Ноах стал главой общины, а рабби Михль будет его помощником. Они приняли указание. Рабби Ноах стал Адмором, а рабби Михль стал его помощником, его верным служителем. Рабби из Меджибожа услышал об этом, и удивился. Не это он имел в виду. Раби Михль – великий знаток Торы и праведник. Рабби Барух имел в виду, что он будет правой рукой рабби Ноаха в обучении аврехим, в управлении общиной. Когда рабби Михль снова приехал навестить его, он отвел его в сторонку и спросил: «Ведь ты не уступаешь ему в величии, как же ты можешь стоять в его тени?» Тот ответил: «Пожалуйста, не спрашивайте! Мне дается это невероятными усилиями!»

Так как же, все-таки?

Давайте вспомним историю из Талмуда («Сота», 40а): в то время было принято, что, когда рав давал урок большому количеству людей, он говорил несколько предложений, а потом стоявший рядом с ним амора (вещатель), обладавший громким голосом, повторял за ним так, что слова были слышны всем ученикам. Однажды жена рабби Абау вернулась с рынка взволнованная: «Ты должен уволить своего вещателя!» – «Почему? – удивился рабби Абау, — он хорошо знает свое дело!» – «Я встретила его жену на рынке, и знаешь, что она мне сказала? «На самом деле мой муж вовсе не повторяет за твоим мужем, а говорит свои открытия в Торе!» Я ей говорю: «Что ты такое говоришь?! Все знают, что он повторяет слова моего мужа! Все видят, что он наклоняется и слушает, потом выпрямляется и повторяет!» А она мне отвечает, что это лишь доказывает, что, мол, ее муж не только гениальный мудрец, но еще и скромный праведник. Он наклоняется и делает вид, что слушает тебя, чтобы оказать тебе почет на глазах у всех!»

Рабби Абау успокоил ее: «Слушай, какая тебе разница? Он пересказывает все верно, Тора передается, неважно, от чьего имени. И через меня, и через него прославляется великое Имя Всевышнего, да будет Он благословен!»

Сколько скромности нужно для такого подхода, ведь нужно отодвинуть свое «я» и поставить на первое место славу Небес!

Поскольку Аарон повел себя именно так, «отодвинул» свой пророческий уровень, чтобы стать всего лишь «рупором» Моше рабейну, он удостоился урим и тумим, которые были выше уровнем, чем пророчество. Как сказано в трактате «Йома» (73б), что пророчество (о бедствии) может не исполниться (как, например, пророчество Йоны о том, что Ниневия будет разрушена), а предсказанное урим и тумим всегда исполняется. Да, когда человек приносит жертву в духовном – он никогда не проигрывает.

Я был сослан в конце войны в Узбекистан, и, несмотря на пристальный надзор коммунистического режима, открыл там хейдер и школу для девочек. Меня поймали, и полгода я просидел там в тюрьме. Ни одному еврею такого не пожелаю. Когда война закончилась, польских подданных выпустили из Союза, из Польши я попал в лагеря беженцев в Германии, и там ездил из лагеря в лагерь, организовывая школы для мальчиков – талмуд Тора. В 1949 году я приехал в Израиль и сразу окунулся в местную бурную жизнь – по велению Хазон Иша я ездил по лагерям новых репатриантов и записывал их детей в религиозные учебные заведения, стараясь спасти их от лап светских «просветителей». Сколько побоев я получил, сколько раз за мной гнались! Но Хазон Иш подбадривал: мы – солдаты в сражении, нас бьют, а мы все равно продолжаем воевать!

Прошло около полугода, и в Израиль приехал в гости из Америки рав Авраам Яфен, глава ешивы «Бейт-Йосеф» в Белостоке (зять Старца из Новардока). Конечно же, собрались его прежние ученики, и он провел вдохновляющий и побуждающий к духовной работе вечер. Во время вечера он сказал: «Яаков (имел в виду меня) переедет в Хадеру».

Мы почувствовали, будто возвращаемся в прежние хорошие довоенные дни. Тогда глава ешивы, скажем, в Симхат Тора, говорил: «Хаим (рабби Хаим Зайчик) поедет в Бучач». Рабби Хаим стоял в потертом костюме, старой шляпе и дырявых ботинках – просто царь в изгнании. Тут же кто-то давал ему свою шляпу, которая выглядела получше, другой менялся с ним костюмом, третий отдавал ботинки – жмут немножко, ничего страшного, зато выглядят прекрасно. Ах, теперь он просто царь во всей красе! После исхода праздника он получал деньги на поездку на поезде – не до Бучача, только до ближайшей станции. Дальше справляйся сам. И что? Все в порядке. Через некоторое время в Бучаче открывалось одно из семидесяти отделений Новардокской ешивы «Бейт-Йосеф». Потом другого посылали в другое место, и так далее. Ну, а сейчас выбрали меня.

Однако мне было неловко. Почему? Потому что на нашем собрании присутствовал большой праведник рав Эльханан Перлмутер, который в свое время учился в ешиве «Бейт-Йосеф» в Межиричах. Когда его хотели призвать в польскую армию, глава той ешивы, рав Иллель Виткинд, сумел раздобыть для него сертификат – право на въезд в Землю Израиля. И когда в 1933 г. он приехал сюда, его отправили открыть ешиву в Хадере. Тогда это был маленький поселок. Сейчас в его ешиву отправляют множество новоприбывших, и есть столько работы – спасать их и оживлять водой Торы. Но зачем мне входить в его границы? Я ведь могу открыть свою ешиву, страна переполнена новыми репатриантами и их детьми, которые взывают от помощи!

Когда все стали расходиться, я подошел к раву Яфену, но не успел и рта раскрыть, как он сказал: «Раби Эльханан нуждается в помощи, он будет рад, если ты присоединишься к нему. Я спросил совета у Хазон Иша, и он сказал, что ты – подходящий человек».

Я послушался и со всем воодушевлением вошел в работу. Какая мне разница? «Через него и через меня будет прославлено Его великое Имя!»

И я ничего не потерял, конечно.

В самой последней мишне из всех шести разделов Мишны («Укцин», 3:12) сказано: «В будущем Всевышний даст каждому из праведников в наследие триста десять миров, как сказано (Мишлей, 8:21): «Есть у Меня (что) оставить в наследство любящим Меня, и сокровищницы их Я наполню».

Нужно понять, почему сказано «каждому из праведников», а не просто «каждому праведнику»? Гематрия слова «есть» — יש — 310. Отсюда мы учим, что речь идет о 310-ти мирах. Но почему именно это число? И что, недостаточно триста десяти, нужно еще наполнять их сокровищницы?

Ответ вот в чем: как известно, у нас есть 613 заповедей и семь заповедей мудрецов, которые считаются почти на уровне заповедей Торы. Всего получается 620. Когда, например, два праведника работают вместе, чтобы выполнить заповедь и укрепить иудаизм, то по закону они должны поделить награду пополам, и, таким образом, каждый получает 310 миров. Но Всевышний пообещал им, что они ничего не потеряют, «Я наполню их сокровищницы» до уровня, что у каждого из них будет 620 миров, полная сумма!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90374