Шаарей Торат а-Баит — Обращение к раввину в вопросах кашрута

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

179
законы кашрута

Обращение к раввину в вопросах кашрута

О точности в деталях

Несмотря на все усилия семьи соблюсти правила кашрута, в любом доме время от времени возникают ситуации, при которых приходится обратиться к раввину с вопросом. Излагая вопрос, очень важно поставить раввина в известность обо всех конкретных деталях произошедшего:

о каком виде проблемы кашрута идет речь: вопрос касается смеси молочного с мясным, мяса с рыбой, попадания трефного в кашерную пищу и т.д.;

каков был статус посуды, была ли она выдержанной сутки (не была в употреблении);

были ли пища или посуда горячими, а если были горячими, касается ли вопрос кашрута посуды (можно ли пользоваться ею без кашерования) или блюда, приготовленного в ней.

Ни в коем случае нельзя «изобретать» похожий случай для того, чтобы, получив ответ, уподобить выдуманную ситуацию произошедшему реально, или упомянуть лишь часть конкретных деталей: даже тонкие нюансы могут порой оказаться очень существенными при вынесении заключения. Насколько решение раввина зависит от деталей произошедшего, можно убедиться на следующем примере. Когда некашерное было сварено с кашерным, при одних обстоятельствах будут запрещены, как варившееся блюдо, так и посуда. При других – запрещено только блюдо, а кастрюля останется пригодной для использования.  Бывают также случаи, когда кастрюля становится трефной, в то время как пища остается разрешенной. И, наконец, иногда разрешена и пища и посуда.

Другой пример. Если пищу в кастрюле помешали «неподходящим» половником, при одних обстоятельствах кастрюля становится трефной, а половник остается разрешенным к использованию, при других – наоборот, половник запрещен, а кастрюля разрешена. Закон зависит от конкретных  деталей, поэтому точность в частностях при обращении к раввину очень важна.

О мнимом противоречии в ответе раввина

Весьма часто случается, что раввин, отвечая на вопрос, связанный с проблемой кашрута, выносит заключение о разрешении употребить блюдо в пищу, но запрещающее дальнейшее использование посуды, в которой это блюдо готовилось. Ответ, на первый взгляд, явно противоречивый: если блюдо разрешено, зачем кашеровать посуду? Или наоборот: если кастрюля трефная, как может быть, что пища, готовившаяся в ней, разрешена?

Такой «противоречивый» ответ может объясняться двумя причинами.

Во-первых, отношение закона к ситуации поправимой и непоправимой различно. Поясним: безусловно, фактическая сторона произошедшего для блюда и для посуды та же, и означает как бы «низкий уровень» кашерности, как для пищи, так и для использованной для нее кастрюли. Однако практическая постановка вопроса для приготовленной пищи и для посуды имеет существенное различие. По отношению к пище вопрос стоит так: признать ее некашерной и выбросить, или же признать пригодной, несмотря на «низкий уровень» кашерности. В то же время, рассматривая возможную проблему с посудой, выясняют: продолжать ли пользоваться ею в «низком качестве» кашрута, или же кашеровать ее и сделать пригодной лехатхила. Поэтому, по отношению к пище, чтобы предотвратить ущерб, закон предусматривает, бедиавад, некоторые послабления, используя правило битуль. Но по отношению к кухонной утвари, где, как правило, не идет речь об ущербе,  мудрецы Торы оставили рамки закона в более строгом русле и запретили пользоваться такой посудой без кашерования.

Во-вторых, закон запрещает умышленно приводить смесь к состоянию,  когда вступает в силу принцип битуль. В связи с этим  нельзя готовить в кастрюле, впитавшей вкус некашерного, поскольку, готовя в ней вторично, еврей как бы умышленно «растворяет» запрещенный вкус в кашерных продуктах, используя правило битуль. Поэтому, в отношении посуды возможно устрожающее заключение раввина, в то время как готовившаяся в посуде пища разрешена по правилу битуль.

Примечание. Еврейский закон достаточно часто определяет несколько путей исполнения закона: лехатхила – преимущественный путь, рекомендуемый в большинстве обычных ситуаций, и бедиавад – нежелательный «второсортный» путь, разрешенный в особых случаях. (Слова лехатхила и бедиавад используются также в некоторых других значениях, но здесь мы преследуем цель лишь разъяснить конкретное употребление их в публикуемой главе). «Сделать посуду пригодной лехатхила» привести ее к состоянию, когда, с точки зрения закона, ее использование считается полностью правомерным.

 Обработано равом Леви Гинком


http://www.beerot.ru/?p=51690