Шаарей Торат а-Баит — Кашерование посуды

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

1226
законы кашрута
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию еще одну главу из переложения книги рава Йеуды Чезнера, готовящегося к выпуску. Редакция благодарит спонсоров этого важного издания Соломона и Розу И. (Петах-Тиква) за материал, предоставленный для публикации, а также составителя рава Леви Гинка за содействие в подготовке журнального варианта глав книги.

Кашерование посуды

Во время горячего контакта сосуда с находящейся в нем некашерной (т. е. запрещенной к употреблению для еврея) пищей, сосуд становится непригодным для использования, трефным. Причина данного запрета заключается в том, что частицы пищи проникают в поры и микроскопические трещины стенок сосуда и остаются там даже после того, как сосуд тщательно вымыт. Это явление в еврейском законе принято называть «блиат а-исур» – впитыванием запрещенного. При последующей варке частицы запрещенного имеют свойство выходить из стенок и смешиваться с содержимым сосуда – происходит исторжение запрещенного («плейтат а-исур»). В результате кашерная пища, которая варится в трефном сосуде, может приобрести некий привкус того, что варилось в этой посуде прежде, и стать запрещенной по закону Торы или в соответствии с постановлениями мудрецов (хотя иногда этого не происходит, и пища разрешена постфактум). Поэтому трефную утварь нельзя использовать даже таким способом, при котором произойдет битуль – аннулирование вкуса некашерной пищи в большом количестве кашерной пищи, или вкус некашерной пищи будет считаться испорченным и не обладающим способностью сделать кашерную пищу запрещенной. По этой причине нельзя готовить кашерную еду в посуде нееврея, так как наверняка в ней было сварено некашерное. Чтобы использовать посуду, приобретенную у нееврея, нужно выполнить кашерование одним из описанных здесь способов, после чего окунуть ее в микве. То же самое относится к посуде еврея, не соблюдающего заповеди. (Правда, если посуда была произведена евреем, или несоблюдающий еврей окунул ее, то для такой посуды окунания не требуется.)

Трефной посудой пользоваться нельзя, независимо от того, где, как и когда она впитала запрещенное еврею.

Для того чтобы трефной сосуд снова стал пригодным, необходимо удалить следы запрещенной пищи из его пор, в чем, собственно, и заключается кашерование. Для этого существуют два основных способа:

Кашерование в кипящей воде (агала). При этой процедуре запрещенное выходит из пор материала в воду.

Прокаливание (либун). Предмет нагревается до температуры, при которой следы запрещенной пищи в порах сосуда сгорают и теряют статус запрещенного еврею.

Каким из перечисленных способов пользоваться, зависит от того, какой вид горячего контакта привел к впитыванию запрещенного стенками сосуда.

Если посуда стала трефной из-за того, что запрещенное в ней варилось или жарилось на масле (т. е. при всяком жидком контакте с трефным), следует кашеровать ее в кипящей воде. В большинстве случаев посуда возвращается в пригодное состояние именно этим способом. Причем не имеет значения, при какой температуре контакта произошло поглощение запрещенного, при температуре кипения воды, ниже ее или выше (как при жарке на масле), – в любом случае кашерование выполняют в кипящей воде.

Если же посуда стала трефной при сухом соприкосновении на огне с трефной пищей, применяют прокаливание на огне.

Материал предмета

Не все материалы поддаются кашерованию с точки зрения закона, а лишь определенные виды.

Можно кашеровать металлическую и деревянную посуду, а также посуду, сделанную из кости. Камень также поддается кашерованию (благодаря этому возможно кашерование каменного кухонного стола).

Любая керамическая посуда (в т. ч. фарфор и фаянс) кашерованию не подлежит.

Стекло. По поводу стекла существует весьма сложный спор между законоучителями прошлых поколений: когда оно поддается кашерованию, и поддается ли вообще. Практическая рекомендация современных авторитетов еврейского закона следующая. Для того чтобы использовать стеклянную посуду в течение года, кроме Песаха, можно кашеровать ее в кипящей воде, так же как металлическую. И хотя изделия из обычного стекла зачастую разрушаются при погружении в кипящую воду, и их кашерование технически трудно осуществить, посуду из современных видов устойчивого к нагреванию стекла при необходимости можно кашеровать. Для использования в Песах стеклянную посуду кашеровать невозможно.

Эмалированная посуда. По заключению многих авторитетов, кашерование эмалированной посуды недействительно для пасхального использования, но разрешается в остальное время.

Посуда из пластмассы. По поводу пластмассы не существует четкого заключения, поддается ли она кашерованию. Поэтому практически оно действительно лишь в случаях, когда для разрешения предмета ситуация позволяет принять во внимание дополнительные соображения. Например, трефную кастрюлю с пластмассовыми ручками можно кашеровать. При этом закон принимает во внимание то обстоятельство, что пластмасса не будет иметь прямого контакта с готовящейся пищей.

Другие материалы. Сегодня для изготовления посуды нередко применяются новые материалы. Относительно кашерования такой посуды необходимо проконсультироваться с раввином, компетентным в таких вопросах.

