Шаарей Торат а-Баит — Законы посуды

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

190
законы кашрута
Уважаемые читатели, рав Й. Чезнер уже тридцать пять лет является равом (морэ ораа) и духовным наставником общины людей, изучающих Тору, в городе Офаким. Написанная за последние десять лет серия книг по еврейскому закону – Алахе, получила широкое распространение и пользуется большой популярностью, благодаря ее современной практической направленности и особой ясности изложения. Одна из первых книг рава, «Шаарей Торат а-Баит», задумана как настольное пособие для молодой семьи, в областях закона, связанных с бытом еврейского дома. Мы рады предложить Вашему вниманию выдержки из переложения этой книги на русский язык, которое составил рав Леви Гинк, постоянно консультируясь с ее автором, равом Чезнером. Данное пособие «Основы еврейского дома», готовящееся к печати, адресовано в первую очередь читателям, уже имеющим некоторый опыт соблюдения заповедей, и призвано помочь им расширить и углубить имеющиеся знания, чтобы строить быт в собственном доме в точном соответствии с еврейским законом. 
Продолжаем объяснение понятий, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы понять, на чем основываются законы кашрута

Опосредованный вкус

(Нотен таам бар нотен таам, или сокращенно нат бар нат)

Во время контакта посуды с горячей пищей частицы продуктов проникают в поры и микроскопические трещины стенок сосуда, и остаются там даже после того, как сосуд тщательно вымыт. Поглощенные частицы блюда, выходя из пор при последующем приготовлении пищи в этой посуде, распространяются в новом блюде (на языке законов кашрута происходит плетат а-таам – буквально: исторжение вкуса из стенок сосуда), из-за чего второе блюдо получает некоторый привкус первого.

Опосредованный (то есть полученный через «посредника» – в данном случае, стенки посуды) вкус на порядок слабее, чем поглощенный при прямом горячем контакте продуктов, и отношение закона к нему несколько мягче. Например, после трапезы с картофелем, сваренным в чистой «мясной» кастрюле, разрешается есть молочное немедленно. В то время как в случае прямого поглощения вкуса, когда в одной кастрюле варились картофель и мясо, после съеденной картофелины нужно выждать шесть часов перед молочным.

Важно отметить, что закон относится к опосредованному привкусу «с послаблением» только тогда, когда речь идет о кашерных продуктах. Но если варился продукт запрещенный (например, некашерное мясо), закон не предусматривает каких-либо послаблений для третьего, четвертого (и т. д.) «поколения» привкуса запрещенного продукта. Например: некашерное мясо было сварено в кастрюле, и кастрюля стала трефной, после чего в той же кастрюле (чистой) сварили картофель (который впитывает опосредованный привкус трефного), а затем разогрели этот картофель с морковью уже в другой кастрюле (привкус трефного в моркови является уже «дважды опосредованным»), после этого немного этой моркови положили в варящийся суп. Несмотря на то, что привкус трефного в супе очень слаб, блюдо запрещено, исходя из принципа о значимости привкуса без каких-либо послаблений [Пример дан лишь для иллюстрации. В реальной ситуации могут быть основания разрешить есть такой суп по принципу битуль, если количество и вкус трефного будут незначительными. На практике следует обратиться к компетентному раввину.]

Замачивание равносильно варке

При сухом контакте негорячих продуктов не происходит впитывания вкуса одного продукта в другой. Соответственно, если кашерный продукт касался запрещенного, он остается разрешенным к употреблению. Но если кашерная и некашерная пища находились вместе в воде, рассоле, вине или любой другой жидкости (даже холодной и не острой) более 24-х часов, считается, что разрешенный продукт впитал вкус некашерного продукта, и таким образом, кашерный продукт стал запрещенным (замачивание менее суток не приводит к запрету). То есть, при суточном замачивании происходит то же, что и при варке, когда продукты в кастрюле впитывают вкус друг друга.

Возможны несколько случаев, когда при замачивании разрешенное приобретает привкус некашерного.

1. Разрешенный продукт оказался в запрещенной жидкой пище. Например, если кусок кашерного мяса находился в течение суток в холодном трефном супе, мясо впитывает привкус трефного и запрещено в пищу.

2. Некашерный твердый продукт был замочен в течение 24-х часов в разрешенной жидкой пище. Например, если трефное мясо находилось сутки в холодном кашерном супе, то суп приобретает привкус трефного и запрещен.

