«Величие – это тфилин»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

817
тфилин батим

Вводная часть

Писание (Йехезкель, 24:17) называет тфилин словом «пеер», что можно примерно перевести, как «великолепие», или «прекрасное величие». Многие места Талмуда и Мидраша посвящены заповеди о тфилин и ее невероятной важности. Это одна из трех заповедей, которые являются знаком союза между еврейским народом и Всевышним (Шаббат, 132а).

Приведем небольшую выдержку из книги «Алахот Ктанот» (п. 28), написанной величайшим законоучителем, равом Ашером бен Йехиэлем (Рош): «В день Великого Суда чаша заслуг того, кто бережно относился к заповеди о тфилин, обязательно перевесит чашу прегрешений, и он будет оправдан.

Ибо нет более значимого из всех повелений Торы, чем заповедь о тфилин, ведь соблюдение всей Торы приравнено к исполнению этой заповеди, как сказано (в одном из четырех отрывков, которые находятся в тфилин и объясняют смысл этой заповеди): “Чтобы слова Тора Всевышнего были в устах твоих” (Шмот, 13:9). Поэтому каждый обязан чрезвычайно бережно относиться к заповеди о тфилин».

Существует достаточно много вопросов, связанных с заповедью о тфилин, в которых необходимо досконально разбираться, чтобы человек мог исполнять эту великую заповедь как полагается. Нужно иметь представление о временных рамках исполнения заповеди и о том, как следует благословлять. Точно знать, на какие участки головы и руки следует накладывать тфилин, и что запрещено допускать попадание посторонних предметов между тфилин и телом. В каких местах разрешено накладывать тфилин, о чем разрешено думать и чем заниматься во время исполнения заповеди и т. д. Даже о том, как вынимать тфилин из чехла и возвращать их в чехол, существуют специальные предписания.

Но все это – когда у человека есть тфилин. Поэтому прежде всего тем, кто полагает, что него уже есть тфилин, следует выяснить, тфилин ли это. А те, кто собирается их приобрести, должен быть уверен в том, что приобретает именно тфилин, а не некое внешнее их подобие.

Кашерность атрибутов для исполнения заповедей

В качестве примера того, что происходит в мире с кашерностью атрибутов, предназначенных для исполнения заповедей, интересно ознакомиться с данными, полученными в результате исследования кашерности мезуз. При проверке мезуз центрального здания одного из банков в Иерусалиме только 2 из 470 мезуз оказались пригодными! В поселке Фейр Лоан штата Нью Джерси было проверено 600 мезуз: кашерными были признаны всего 35%. В одном из еврейских районов Лондона (Голдерс Грин) было обнаружено, что 72% мезуз, установленных на косяках домов, не были пригодны для исполнения заповеди. В одной из общин города Петах Тиква из 756 проверенных мезуз кашерных было 245.

Список можно продолжить, но представляется, что и приведенных данных достаточно, чтобы получить представление о том, что происходит на рынке предметов, с помощью которых мы должны исполнять заветы Создателя! Очевидно, что не все мезузы, оказавшиеся непригодными для исполнения заповеди, были таковыми изначально. Часть из них пришла в негодность вследствие естественных обстоятельств (например, повышенная влажность или, наоборот, сухость климата).

Но наряду с этим на рынок предметов, предназначенных для исполнения заповедей, попадает продукция, изготовленная профессиональными мошенниками, которые ради легкой наживы готовы назваться религиозными людьми и принять обличие праведных евреев. Помимо этого, недостаток знания законов у тех, кто изготовляет подобные предметы, вносит значительную лепту в ужасающее обилие некашерных атрибутов.

Как на основании данных о мезузах можно судить об общем состоянии атрибутов в целом? Помимо множества свидетельств о каждом виде предметов, предназначенных для исполнения заповедей, доказывающих сказанное, это вполне логично: если таково положение с мезузами, добиться кашерности которых намного легче, нежели кашерности свитка Торы или тфилин, чего следует ожидать от проверки состояния кашерности последних?!

Известны случаи, когда мезузы и тфилин изготовляли евреи, не соблюдающие субботу и другие заповеди Торы.

