Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления покрывал — Работа «разрезать» и «скоблить»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1138
работа «скоблить» и работа «разрезать»
Продолжение (начало здесь)

(30) Работа «скоблить»

Работа «скоблить» (ממחק — мемахек) заключена в том, что человек соскребает шерсть или волос со шкуры, делая ее гладкой (Раши, Шаббат, 73а). Эта работа производится на шкуре, снятой с убитого животного (Рамбам, «Шаббат», 11:5), и это — основная работа (ав мелаха).

При изготовлении Шатра Откровения мастера соскребали шерсть со шкур баранов и тахашей, чтобы сделать покрывала для Шатра («Мишнат Шаббат», 33).

Минимальным размером участка выскобленной кожи, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является такой, на котором можно написать камею (Рамбам, «Шаббат», 11:5).

Работу «скоблить» выполняет также и тот, кто растирает и разглаживает (даже рукой) кожу, натянутую на раме, как это делают при изготовлении пергамента (Рамбам, «Шаббат», 11:6; «Хаей Адам», 34-35:2). В связи с этим не скоблят ножом, и даже ногтем, обувь — как новую, так и старую, поскольку при этом снимаются слои кожи («Хаей Адам», 34-35:3).

Производной работой (толада) от основной мемахек является выравнивание различных поверхностей – в частности, шлифование серебряных изделий (Раши, Шаббат, 50а; «Шулхан Арух», 323:9). А мудрецы запретили точить нож в Шаббат, поскольку это похоже на работу «скоблит» («Мишна Брура», 323:40). И не следует выравнивать деревянную поверхность с помощью наждачной бумаги («Орхот Шаббат», 17:17).

Производной работой от мемахек является также работа мемареах — «намазывать». Запрещено намазывать воск или смолу, чтобы залепить дырку в бочке (Шаббат, 146а; «Шулхан Арух», 314:11; «Хаей Адам», 34-35:4), а также размазывать мазь по повязке (Шаббат, 75б; Рамбам, «Шаббат», 11:6; «Мишна Брура», 328:81). Но в случае серьезной необходимости можно положить мазь, не размазывая, на саму ранку, а затем наложить бинт на рану и завязать его разрешенным образом («Орхот Шаббат», 17:19).

Запрещено намазывать ваксой (или кремом) обувь — при этом нарушается также запрет «красить» («Зихру Торат Моше», 37:2; «Орхот Шаббат», 17:26).

Запрещено смазывать мазью руки. Но в тех странах, где принято умащать тело жидким маслом не только в лечебных целях, разрешено нанести такое масло или другое жидкое, текучее вещество на кожу («Орхот Шаббат», 17:20).

В Шаббат женщинам запрещено наносить мазь или крем также на лицо и нельзя пользоваться губной помадой, так как при этом тоже совершается работа «намазывать» и также работа «красить» (там же, 17:21-22).

Запрещено играть пластилином, ведь когда его размазывают и выравнивают, тоже совершается работа «намазывать» (там же, 17:25/35/).

Запрет «намазывать» не относится к пищевым продуктам (Рамо, 321:19). Поэтому, например, разрешено намазать масло на хлеб. Но если некую пищу невозможно съесть, предварительно не размазав, то мудрецы запретили ее размазывать даже для ближайшей трапезы («Хаей Адам», 34-35:5; «Мишна Брура», 321:81).

(31) Работа «разрезать»

Работа «разрезать» (מחתך – мехатех) заключена в том, что кожу разрезают на полосы определенного размера, чтобы изготовить ремни или ремешки для сандалий (Раши, Шаббат, 73а, 74б). Это основная работа — ав мелаха (р. Овадья из Бартануры, Шаббат, 7:2).

При изготовлении Шатра Откровения разрезали шкуры баранов и тахашей, чтобы приготовить покрывала для Шатра («Мишнат Шаббат», 35).

Минимальным размером отрезанной кожи, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является такой, на котором можно написать камею (Рамбам, «Шаббат», 11:7; «Хаей Адам», 36:2).

Производной работой (толада) от основной мехатех является распиливание на куски определенного размера заготовок из дерева или металла (Рамбам, «Шаббат», 11:7), а также из других материалов («Хаей Адам», 36:1). Запрет «разрезать» нарушает также и тот, кто рвет бумагу на куски определенной величины («Мишна Брура», 340:41), и, в частности, рвет туалетную бумагу по перфорации («Орхот Шаббат», 11:40/57/). А если рвут произвольно, не по определенному размеру, но для какой-то надобности, то при этом нарушается запрет «рвать» (кореа) («Шулхан Арух», 340:13-14, «Мишна Брура», 41).

По отношению к пищевым продуктам запрета «разрезать» нет («Хаей Адам», 36:3; «Мишна Брура», 322:12).


http://www.beerot.ru/?p=34896