3. Кусок разрешенного и кусок запрещенного оказались замочены вместе в кашерной жидкости в течение суток (например, если в кашерном супе в течение 24-х часов находились кусок кашерного и кусок трефного мяса, привкус запрещенного продукта приобретает не только суп, но и мясо, бывшее ранее разрешенным). Если мясо оказалось замоченным в молочной пище в течение суток, то оба продукта также запрещены.

Во всех перечисленных случаях становится запрещенной не только пища, но и посуда, поскольку она также впитала вкус запрещенного.

Нужно подчеркнуть, что с точки зрения закона считается, что впитывания вкуса не происходит, если замачивание происходило менее 24-х часов подряд в неострой жидкости. Однако в острой жидкости (уксус, маринад и т. п.) продукты пропитываются вкусом друг друга очень быстро, и если один из продуктов был некашерным, все замоченное с ним становится запрещенным к использованию за несколько минут.

Трефная посуда 

Если в посуде готовилось что-либо некашерное, или было замочено в течение суток, частицы некашерного продукта проникают в стенки сосуда, что делает его запрещенным к использованию. Такую посуду принято называть трефной (способы ее кашерования мы обсудим отдельно). Трефной посудой нельзя пользоваться независимо от того, сколько времени прошло с тех пор, как она стала запрещенной. И даже если после этого случая прошло несколько лет, варить в ней нельзя. В то же время, не всякая проблема кашрута влечет за собой запрещение посуды к использованию, и следует изложить раввину все подробности происшедшего, причем, по возможности, обратиться к нему сразу, не откладывая. Ведь детали со временем забываются, а они весьма существенны для заключения о пригодности или непригодности посуды.

«Выдержанная» посуда 

Как уже отмечалось, трефной посудой пользоваться нельзя ни при каких обстоятельствах. Что происходит, если ею все же воспользовались по ошибке? Мы уже знаем, что при варке частицы запрещенного исторгаются из пор сосуда в приготовляемую пищу, и блюдо приобретает привкус некашерного.

Однако будет ли такая пища запрещена, зависит от того, когда посуда впитала в себя вкус запрещенного. Если кастрюля впитала трефное в течение последних суток, то приготовленная в ней пища запрещена. Но если трефная посуда была выдержана в течение 24-х часов без какого-либо использования (в том числе мытья горячей водой), то, в большинстве случаев, содержимое ее разрешено постфактум.

Причина такого смягчения закона основана на упомянутом выше правиле о «плохом привкусе». Только «положительный», улучшающий привкус некашерного запрещает использование пищи, в то время как, находясь в порах материла посуды, частицы запрещенной пищи быстро портятся. С точки зрения закона, любой вкус, впитанный в стенки сосуда, «портится» в течение 24-х часов. Таким образом, исторгаемый из стенок вкус трефного только вредит вкусу содержимого кастрюли, и при использовании по ошибке «выдержанной» кастрюли, закон не запрещает приготовленную в ней пищу (если она не острая, см. ниже).

Подобным образом действуют законы кашрута, когда речь идет о запрете смеси мясного с молочным. Если молоко разогревали в «мясной» кастрюле до того, как прошло 24 часа после последней варки мяса (или наоборот, мясо варили в «молочной» кастрюле), содержимое кастрюли запрещено, а сама кастрюля становится трефной. [Здесь снова рассматривается теоретическая ситуация. В конкретном случае не исключены смягчающие закон обстоятельства, например, применение принципа битуль и т. п.] Если кастрюлей таким же образом пользовались после истечения суток, блюдо разрешено (сама кастрюля, тем не менее, считается трефной.)

В связи с этим в законах кашрута выделяют два общих случая, определяющих статус посуды – случай посуды, использованной накануне, т. е. в течение последних суток (называемый на Святом Языке «бен йомо»), и случай выдержанной посуды («эйно бен йомо»). Отметим, что раввин, к которому обращаются за консультацией по вопросам запрета смеси мясного и молочного, чаще всего в первую очередь спрашивает о статусе посуды.

В случае, когда невозможно точно выяснить, каков был «статус» посуды, принимают за основу, что, как правило, посуда бывает выдержанной, то есть закон трактуется смягчающе, и приготовленная пища считается разрешенной.

Обработано равом Леви Гинком


http://www.beerot.ru/?p=51634