Известны случаи, когда в фирмы по изготовлению тфилин и написанию мезуз нанимали женщин, – а они освобождены от заповеди о тфилин, и, соответственно, изготовленные ими тфилин не могут быть пригодны для исполнения заповеди. Известны случаи, когда такие фирмы принадлежали арабам и весь персонал составляли неевреи. Неоднократно при проверке мезуз и тфилин обнаруживалось, что тексты написаны не на пергаменте, как положено, а на бумаге – обычной или похожей на пергамент. Не написаны от руки, как это должно быть, а напечатаны. Нередко оказывалось, что тфилин изготовлены из пластмассы вместо кожи, что в футлярах от мезуз и в тфилин вложены тексты, не имеющие никакого отношения к мезузе или тфилину, или они вообще оказывались пустыми и т. д.

Изготовление тфилин состоит из огромного числа этапов, к каждому предъявляются определенные требования, исполнение большей части их напрямую влияет на то, будут ли тфилин пригодны для исполнения заповеди. Тфилин не принадлежат к категории предметов, которые только после определенного процента «потери дееспособности» считаются вышедшим из строя. Тфилин, которые признаны кашерными на 99.9%, в действительности не пригодны для исполнения заповеди на все 100%! Дело усложняется тем, что о соблюдении большинства условий, необходимых для кашерности тфилин, может знать только тот, кто лично участвовал в их изготовлении, ибо они не поддаются внешней проверке.

Поэтому от тех, кто участвует в изготовлении тфилин, требуется абсолютное знание законов и наивысшая степень честности и Б-гобоязненности.

Даже больше, чем от шойхета (специалиста по убою скота и птицы кашерным способом), ибо иногда даже малейшее упущение определенного элемента может быть критичным и тфилин будут непригодны («При Мигадим», «Орах Хаим», «Эшель Авраам», в конце п. 32). Тем более, что признание в неисполнении того или иного условия грозит мастеру тем, что затраченные им на изготовление тфилин усилия и дорогостоящие материалы останутся неоплаченными.

Понятно, что это требует недюжинного мужества, на которое не каждый способен. Что случится, если кто-либо из участвующих в изготовлении тфилин недостаточно владеет знаниями в той части работы, за которую несет ответственность, или забыл какой-либо закон, или ему недостает моральных сил признаться в недоработке?

В результате человек, приобретший эти тфилин и педантично накладывающий их в нужное время со всеми благими намерениями и высокими мыслями, за всю жизнь ни разу не удостоится исполнить эту великую заповедь (а точнее 8 повелительных заповедей)! В Мишне (Мегила, 4:8) сказано, что тот, кто накладывает некашерные тфилин, подвергает себя опасности. Причину поясняют великие комментаторы (см. «Ор Заруа», «Илхот Тфилин», п. 565): человек несет на себе Имя Всевышнего, не соблюдая установленных для исполнения этой заповеди правил.

Это обязывает любого человека проявить максимальную бдительность во время приобретения тфилин, а затем во время пользования ими, если он заинтересован в предмете, с помощью которого по-настоящему сможет ежедневно (за исключением определенных дней года) исполнять восемь предписаний Торы.

Каково решение проблемы?

Творец, освятивший нас заповедями Своими и Повелевающий исполнять их во все времена в четком соответствии с их законами, не оставил нас на произвол судьбы, а обязательно подготовил все необходимое, и каждый, кто по-настоящему захочет, сможет их исполнить как положено. Понятно, что человек со своей стороны должен приложить все усилия, чтобы заповедь – его обязанность – была исполнена наилучшим образом.

К заповеди о тфилин это относится в полной мере: к приобретению тфилин необходимо подойти со всей ответственностью, проявить предельные бдительность и осторожность, проверить, по крайней мере, то, что возможно проверить, приложить все усилия и найти наиболее сведущего, надежного, ответственного и Б-гобоязненного изготовителя или продавца. И тогда в остальном, что уже не зависит от усилий человека, можно положиться на Творца: что приобретенные тфилин будут отвечать всем требованиям, необходимым для наилучшего исполнения заповеди.

