Шаарей Торат а-Баит — Опосредованный вкус в пище парве

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

182
законы кашрута

Объяснив нам основные понятия кашрута в предыдущих главах, автор переходит к рассмотрению некоторых практических правил ведения кашерной кухни.

 Опосредованный вкус в пище парве

Если овощное блюдо было сварено в молочной кастрюле, разрешается ли есть его с мясом?

В данном случае, блюдо парве, сваренное в молочной кастрюле, не становится в полной мере молочным, поскольку оно впитало в себя не вкус молока, а лишь опосредованный, вторичный вкус молочного. Вопрос, разрешить или запретить есть такое блюдо с мясом, является предметом спора между законоучителями, и требования закона для сефардской и ашкеназской общины несколько отличаются. Кроме этого, как уже упоминалось выше, есть разница между выдержанной посудой (в стенках которой присутствует лишь «испорченный» вкус молока, так как прошло больше двадцати четырех часов с тех пор, как молоко туда впиталось), и посудой, использованной в течение последних суток для горячего молока, а также между случаями неострого и острого блюда. Итак, разберем каждый вариант отдельно.

Если в кастрюле готовилось молочное в течение последних суток, то согласно мнению автора кодекса «Шулхан Арух», которому следуют сефардские евреи, разрешено есть блюдо парве, приготовленное в ней, с мясом, поскольку оно впитывает лишь опосредованный вкус молочного.

Мнение Рамо, которому следуют ашкеназские общины, несколько более строгое: блюдо, впитавшее «свежий» вкус молока из посуды, есть с мясом нельзя. Но разрешается использовать такое блюдо в мясной трапезе до или после мяса (при условии, что блюдо неострое). Можно также подавать его в мясной посуде и пользоваться мясными столовыми приборами, даже когда блюдо горячее.

Если же для приготовления неострого блюда парве пользовались выдержанной молочной кастрюлей, то разрешается есть его с мясом также по ашкеназской традиции еврейского закона.

Когда речь идет об острой пище парве, приготовленной в молочной кастрюле, использованной для молочного в течение суток, то пища получает статус молочной в полной мере (острота приводит к сильному исторжению вкуса из стенок кастрюли). И такое блюдо нельзя есть с мясом даже по обычаю сефардских евреев. Более того, даже когда кастрюля выдержана сутки, и поглощенный ею вкус подпорчен (и потому менее значителен), в данном случае закон учитывает свойство остроты улучшать и восстанавливать вкус, поэтому острое блюдо, сваренное в выдержанной молочной посуде, запрещено есть с мясом.

Во введении уже упоминалось, что от небольшого количества острых специй пища еще не называется острой, поскольку острота, растворяясь в содержимом кастрюли, теряет силу. Только когда из-за добавленных специй все блюдо имеет сильный острый вкус, оно приобретает статус «острого» по законам кашрута.

Ответим попутно на похожий, на первый взгляд, вопрос:

Можно ли использовать молочную посуду для приготовления гарнира к мясу?

Существенное отличие этого вопроса от предыдущего в том, что здесь мы не просто используем блюдо, в котором присутствует вторичный вкус молока, но и умышленно создаем его. И, по заключению авторитетов еврейского закона, делать это нельзя, подобно тому, как нельзя умышленно приводить смесь к разрешенному состоянию, используя правило битуль (принцип потери значимости добавки при малой пропорции). Поэтому в кастрюле, использованной для молочного в течение суток, запрещено готовить гарнир для мяса как ашкеназу, так и сефарду. Соответственно, приготовленный в нарушение запрета гарнир есть с мясом нельзя.

По поводу приготовления гарнира к мясу в выдержанной молочной посуде существует различие между сефардской и ашкеназской традициями. По мнению автора «Шулхан Арух», принятому сефардскими общинами, это разрешено. Согласно авторитетам ашкеназской школы, даже в выдержанной молочной кастрюле готовить блюдо к мясу нельзя.

Приведем несколько примеров:

Если, готовя картофель в выдержанной молочной кастрюле, не собирались подавать его к мясу, то как по сефардской, так и по ашкеназской традиции еврейского закона разрешено есть приготовленный картофель с мясом.

Ашкеназскому еврею нельзя кипятить воду для кофе с молоком в мясной кастрюле (даже когда последние 24 часа в ней не готовили мясное). В то же время, если воду вскипятили для другой цели, то по обеим традициям еврейского закона можно использовать ее для приготовления напитка с молоком.

Если в мясной кастрюле сварен овощной суп с луком, такой суп не считается «мясным», так как лука в кастрюле немного, и острота его не чувствуется. Поэтому в случае, когда суп готовили в выдержанной кастрюле, и не собирались подавать его с молочными продуктами, разрешается есть его с молочным и сефарду, и ашкеназу. Если же до этого в кастрюле варили мясо в течение суток, то есть такой суп с молочными блюдами можно только еврею сефардской традиции.

Если в мясной сковороде пожарили лук и после этого добавили к нему яйца, чтобы приготовить яичницу – такое блюдо нельзя есть с молочным по обеим традициям еврейского закона. Острота лука приводит к сильному исторжению мясного вкуса сковороды, и жареный лук становится «мясным». Соответственно, после того, как к нему добавлены яйца, блюдо остается мясным.

Обработано равом Леви Гинком


http://www.beerot.ru/?p=51714