(33) Работа «стирать написанное»
Следующая работа – «стирать для того, чтобы написать две буквы» (מּוֹחֵק עַל מְנָת לִכְתֹּב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת – мохек аль-менат лихтов штей отийот).
Основная работа (ав мелаха) заключена в том, что человек стирает написанное, чтобы на этом месте написать другой, нужный текст, состоящий как минимум из двух букв (Раши, Шаббат, 75б; Рамбам, Шаббат, 11:9; «Мишна Брура» 340:9, «Беур Алаха», «А-мохек»).
Когда писали буквы на вертикальных брусьях Шатра Откровения, то иногда ошибались, и тогда стирали написанное, а на этом месте писали нужную букву (Раши, Шаббат, 73а; «Беур Алаха», 340:3, «А-мохек»).
Минимальный размер стертого текста, за который нарушитель ответственен по закону Торы (т.е. в случае неумышленного нарушения должен принести жертву хатат) указан в мишне: это место, на котором можно «написать две буквы» (Шаббат, 7:2). И если человек стирает одну большую букву, чтобы на ее месте написать две более маленьких, он ответственен по закону Торы (Шаббат, 75б; Рамбам, Шаббат, 11:9; «Беур Алаха», 340:3, «А-мохек»). Работа мохек совершается и в том случае, когда человек стирает кляксу, чтобы написать на ее месте две буквы (Рамбам, Шаббат, 11:9; «Шулхан Арух», 340:3, «Мишна Брура», 13).
Если в слове оказалась лишняя буква, и ее стирают, то, хотя и не имеют в виду писать на ее месте другие буквы, нарушитель несет ответственность по закону Торы – ведь стирание совершается с конструктивной целью: чтобы получилось верное слово (см. «Беур Алаха», 340:3, «А-мохек»; «Орхот Шаббат», 15:41). Причем, из Торы запрещено стирать даже совсем немного и даже на месте, недостаточном для написания двух букв, но тогда в случае невольного нарушения жертву хатат не приносят («Мишна Брура», 340:12).
А иногда при стирании человек совершает противоположную работу – «писать». Например, если он стер перемычку у буквы ח (хет) и образовались две буквы ז (зайн), вместе составляющие слово זז (заз – «двинулся»), то он ответственен по закону Торы за совершение работы «писать». А если он стирает выступающую часть буквы ד (далет), то получается буква ר (рейш), которую он «написал» посредством стирания (Шаббат, 104б; Рамбам, Шаббат, 11:13; «Орхот Шаббат», 15:10).
Если человек обводит черными чернилами буквы, которые написаны красными чернилами, и теперь красный цвет не виден – он одновременно совершает и работу «стирать», и работу «писать» (Рамбам, Шаббат, 11:16). А если он просто проводит линию поверх букв так, что они по-прежнему видны (зачеркивает их), он не нарушает запрет «стирать написанное», однако нарушает запрет «писать», ведь мудрецы запретили проводить даже черточки и линии, которые не являются ни буквами, ни рисунками («Орхот Шаббат», 15:48).
Производной работой (толада) от основной «стирать для того, чтобы написать две буквы» является стирание рисунка для того, чтобы нарисовать на его месте другой (Рамбам, Шаббат, 11:17).
Запрещено рвать бумагу и т. п. материалы прямо по буквам или рисункам, так как это тоже вид «стирания написанного» («Мишна Брура», 519:11; «Орхот Шаббат», 15:18/26/ и 15:43-45). В связи с этим нужно проявить осторожность, когда в Шаббат очищают яйцо от скорлупы: это нужно сделать, не разрушая напечатанных на ней букв или рисунка («Кцот а-Шулхан», 144; «Орхот Шаббат», 15:44). Но если разрыв или разлом проходит между буквами, то можно облегчить («Шмират Шаббат ке-Илхата», 9/48/ от имени р. Ш.-З. Ойербаха; «Орхот Шаббат», 15:18/27/ и 15:43).
Если в Шаббат необходимо открыть книгу, на боковом срезе которой написаны буквы или сделаны рисунки (а другой такой книги у него нет) – разрешено открывать и закрывать ее, и это не считается «стиранием» или «письмом» («Хаей Адам», Шаббат, 38:5; «Мишна Брура», 340:17). Но изначально лучше не писать букв на боковых срезах книг («Шаар а-Циюн», 340:25). Однако орнаменты, не имеющие какого-то конкретного содержания, делать можно («Шмират Шаббат ке-Илхата», 28/8/ от имени р. Ш.-З. Ойербаха).
Мудрецы запретили стирать, даже не имея в виду писать, но просто ради того, чтобы удалить текст или рисунок («Мишна Брура», 340:17). И также мудрецами запрещено стирать надписи и рисунки, сделанные неустойчивым материалом – например, соком на столе или пальцем на запотевшем окне (там же, 340:22/1/; «Мишнат а-Шаббат», 37).
Особый вопрос касается надписей и рисунков, выполненных прямо на пищевых продуктах. Так, запрещено разламывать пироги, на которых что-либо написано или нарисовано с помощью измельченного сахара или пищевой краски (Рамо 340:3, «Мишна Брура», 15; «Зихру Торат Моше», 40:4). Но разрешено откусывать от них в тех местах, где нет букв. И также разрешено угостить ими ребенка. Можно разрешить есть пирожные, на которых буквы выполнены с помощью меда, разведенного на воде, или с помощью различных соков. По мнению некоторых законоучителей, от них разрешено откусывать даже в тех местах, где находятся сами буквы. И тем более разрешено разламывать, причем даже руками, рисунки или буквы, выдавленные на самом пироге, вообще без употребления какого-либо красителя («Мишна Брура», 340:14-15, 17). Но есть и авторитетные законоучители, устрожающие во всех этих случаях («Хазон Иш», 61:1). Поэтому изначально рекомендуется не делать никаких надписей и рисунков на субботних халах и пирогах (примечание редактора).