Кдошим — «Перед слепым не ставь препятствия»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1035
кольцо

Один еврей, назовем его Реувен, пришел к раби из Александра, автору «Исмах Исраэль». Дочь подросла, пора выдавать замуж, а у него нет денег на приданое. Сват предложил для нее сына друга Реувена. Юноша талантливый, Б-гобоязненный, усердно учится и обладает хорошим характером. Чистое золото. А друг не ищет для сына богатую невесту, ему главное, чтобы девушка была хорошей и Б-гобоязненной, с хорошим характером — точно, как его дочка. Не нужно ему ни знатное происхождение, ни приданое. Реувен сказал раву, как зовут друга, и рав с радостью отозвался – да, замечательная семья. Он вернулся в свой город и сказал свату, чтобы тот предложил второй стороне. Прошла неделя. Реувен спросил у свата, что происходит, тот сначала пытался увильнуть, а потом признался: предложение было отвергнуто. Реувен обиделся: чем он другу неугоден? Какой изъян нашли в его чудесной дочке? Сват ответил, что никакого изъяна, друг обрадовался, услышав это предложение. Но потом поехал к раби из Александра, и вернулся с отрицательным ответом.

Реувен был просто поражен. Он сам подошел к своему другу и сказал ему: «Знаешь, я послал к тебе свата только после того, как был у раби, и он посоветовал мне посвататься к тебе. Мне кажется, произошла какая-то ошибка, может, ты чего-то не понял».

Друг ответил: «Дорогой Реувен! Я не мог бы пожелать себе лучшего родственника, чем ты, и своему сыну – лучшей невесты, чем твоя дочь. Я ведь знаю ее с детства, знаю, что у нее доброе сердце и замечательный характер. Я специально поехал в Александр, чтобы получить благословение раби. Однако он был резко против, что я могу поделать?»

Что-то тут непонятно. Друзья решили вместе поехать к раби. Реувен вошел к раби – и вышел сияющим. Раби заново подтвердил, что сын друга подходит его дочери. Друг вошел – и вышел в смущении. Раби заново высказал ему свое отрицательное мнение.

Будучи добрыми друзьями, они решили войти к раби вместе. «Раби, мы задавали один и тот же вопрос, и получили противоположные ответы. Как такое может быть?»

«Что тут непонятного? – ответил раби, — Тора заповедует нам: “Слепому не ставь препятствия”. Раши комментирует: “Не давай человеку (который как слепой в деле, в котором он заинтересован) неверных советов”. Ты, Реувен, рассказал, что ты беден, и у тебя нет денег на приданое дочери. Ей предлагают талантливого и Б-гобоязненного юношу, с прекрасным характером. Это для тебя замечательное предложение, и конечно, стоит ответить положительно. А ты, – обратился раби к другу, — рассказал мне, что у тебя есть чудесный сын, будущий мудрец Торы, и тебе предлагают дочь твоего друга, тоже прекрасную девушку со всеми достоинствами, но без копейки приданого. На что они будут жить? Ему наверняка придется оставить Дом учения и пойти работать. Для него это предложение не подходит. Ему лучше жениться на дочери раввина, который сможет обучить его всем тонкостям законов, и он сам сможет стать раввином или судьей. Или на дочери богача, уважительно относящегося к учащим Тору. Тот будет обеспечивать юношу, пока он не наполнится знанием Талмуда и законоучителей, и станет светочем в народе Израиля! Так что каждому из вас я дал подходящий для него совет…»

Подобная история известна и о раве из Бриска: один известный глава ешивы обратился к нему с вопросом, подходит ли такой-то человек быть преподавателем в его ешиве. Рав горячо поддержал эту идею. Глава ешивы обратился к этому мудрецу Торы и предложил ему эту должность. Тот ответил, что подумает и даст ответ. Через несколько дней он ответил отрицательно. Когда глава ешивы спросил, почему, тот сказал, что посоветовался с равом из Бриска, и рав посоветовал ему не соглашаться на предложение. Глава ешивы удивился и пошел снова к раву. Спросил, почему тот изменил свое мнение. «Мое мнение вовсе не изменилось, — ответил рав, — вы спросили, подходит ли этот человек быть преподавателем в вашей ешиве – и он, на самом деле, прекрасно подходит. Он замечательный мудрец Торы, обладает широкими познаниями, умеет ясно и понятно объяснять, у него прекрасные качества характера и великая Б-гобоязненность. Для вашей ешивы он просто сокровище. Но когда он пришел ко мне спросить, подходит ли эта должность для него – то для него самого лучше продолжать трудиться над Торой и расти в ней без всех хлопот, связанных с подготовкой уроков, обучения учеников, ответов на вопросы и т.п. Вы же не хотели, чтобы я дал ему неверный совет и нарушил запрет “слепому не ставь препятствия”?»

Рав Шах говорил: «Каждый раз, когда я даю кому-то совет, я представляю себе, что после смерти, в Высшем мире, встречу того человека, и буду обязан объяснить ему, почему я дал именно такой совет».

Но в самом стихе Торы речь идет не о неверном совете, а о любом препятствии. Ведь, скажем, тот, кто протягивает стакан вина назиру (которому это запрещено) нарушает этот запрет.

Получается, что тот, кто разговаривает (не о Торе) со своим напарником во время учебы – тоже нарушает этот запрет.

А тот, кто злословит или сплетничает? Как известно, убивает троих: себя – ну, ладно, он сам решил покончить с собой; того, о котором говорят – он как раз и есть жертва; и того, кто слушает. И один из запретов, которые нарушают и рассказывающий, и слушающий – это как раз запрет «перед слепым не ставь препятствия» (см. «Хафец Хаим», введение).

Так что насколько нужно быть осторожными на каждом шагу!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87395