Разве Б-г может дать плохой совет?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

363
Магид из Дубно совет

Мы говорим после чтения Шма вечером וְתַקְּנֵנוּ מַלְכֵּנוּ בְּעֵצָה טובָה מִלְּפָנֶיךָ (в пересказе: «исправь нас, Царь наш, дав нам хороший совет»), разве Святой, благословен Он, может дать плохой совет?


Дорогой Ицхак! Всевышний правит, в частности, по принципу «мера за меру» (мида кенегед мида). К сожалению, по мере Суда мы можем не заслужить хорошего совета. Более того, человек, дающий дурные советы другим из корыстных соображений, может быть наказан тем, что ему будет дан дурной совет.

Вроде бы, сказанное это достаточный ответ. Однако в Вашем вопросе я почувствовал очень истинное ощущение, что от Всевышнего может быть только хороший совет.

Поэтому добавлю: есть глубокая тема – создание зла. Эта тема глубоко разбирается в книге Даат Твунот Рамхаля (есть в переводе на русский). Здесь напишу очень вкратце. Человек грешащий и отходящий от добра наказывается тем, что Всевышний как бы «отворачивается» от него и тем самым он, мера за меру, отдается во власть сил зла. Сказано в Талмуде (Брахот), что праведниками руководит их доброе начало, а грешниками их дурное начало, т.е. силы зла. Они же дают грешнику советы и направляют его.

Однако Всевышний – Он и только Он правит миром, и это проявление Его правления – отдать человека во власть порожденного им зла. И всегда есть возможность просить у Всевышнего милосердия и хорошего совета.

В этом же месте в Талмуде также упоминаются так называемые «средние» - ими руководит и доброе, и дурное начало. Даже праведному еврею не следует считать себя «праведником», а в лучшем случае «средним». Это означает, что и совет, который мы тем или иным способом получаем, может исходить от дурного начала (между прочим, у обычных людей – это самый постоянный советник и зачастую самое доверенное лицо).

Молитва – это просьба о милосердии – мы просим Всевышнего раскрыть нам, излить на нас Свое добро, даже если мы не заслужили его, и даже если мы заслужили противоположное… Поэтому, даже если мы заслужили дурной совет, или не заслужили хорошего – мы просим милосердия, чтобы Всевышний даровал нам хороший совет!

P.S. Добавлю следующее: есть особый запрет Торы «לפני עוור לא תתן מכשול» (Ваикра, 19:14), адекватного перевода я не нашел, но смысл его: не давай слепому возможность оступиться. Раши, который, как известно, построил свой комментарий на основном смысле текста, объясняет, что тут имеется в виду запрет давать дурной совет другому. («Слепой» здесь означает: в этом вопросе он не понимает).

Необходимо очень остерегаться не советовать другому из-за своих собственных интересов!

Необходимо полностью отрешиться от своей заинтересованности в том деле, о котором нас спрашивают совета, а потом думать, как дать другому самый лучший для другого совет. Если же не получается отрешиться от собственной заинтересованности, мы обязаны отказаться давать совет!

Если мы будем по-настоящему осторожны в этом и стараться давать другим самые лучшие для них советы, то, мера за меру, мы удостоимся доброго совета от Всевышнего и от других людей!

Желаю Вам быть хорошим советчиком и всегда удостаиваться самых лучших советов, а кроме того, удостоиться милосердия, глубокого изучения Торы и всех истинных благ!

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=63053