Подготовка посуды к кашерованию

Чистка. Кашеровать предмет можно только тогда, когда его поверхность полностью чиста. Поэтому прежде чем приступить к кашерованию посуды, бывшей в употреблении и ставшей трефной по какой-либо причине, необходимо тщательнейшим образом очистить ее от наслоений остатков пищи и прочей грязи, как внутри, так и снаружи. Нужно отметить, что чистка – самый трудоемкий этап кашерования посуды. Когда в каком-либо месте вычистить грязь не удается, есть возможность ее просто сжечь. Без удаления (или сжигания) грязи кашерование в кипящей воде невозможно. Если ручки предмета отделяются, нужно снять их перед кашерованием. Если ручки не отделяются, но прилегают к предмету очень плотно, не оставляя никакой щели для проникновения грязи, предмет можно кашеровать. Если же около ручек есть щель, из которой грязь полностью не вычищается, то предмет кашеровать в кипящей воде нельзя.

Некоторые виды металлических кастрюль сделаны так, что верхняя кромка в них округло загнута внутрь, и пища во время варки проникает в эту щель, из-за чего вычистить ее невозможно (то же самое касается нижней кромки крышек). Если такая кастрюля стала трефной, в большинстве случаев кашеровать ее невозможно, даже способом прокаливания, поскольку всегда остается опасение, что грязь, впитавшая в себя вкус запрещенного еврею, не сгорела полностью. Похожая проблема существует с некоторыми видами кастрюль-скороварок: некоторые части, входящие в конструкцию крышки, не очищаются полностью и не подлежат кашерованию.

Суточный перерыв в использовании. Посуда перед кашерованием должна быть обязательно выдержана в течение 24 часов без какого-либо использования. В течение этого времени нельзя также мыть ее горячей водой.

Процедура кашерования в кипящей воде

Кашерование посуды производится следующим образом:

Котел (большую кастрюлю) наполняют водой и нагревают до интенсивного кипения. Приготавливают рядом также большой сосуд с холодной водой.

Полностью опускают предмет в кипящую воду на несколько секунд.

Извлекают предмет из котла и немедленно окунают его в холодную воду.

Остановимся на некоторых деталях более подробно.

Котел для кашерования. Котел должен быть такого размера, чтобы в него можно было опустить самый большой из предметов, подлежащих кашерованию. Если котлом пользовались для приготовления пищи, следует выждать 24 часа после его использования. Поскольку подлежащая кашерованию посуда также выдержана в течение суток без использования (как указывалось выше), при кашеровании трефного сосуда сам котел не становится трефным. (Кроме того, выдержанную в течение суток мясную и молочную посуду можно кашеровать, не меняя воду.)

Кашерование посуды на Песах. Запрет употреблять квасное в праздник Песах гораздо строже, чем другие законы кашрута. Поэтому пасхальное кашерование имеет ряд особенностей:

В случае, когда в качестве котла используется кастрюля, в которой варили хамец, прежде всего надо кашеровать сам котел. Для этого чистый котел наполняют водой до самых краев, доводят до сильного кипения, после чего воду сливают. Кашерование посуды, включая крышки, выполняют уже в другой воде.

Если после кашерования собираются пользоваться котлом для приготовления пищи в Песах, его необходимо снова кашеровать, т. е. вылить воду, в которой кашеровали посуду, опять наполнить водой до самых краев и нагреть до сильного кипения. Воду опять вылить.

Вода. Для кашерования используется обычная чистая вода из крана без каких-либо едких добавок. Вода при кашеровании должна интенсивно кипеть. Когда пользуются котлом большого объема, добиться этого на обычной газовой горелке не так просто. Поэтому если ширина котла позволяет, ставят его на две или на три горелки и накрывают крышкой. Когда в доме прохладно, накрывают котел сверху большим полотенцем (но только так, чтобы оно не воспламенилось!).

Погружение в кипяток и полоскание. Прежде чем кашеровать посуду следует позаботиться об инструменте, которым можно будет извлечь ее из котла (можно использовать клещи, плоскогубцы, или погружать посуду в сетке). Когда вода закипела, опускают в нее один из предметов, после чего нужно выждать какое-то время, чтобы вода снова хорошо закипела. Нередко для этого необходимо накрыть котел крышкой. Закон разрешает также опустить предмет в холодную воду и после этого довести ее до кипения. (Однако стоит учесть, что вещь может от этого потемнеть.) Затем извлекают предмет из котла и немедленно окунают в холодную воду (можно также промыть в холодной воде из крана), чтобы предотвратить вторичное впитывание частиц некашерной пищи из воды в поры сосуда. (Если предмет забыли прополоскать, постфактум кашерование считается действительным.)

То же самое проделывают со следующим предметом. В случае кашерования большого количества предметов, процедура может занять немало времени, но нужно знать, что другого выхода нет: только после погружения в интенсивно кипящую воду закон признает предмет пригодным, и пока вода не закипит вторично, кашерование недействительно.

Строго говоря, можно опустить в кипяток и несколько предметов сразу, при условии что они не находятся внутри котла один на другом: это препятствует исторжению вкуса трефной пищи из пор материала.

Продолговатый предмет, который не вмещается полностью в котел, можно опускать в кипяток по частям, сначала одну сторону, затем другую. В этом случае исторжение запрещенного вкуса происходит поэтапно.

Кашерование и окунание. Когда посуду нужно и окунуть в микве, и кашеровать, в первую очередь выполняется кашерование и уже после этого – окунание в микве. Если по ошибке сосуд был окунут до кашерования, закон не требует окунать его вторично, тем не менее, важно действовать именно в указанном порядке.

Обработано равом Леви Гинком


http://www.beerot.ru/?p=51902