В одной из глав Торы мы читаем что Вс-вышний говорил с Ароном, Моше и Мирьям из уст в уста. Каким образом они слышали его голос? Он у них появлялся в голове (как наш внутренний голос при обдумывании мыслей) или входил через уши, как у нас при общении с друг другом?
Рамбам в предисловии к Мишне Тора пишет, что пророком становится человек, который очистил свою душу и избавился от дурных душевных качеств. Причина этого заключается в том, что пророчество можно увидеть только через призму своего «я». «Я» обыкновенного человека замутнено его личными интересами, покрыто толстым слоем эгоизма, гордости, вожделений, амбиций и лени. Если человеку удалось смыть этот налет, а для этого требуется проделать огромную работу над собой, то появляется окошко, через которое можно увидеть раскрытие духовного. Но даже это окошко носит отпечаток того, кто видит пророческое видение, оно преломляет и частично блокирует раскрытие Б-жественного. Поэтому, пророчество раскрывалось пророкам только ночью, во сне, или когда они входили в особый транс.
Рамбам (Йад а-Хазака, Основы Торы, гл. 7, законы 2-3) описывает это так: все они видят пророческое видение только во сне, в ночных грезах, или днем, после того, как их охватит дремота, как сказано (Бемидбар 13:6) «во сне буду говорить с ним». И у всех у них, когда пророчествуют, начинают трястись все конечности, сила тела покидает их, и они теряют контроль. И тогда их разум освобождается для того, чтобы понять увиденное…
То, что показывают пророку в пророческом видении, показывают ему в виде аллегории. И объяснение этой аллегории сразу же отпечатывается у него в сердце, и он знает, в чем заключается смысл полученного им пророчества. Например, когда праотец Яаков увидел лестницу, по которой поднимались и опускались ангелы (см. Берешит 28:12), он сразу же понял, что подразумеваются царства, которые поработят народ Израиля…
Ниже Рамбам пишет, что единственным исключением являлся Моше. Он полностью избавился от своего «я». Поэтому о нем написано, что он был самый кроткий, или самый скромный, из людей. Благодаря этому, он видел и слышал раскрытие Б-жественного в пророчестве без искажений. Ему не требовалось впадать в транс — он постоянно находился на уровне, на котором он мог воспринимать пророчество. (См. также предисловие Рамбама к десятой главе трактата Санедрин.)
Раши в комментарии к Шмот (25:22) пишет, что голос спускался с неба, и слышался между херувимами. Из этого можно заключить, что Моше просто слышал голос.
В заключение, приведем слова Рамхаля из книги «Даат твунот» (пункт 180). Этот отрывок также обсуждает, каким образом пророки получают пророчество. (Отрывок взят из перевода рава Лейба Саврасова. В печатной версии книги есть также перевод объяснений и комментариев рава Хаима Фридлендера.)
Об этом сказано у пророка (Ошеа 12:11): «И пророкам дам образы», а о Моше Рабейну сказано (Бемидбар 12:8): «Покажу ему явно, а не загадками» – следовательно, другим пророкам Он давал видение в виде загадок, и это сказано прямо (там же): «Во сне буду говорить с ним». И мудрецы передали нам то знание, которое получили (Брахот 57:2): «Сон – одна шестидесятая часть пророчества». Это происходит потому, что не дано пророкам видеть высшую славу такой, какая она есть. Открывающаяся им слава создает в их сердцах пророческие образы, эти образы – как будто одежды и загадки, скрыто выражающие те знания, которые пророки должны познать, подобно обычным притчам и загадкам. Однако постижение пророков не похоже на естественное постижение обычных людей, это постижение изливается на них, а знание отпечатывается в разуме, так что не возникает никаких сомнений и необходимости в размышлении и рассуждении. Пророкам ясно без всякого сомнения, что именно слава Творца, благословен Он, открывается им и передает им слова, и что Создатель – тот, кто пробуждает в их сердцах эти пророческие образы. И так же отпечатывается в их сердцах объяснение видения и разрешение загадки, и так они постигают, что именно Господь, Благословенный, хочет открыть им. И согласно этому написал Рамбам, благословенна память его, в разделе «Основы Торы» (7:3): «Вещи, которые сообщаются пророку, сообщаются ему в виде аллегории, и сразу же отпечатывается в его сердце объяснение аллегории пророческого видения, и он знает, что это».
Следует различать аллегории, раскрывающие сами качества, и аллегории, раскрывающие следствия. Т. е., есть пророческие образы, говорящие о славе Всевышнего с точки зрения ее качеств, а есть образы, говорящие о действиях, производимых Им, благословен Он. Например, если Господь, благословен Он, хочет показать пророку свою славу как Приносящего добро и Милосердного, то уподобит ее умудренному годами старцу, как сказано у Даниэля (7:9): «И древний годами сидит», а когда захочет показаться пророку как Побеждающий врагов, то покажет ему образ юноши-воина. Так сказали мудрецы (Мехильта, Итро 20:2): «На море (красном) открылся как юноша, а на Синайской горе - как мудрец». Объясняет Талмуд (Хагига 14:1): «Потому что юноша хорош для войны, а умудренный годами хорош для учения». А к притчам, говорящим о деяниях, относятся посох из миндального дерева, который видел Йирмиягу, переполненная кастрюля, лестница Яакова, свиток Йехезкеля, мера (мера объема сыпучих тел) Захарии и золотой светильник. Притчи, говорящие о качествах, пророк постигает сразу, как только увидит Славу Всевышнего в образе. Однако притчи, говорящие о действиях, пророк может и не понять сразу, до тех пор, пока не будет ему объяснено. И так говорит пророк (Захария 4:5): «... знаешь ли ты, что это? (обратился ангел к пророку), а я сказал: «Нет, Господин мой»», и см. далее, как написал там Рамбам.
Возможно такое, что в пророческом видении будет множество образов, даже противоречащих друг другу, и все одновременно. Этому научили нас мудрецы в трактате «Софрим» (15:2): «Лицом к лицу (на иврите дословно – «лицами к лицам») говорил Всевышний с ними»: лицами – два, к лицам – еще два, итого четыре лица (разных выражений лица). Пугающее – это Писание, обычное – Мишна, улыбающееся – Талмуд, приветливое – Агада (сказания). И также сказано (Ялкут Шимони, Итро 286): «Я – Господь, Всесильный Твой» – Сказал рабби Хама бар Папа: «Показал им Святой, благословен Он, гневное лицо, приветливое лицо и т. д., и сказал им – несмотря на то, что вы видите все эти образы, Я (только Я) – Господь, Всесильный Твой». Подобно этому сказали мудрецы и о речениях (И.Т., Недарим, 3:2): ««Нагота жены брата твоего…» и «...придет жить с ней» сказаны одним речением». И там же: ««Помни» и «Храни» (субботний день) – одним речением сказаны». Причина этого понятна. Поскольку эти образы не существуют самостоятельно, а созданы для пророческого откровения, они зависят только от желания Царя, который «скажет – и возникнет», и образы эти обретут бытие и отпечатаются в душе пророка, совершенно независимо от законов материальной природы, которая создана только для материальных тел. Несомненно, ни одно слово Всевышнего не пропадает напрасно, и всякий образ, который Он дает пророку, предназначен, чтобы представлять одно из качеств Всевышнего, благословен Он, или какой-то аспект качества. А когда Всевышний хочет показать ряд аспектов, то открывает пророку ряд образов, которые могут по сути противоречить друг другу, ведь цель – это не сами образы, а та информация, которую извлечет из них пророк.