Для того, чтобы проявить бдительность и осторожность во время приобретения тфилин, требуются элементарная информированность по данному вопросу. Даже не постигнув всех тонкостей законов тфилин, лишь обладая базовыми знаниями, можно предпринять все необходимые усилия для того, чтобы избежать подлога. Познакомимся со строением тфилин и с тем, на что следует обращать внимание, проверяя каждый влияющий на их пригодность для исполнения заповеди элемент.

Строение тфилин и основные термины

Головной и наручный тфилин состоят из трех основных частей: «паршиет», «батим» (ед. ч. «байт») и «рецуот». Слово «паршиет» переводится как «главки». Это написанные на пергаменте определенные фрагменты из Пятикнижия. Слово «байт» означает «дом».

Байт (1) — это предмет, изготовленный из сложенной в несколько слоев прессованной кожи, состоящий из трех элементов, которые называются «кцица», «титура» и «мааварта».

Кцица внешне похожа на коробочку кубической формы. В случае головных тфилин кцица представляет собой четыре плотно прилегающих друг к другу отдельных полых отсека (2), сделанных из одного отрезка кожи и соединенных только у самого основания. В каждом из отсеков головных тфилин находятся паршиет, написанные на отдельных пергаментах. В случае наручных тфилин кцица представляет собой один общий полый отсек, в котором находятся паршиет, написанные на одном общем пергаменте.

Кцица (2) стоит на основании, которое, после того как в кцицу вставили паршиет, складывают напополам и прошивают жилами, вставляя их в просверленные вблизи с кцицой отверстия. По обе стороны основания находятся небольшие вырезы, одна сторона которых прямая, а другая округлая (в форме четверти круга). Если ровные противоположные стороны надреза соединить воображаемой линией, то можно заметить, что большая часть основания имеет форму квадрата.

Эта часть называется титура (3) и после прошивания представляет собой сплошную платформу. Меньшая часть основания, т. е. та, которая находится за воображаемой линией и, соответственно, имеет одинаковые надрезы в форме четверти круга, называется «мааварта» (4) — туннелеобразная часть, внутри которой проходит ремешок. Слово «рецуот» означает «ремешки».

Для того чтобы знать, на что следует обратить внимание во время приобретения тфилин, а затем – и во время пользования ими, рассмотрим по отдельности, какие вопросы могут возникнуть в отношении каждой из составляющих тфилин частей. Если нет оснований сомневаться в том, что были приобретены кашерные тфилин, и их постоянно накладывают, то согласно установленному закону их в будущем не нужно проверять вообще. Но на практике, согласно ряду причин, желательно время от времени (скажем, раз в пять лет) сдавать их на проверку компетентному ревизору. Заметим, что практически все законы, связанные с изготовлением тфилин, были переданы Всевышним на горе Синай, и неточное исполнение их, как правило, делает тфилин непригодными для исполнения заповеди (Менахот, 35а).

Паршиет

Специалист по написанию паршиет называется «софер стам». Слово «софер» переводится, как «писарь», а слово «стам» является аббревиатурой трех предметов святости, в написании которых он обычно специализируется. «С» — начальная буква слова «сфорим», что означает «книги» и указывает на книгу Торы и на другие книги Танаха, написанные согласно всем правилам. «Т» — начальная буква слова «тфилин», имеются в виду, конечно, паршиет, которые вставляются в батим. «М» — начальная буква слова «мезузот», т. е. мезузы.

В рамках данной статьи мы сможем коснуться только некоторых законов и правил, которые необходимо учитывать при изготовлении тфилин, чтобы они были пригодны для исполнения заповеди, но даже из этого поверхностного и неполного знакомства становится понятным, насколько софер стам должен быть предельно осторожен, чтобы предоставленные им паршиет были кашерными.

Начнем с того, что для написания паршиет может быть использован определенный вид пергамента, называемый «клаф», для изготовления которого пользуются исключительно кожей тех видов животных, которые разрешены еврею в пищу. (Однако нет необходимости, чтобы животное было зарезано именно тем способом, при котором оно разрешено в пищу.) Самый предпочтительный клаф для паршиет — это тот, который изготовлен из кожи еще не родившегося теленка. Запрещено пользоваться кожей первенца крупного или мелкого рогатого скота, принадлежащего еврею.

