Дорогие читатели!
После страшной пандемии, трагедии Мерона и войны в Украине, наш народ на Святой земле находится в состоянии большой опасности. Одна из сгулот, способствующих защите от смерти, эпидемий и т. п. — это чтение отрывка Акеда, связывание Ицхака. Этот отрывок приводится во всех стандартных Сидурах после утренних благословений. Тот, кто уже принял на себя обычай читать этот отрывок каждое утро, может теперь делать это более сосредоточенно.
Предисловие к отрывку Акеда из «Сидур Вильна»
Приводится в книге «Арбаа Турим» («Орах Хаим», 1): «Хорошо произнести отрывок Торы, описывающий связывание Ицхака (Акедат Ицхак), и отрывок Торы, описывающий дарование мана, и десять заповедей, и отрывки, связанные с жертвоприношениями, такими как ола (всесожжение), минха (дары), шламим (мирная жертва), хатат (искупительная жертва), ашам (повинная жертва)».
Эти отрывки произносят для того, чтобы каждый день удостоиться заслуг праотцов, а также одолеть дурное начало, так же, как Ицхак пошёл на самопожертвование. Святая книга «Зоар» приводит: «Нет ничего, что предохраняет людей от смерти подобно заслуге жертвоприношения Ицхака… В изгнании упоминание связывания Ицхака каждый день помогает защитить народ Израиля от всяких несчастий. Раздаётся голос и говорит [то, что было сказано Аврааму]: “не делай ему ничего”. И заслуги праотцов защитят их от всяких несчастий».
И в книге «Еш Нохалин» приводится: «Вначале следует произнести отрывок Акеда, после этого отрывок, связанный с маном, и после этого десять заповедей, — ибо есть в этом большой смысл и великая тайна. Ведь сказано: “Произнесёт отрывок Акеда, чтобы пересилить и уменьшить свой приговор; а после этого — отрывок, связанный с маном, чтобы удостоиться благословения и достатка; и после этого [следует произнести] десять заповедей и жертвоприношения”. И подразумевается здесь то, что сказали мудрецы: “Благополучие человека сложно столь же, сколь рассечение Ям Суф”. Дело в том, что Всевышний кормит абсолютно всех, праведников и злодеев, хороших людей и грешников, огромных буйволов и личинок насекомых. А качество правосудия обвиняет их, и “тяжело” Ему, благословен Он, питать тех, кто не служит Ему. Но Он даёт им больше, чем им полагается по справедливости, как сказано в книге “Зоар”. Поэтому следует в первую очередь пересилить и ослабить качество сурового суда, прочитав отрывок Акеда. В самом этом отрывке есть намёк на усмирение качества суда. Там сказано: “и связал Ицхака, сына своего”. [Ицхак был воплощением качества сурового суда в этом мире. То, что его связали, означает связывание, ограничение действия меры Суда. Это объясняет, по какой причине принесение Ицхака в жертву называют именно “Акеда” — связывание.] После этого следует упомянуть вопрос пропитания. Ведь после того, как обвинение против него отменено, и “остыл гнев царя”, приходит защитник, и благодаря этому получит человек благосклонность и благословение».
Вот что написано в книге «Тикуней Зоар»: «Раздался голос и возвестил: Акедат Ицхак была создана в шесть дней творения. Ибо нет жертвоприношения, которое бы пересиливало смерть подобно связыванию Ицхака. Ведь сказано: ”и связал Ицхака, сына своего”. В этот момент качество суда было связано и скручено в высших мирах, и не было у него разрешения принести жертву… И это связывание помогает в изгнании — ведь Машиах бен Йосеф должен был бы погибнуть, но в этот момент раздаётся голос и говорит: ”не делай ему ничего”. Ведь милосердие пересиливает качество сурового суда… и правая сторона властвует над левой стороной, и народ Израиля выходит [из изгнания] благодаря милосердию, а не потому, что заслужил это с точки зрения меры суда… А из-за того, что Ицхак дал своему отцу себя связать и пошёл на смерть, придёт к народу Израиля машиах и избавит его, и они не умрут. Более того, даже если народ Израиля, будучи в изгнании, будет совершать кровопролитие, разврат и идолопоклонничество, не дай Б-г, заслуги отцов будут спасать их от сожжения, обезглавливания и удушения. И из-за того, что Авраам прошёл испытание огнём [когда Нимрод бросил его в печь в Ур Касдим], Ицхак прошёл испытание ножом, а Яаков прошёл испытание изгнанием [когда был вынужден убежать из дома] — заслуги праотцов будут защищать их».
