Кдошим — «Не мсти»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1092
царю

Сказано в книге «Месилат Йешарим»: «Мстительность – качество, которого трудно избежать недалекому человеческому сердцу, ведь человек очень чувствителен к оскорблениям и сильно от них страдает. А месть для него слаще меда, ибо лишь она умиротворяет его».

Нужно понять, почему месть так сладка – ведь если, скажем, Реувен причинил зло Шимону, то, что выиграет Шимон, если отомстит ему?

Он выигрывает, да еще как! Посредством мести он задним числом убирает тот стыд, который испытал вчера, и создает реальность, доказывающую, что Реувен изначально не имел никакого права причинять Шимону зло. Ведь выясняется, что за преступление, которое Реувен совершил против Шимона, ему приходится расплатиться. Это и есть ощущение слаще меда – что человек возвращает себе утерянную честь.

Поэтому Тора и предупреждает нас: «Не мсти!»

Ты должен знать правду: если бы не было решено о тебе Свыше, он не смог бы тебе причинить ни капли зла. Поэтому, несмотря на то, что человек имеет полное право защищать себя от причинения зла другими (в дальнейшем), и нет в этом никакого запрета, но то, что уже произошло – что было, то было. Само действие ведь уже нельзя отменить. А что остается – исправить смысл действия, задним числом установить, что оно было несправедливым? Об этом нас и предупреждают: «Не мсти»! Знай, что все Свыше, и человек здесь, внизу, не может и пальцем шевельнуть, если это не постановлено Наверху.

Однако, сам Всевышний назван «Б-г мести — Г-сподь». То есть, что месть не только подходит Всевышнему, она просто необходима – в силу реальности Его единства.

Ведь если человек в один день согрешил перед Всевышним, а на следующий день перестал грешить, если мы подведем итог – получается, что вчера он поступил против воли Творца, а сегодня – по воле Творца. Этот итог противоречит самому принципу Единства Творца, ведь Всевышний – Царь от начала до конца времен, Его власть распространяется на каждое мгновение и на каждое действие, и невозможна ни на мгновение какая-то другая реальность, кроме власти воли Творца.

Поэтому за любое действие, которое выглядит действием против Его воли, обязательно должна следовать месть и наказание [если не раскаялся и не исправил содеянное], поскольку только так это действие аннулируется ретроактивно, и выясняется, что такое реальность поступков против воли Творца: реальность боли, страданий и горя. Следовательно, задним числом выясняется, что на самом деле нет никакой возможности действовать против Высшей воли, и таким образом этот поступок получает свое исправление.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87397