Чтобы кожа приобрела статус клафа, ее необходимо обработать определенным образом. Паршиет, написанные на необработанной коже, некашерны. Обработка кожи состоит из нескольких стадий, каждую из которых необходимо осуществлять с таким намерением, что после обработки эта кожа будет использована в качестве клафа для написания паршиет. Изначально такое «посвящение» кожи должно быть произнесено вслух, но даже если об этом только подумали, постфактум кожей разрешено использоваться для паршиет. Если обработка кожи была произведена без специального намерения, изготовленный из нее клаф не пригоден для написания паршиет.

Для написания паршиет используют два вида клафа: изготовленный автоматизированным способом и изготовленный вручную.

Первый вид клафа дешевле и качественнее, но в отношении «посвящения», упомянутого выше, он проигрывает клафу второго вида. Некоторые законоучители (например, рав Нисим Карелиц в книге «Хут Шани», «Шаббат», ч. 4, стр. 387) считают, что машинный клаф отвечает требованиям высокого уровня кашерности, но все же предпочтительней использовать клаф ручной выделки. Согласно другому мнению (так пишет, например, рав Шмуэль а-Леви Вознер в книге «Шевет а-Леви», ч. 10, п. 173), машинный клаф считается кашерным, но требованиям высокого уровня кашерности отвечает только клаф ручной выделки. Согласно третьему мнению (рав Йосеф Шалом Эльяшив), машинный клаф разрешено использовать, только если невозможно найти клаф ручной работы. Клаф, используемый для написания паршиет, должен быть цельным, без отверстий и надрывов.

Чернила должны быть иссиня-черными и изготовленными согласно технологии, полученной мудрецами Торы. Существуют определенные правила изготовления кульмуса (пера, которым пользуются для написания стам), которые влияют на кашерность паршиет. Кроме того, кульмус должен быть красивым, даже если качество письма от этого совсем не зависит.

Буквы должны быть написаны согласно всем правилам, с выдержанными между ними промежутками. Текст паршиет тфилин насчитывает 3188 буквы (1594 в головных и столько же – в наручных), неверное написание хотя бы одной из которых делает паршиет некашерными. В определенных случаях разрешено исправить допущенную ошибку или устранить кляксу, но иногда это запрещено. Буквы должны быть именно написаны, но не созданы с помощью удаления чернил, они не должны примыкать одна к другой и т. д.

И буквы, и слова, и предложения, и главы в паршиет обязательно должны быть написаны в той последовательности, в которой они написаны в Торе. Поэтому, если в уже написанном тексте обнаружили пропущенную или неверно написанную букву или слово, выцветшие или облупившиеся чернила и т. п., необходимо либо удалить изъян и весь текст, написанный после него и написать, как положено, либо захоронить клаф и начать работу заново. В этой сфере существует довольно много нюансов, которые каждый софер стам обязан досконально знать и помнить. Существуют определенные правила, регулирующие длину строк, длину и ширину клафа, количество строк, размер промежутков и отступов.

Каждое Имя Творца, которое встречается в тексте, должно быть написано с осознанием того, что это святое Имя.

Перед тем, как его написать, софер стам произносит вслух, что он пишет святое Имя Творца. При этом чернил на кульмусе должно быть достаточно для того, чтобы написать все Имя целиком, не окуная кульмус в чернильницу вторично. Очень важно, чтобы весь текст, а в особенности, Имена Творца, были написаны в состоянии духовной и физической чистоты. Даже часть Имени Творца, размером в точку, запрещено стирать. Существует множество законов, устанавливающих, как делать исправления, если была допущена ошибка при написании святого Имени.

В Торе в некоторых словах специально «не достает» буквы, а иногда имеется «лишняя» буква или другой знак. При переписке паршиет все особенности текста должны быть учтены и скрупулезно воспроизведены. В «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», 32:20) сказано: «Необходимо очень внимательно относится к «недостающим» или «дополнительным» буквам текста, ибо отсутствие или переизбыток всего одной буквы делает тфилин некашерными. Получится, что человек, который будет налагать эти тфилин, не исполнит заповедь и впустую произнесет на них благословление, за что переписчику полагается суровое наказание. Поэтому каждый, кто занимается написанием или исправлением паршиет, должен обладать великой Б-гобоязненностью, и трепетать перед словом Всевышнего».