Отрывок Акеда
Б-г наш и Б-г отцов наших! Вспомни о нас благосклонно и обратись к нам с превечных небесных высот, даруя спасение и милость, и вспомни для блага нашего, Г-сподь, Б-г наш, любовь к Тебе праотцов — Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих, и Завет Свой, и милость Свою, и клятву, которую Ты дал Аврааму, отцу нашему, на горе Мория. И вспомни о том, как связал он сына своего Ицхака и возложил на жертвенник. Как написано в Торе Твоей (Берешит, 22):
«И было после этих событий: Б-г испытал Авраама. И сказал Он ему: “Авраам!” И сказал он: “Вот я.” И сказал Он: “Возьми же сына своего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе”. И поднялся Авраам рано утром, и оседлал осла своего, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Б-г. На третий день поднял Авраам свои глаза и увидел это место издалека. И сказал Авраам своим отрокам: “Сидите здесь с ослом, мы же с отроком пойдем туда, и поклонимся, и возвратимся к вам”. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Ицхака, сына своего, и взял в руку свою огонь и нож. И пошли они оба вместе. И сказал Ицхак Аврааму, своему отцу, говоря: “Отец мой”! И сказал он: “Вот я, сын мой”! И сказал он: “Вот огонь и дрова, — где же агнец для всесожжения?” И сказал Авраам: “Б-г усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой”. И шли они оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Б-г. И построил там Авраам жертвенник, и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И протянул Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. И воззвал к нему ангел Г-спода с небес и сказал: “Авраам, Авраам”! И сказал он: “Вот я”. И сказал: “Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь узнал Я, что боишься ты Б-га, — и не скрыл ты сына твоего, единственного твоего от Меня”. И поднял Авраам глаза свои после того и увидел: и вот баран запутался в заросли рогами своими. И пошел Авраам, и взял барана, и вознес он его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: “Г-сподь усмотрит”! Как говорится по сей день: “На горе Г-спода увиден будет”. И воззвал ангел Г-спода к Аврааму во второй раз с небес, и сказал: “Мною клянусь, — говорит Г-сподь, — за то, что ты сделал такое и не сокрыл сына твоего, единственного твоего, Я благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословятся в твоем потомстве все племена земли за то, что ты послушался голоса Моего”. И возвратился Авраам к отрокам своим, и поднялись они, и пошли вместе в Беэр-Шеву, и обитал Авраам в Беэр-Шеве».
Властелин мира! Подобно тому, как Авраам, отец наш, преодолел свое милосердие, чтобы исполнить от всего сердца волю Твою, да преодолеет милосердие Твое гнев Твой, который направлен на нас. Да возобладает милосердие Твое над строгостью Твоей, и отнесись к нам, Г-сподь, Б-г наш, с любовью и состраданием. И по великой доброте Своей отврати Свой гнев от народа Своего, и от города Своего, и от страны Своей, и от наследия Своего. И исполни для нас, Г-сподь, Б-г наш, то, что обещал Ты нам в Торе Своей, записанной Моше, рабом Твоим, как сказано: «И вспомню Я союз Свой с Яаковом, и союз Свой с Ицхаком, и вспомню союз Свой с Авраамом, и вспомню о Земле Израиля».