В этой связи хочется привести историю, которая приведена в Талмуде от имени великого мудреца Торы эпохи Мишны, раби Меира.

Рассказывает раби Меир: «Когда я пришел к раби Ишмаэлю и тот спросил, каким ремеслом я занимаюсь, я ответил ему, что занимаюсь перепиской святых текстов. Получив такой ответ, раби Ишмаэль произнес: «Сын мой, ты должен особо прилежно исполнять свою работу, ибо ремесло твое — святое ремесло: если ты не допишешь всего одну букву или напишешь на одну букву больше, ты приведешь Мир к катастрофе!»» (Эрувин, 13а; Сота, 20а).

После того, как паршиет готовы, невозможно установить, было ли исполнены многие условия, необходимые для их кашерности, и в конечном итоге в этом вопросе приходится полагаться на свидетельство софера стам, который их писал. Поэтому прежде, чем приобретать паршиет или комплект завершенных тфилин, внутри которых уже находятся паршиет, необходимо убедиться, что у софера стам, который их писал, имеется на руках действующее удостоверение, выданное ему известным раввином или авторитетной организацией, контролирующей компетентность переписчиков («ктав кабала»).

Данный документ действителен только в течение ограниченного времени (как правило, в течение трех лет), по истечении которого софер стам должен пересдать экзамены и возобновить сертификат, дающий ему право продолжать писать стам.

Такие предосторожности необходимы для того, чтобы не получилось так, что, забыв какой-либо закон, софер стам не предоставил заказчику некашерную продукцию. А законов и правил, которыми профессиональный софер стам должен в совершенстве владеть, как мы убедились, огромное множество. Заказывать паршиет можно исключительно у такого софера стам, о котором доподлинно известно, что он обладает истинным трепетом перед Всевышним, отличаться особой праведностью и является кристально честным и бескорыстным человеком. А таковых в еврейском народе, слава Б-гу, немало! Желательно, чтобы софер стам был знатоком Торы и находился на высоком духовном уровне.

Перечислим некоторые объективные требования, предъявляемые к соферу стам:

Это должен быть мужчина старше 13 лет и обладать определенными признаками физиологической зрелости. Перед написанием святых текстов ему запрещено употреблять препараты, обладающие наркотическими свойствами, а также алкоголь. Ему запрещено приступить к написанию текста, если он ощущает усталость. Если софер стам в состоянии писать ровные строки, только на разлинованном клафе, он может продавить в нем прямые линии. Но если он может обойтись без разметки, он должен разметить только границы будущего текста.

Текст паршиет должен быть и написан вручную ровным и красивым подчерком, причем если софер стам – правша, он обязательно должен писать правой рукой, а если он левша, – то обязательно левой. (Кстати для сефардов предпочтительней приобретать паршиет, написанные правшой, см «Ор ле-Цион», ч.2, 3:3.) Каждая буква в паршиет должна быть написана ради исполнения заповеди тфилин. Для этого перед тем, как приступить к работе, софер стам должен произнести вслух, что он пишет паршиет во имя заповеди тфилин. Все время, пока софер стам занят написанием паршиет, он также должен иметь в виду, что делает это во имя заповеди тфилин. Клаф запрещено переворачивать буквами вниз, даже для того, чтобы предотвратить попадание пыли на непросохшие чернила. Текст должен быть обязательно переписан с готового, проверенного текста, а не записан по памяти. Во время работы софер стам обязан произносить вслух каждое слово, которое он собирается написать.

Хотя законы, относящиеся к тфилин вообще и к паршиет в частности, идентичны для всех евреев, тем ни менее в разных общинах существуют свои индивидуальные обычаи написания букв, завязывания узлов рецуот и т. д. Этот факт также очень важно учитывать при покупке тфилин, ведь одна из основ иудаизма продолжать традиции своих предков.

Другими словами, консультируясь с опытным и компетентным раввином по вопросу о приобретении тфилин, человеку следует указать, к какой общине он принадлежит.

Закончив написание паршиет, софер стам внимательно проверяет их, после чего передает профессиональному ревизору, который внимательно проверяет каждую букву, написана ли она в строгом соответствии с законом. Желательно, чтобы паршиет проверяли два или несколько ревизоров, т. к. у каждого человека есть свои индивидуальные способности, и разные люди часто находят разные недочеты. Ревизор должен быть специалистом во всех законах не меньше, а даже больше, чем софер стам, разбираться во всех тонкостях возможных недочетов, ошибок и изъянов. Он, подобно соферу стам периодически должен сдавать экзамены на квалификацию и иметь на руках удостоверение от компетентного раввина или раввинской организации. Сегодня широко распространена компьютерная проверка, с помощью которой возможно выявить отклонения от текста Торы, допущенные при написании паршиет. В дополнении к проверке ревизоров, следует пользоваться и компьютерной проверкой.

Паршиет скручивают с конца к началу, обматывают небольшим кусочком клафа, перевязывают волосом кашерного животного (так же во имя заповеди тфилин) и вставляют в отсеки кцицы.

Запрещено, чтобы паршиет даже небольшой своей частью находились в титуре. В тфилин паршиет должны быть помещены в вертикальном положении, когда верхние строчки текста находятся сверху. В отсеки головных тфилин паршиет должны быть вставлены в определенном порядке. Закон установлен в соответствии с мнением Раши, согласно которому, паршиет вкладывают в отсеки головных тфилин в той последовательности, в которой они написаны в Торе: «Кадеш Ли» (Шмот, 13:1-10), «Ве-Ая Ки Ивиеха» (Шмот, 13:11-16), «Шма» (Дварим, 6:4-9) и «Ве-Ая Им Шамоа» (Дварим, 11:13-21). Порядок размещения паршиет не зависит от того, идет ли речь о правше или о левше. Нарушение очередности паршиет делает тфилин непригодными для исполнения заповеди. Принято, что небольшая часть волоска, которым обмотан клаф, выступает за пределы байта (в головных тфилин это клаф с главой «Вэ-Ая Им Шамоа»).

Очевидец, присутствующий на одной из фабрик по изготовлению тфилин во время того, как работник вкладывал паршиет внутрь батим, рассказал, что перед работником стояли большие коробки, в каждой из которых находились десятки готовых паршиет: в одной – «Кадеш Ли», в другой – «Вэ-Ая Ки Ивиеха» и т. д. Работник обматывал паршиет волосом и вставлял в батим. Вопрос, откуда он знает, что парша с текстом «Кадеш Ли», которую он только что вставил в байт была написана перед паршиет с текстами глав, которые следуют в Пятикнижие после нее и, соответственно, должны быть обязательно написаны после нее, работник оставил без ответа.

А ведь если паршиет, находящиеся в тфилин, не написаны в порядке их последовательности в Торе, тфилин абсолютно непригодны для исполнения заповеди.

В некоторых общинах в качестве устрожения учитывают также дополнительное мнение в отношении порядка расположения паршиет (и в головных тфилин, где они разделены, и наручных, написанных на общем клафе) и накладывают «тфилин Рабейну Там», порядок паршиет в которых: «Кадеш Ли», «Ве-Ая Ки Ивиеха», «Ве-Ая Им Шамоа» и «Шма». Как такой порядок «уживается» с приведенным выше законом, что все буквы, слова и главы должны быть написаны в том порядке, в котором они следуют в Торе? Дело в том, что хотя «Шма» кладут в тфилин Рабейну Там после «Ве-Ая Им Шамоа», но пишут ее раньше (в паршиет наручных тфилин, оставляя для предыдущей главы место на общем клафе).

Заметим, что в книге «Шаарей Тшува» («Орах Хаим», 32:67) приведено, что, исполняя заповедь тфилин, помимо установленного согласно мнению Раши закона, некоторые в качестве устрожения учитывают мнение Рабейну Там, на что есть веские причины, а никакие другие мнения учитывать не принято. Когда рав Хаим из Воложина спросил Виленского Гаона, нужно ли накладывать тфилин Рабейну Там («Маасе Рав», доп. к 18 п.; «Кетер Рош», п. 14), его великий учитель ответил, что даже это устрожение излишнее, ибо тот, хочет учесть все мнения о требованиях, предъявляемых к тфилин, должен накладывать десятки пар тфилин, а следует накладывать только те тфилин, которые изготовлены согласно принятому закону.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=48418