Зихру Торат Моше — 39 работ — Работа третья: жать (коцер)

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

831
жать коцер

Работа третья: жать (коцер)

1. Независимо от того, жнет ли он специальным инструментом или срывает рукой, – если он срывает растение, то ответственен по закону Торы. И даже если он срывает трюфеля и грибы или мох, растущий на поваленных деревьях, перевернутых камнях или на ведре, которым черпают воду, или мох, покрывающий некий иной предмет.

Итак, всякий, отделяющий некое растение от источника его роста, ответственен по закону Торы за совершение работы «жать». И даже вынимающий живую рыбу из сосуда с водой, согласно некоторым мнениям, подлежит наказанию за нарушение запрета «жать». И также запрещено срывать плод или растение ртом.

2. Тот, кто берет стоящий во дворе или в саду сосуд, в котором произрастают семена или саженец плодового дерева, и ставит его на доску таким образом, что питание от земли пресекается, – ответственен по закону Торы (И именно в том случае, когда в сосуде имеется отверстие, даже со стороны. А если отверстия нет, то существует сомнение, нарушен ли закон Торы. Но срывающий растения из сосуда, не имеющего отверстия, свободен от ответственности по закону Торы, поскольку в таком сосуде не принято сеять и выросшие в нем растения не называются «растущими из земли»Хаей Адам, Илхот Шаббат, 12:2).

Также запрещено брать луковицы, которые дали корни в песке или на чердаке, потому что это тоже срывание растения. И также запрещено вынимать соты из пчелиного улья, поскольку это подобно срыванию, и запрещено есть такой мед в Шаббат – так же, как запрещено есть пищу, сваренную в Шаббат. Но если он в канун Шаббата вынул соты из улья и раздробил их, тогда вытекающий оттуда мед можно есть в Шаббат.

3. Исходя из этого, мудрецы сделали «ограду закону»: они постановили, что запрещено влезать на дерево или принюхиваться к плодам, растущим на ветках, или класть что-либо на дерево, или вешать на него, или как-либо иначе использовать растущее дерево, начиная с высоты трех тефахов («Тефах» – ширина ладони. Мера длины, равная 9,6 см. в соответствии с мнением Хазон Иша или 8 см. в соответствии с мнением р. Хаима Наэ.) от земли и выше, так как именно с такой высоты оно уже считается «деревом».

Запрещено переносить плоды, которые упали с дерева в Шаббат, и даже если существует сомнение, упали ли они в канун Шаббата или в Шаббат, – и все это постановления мудрецов, принятые из опасения, как бы человек не залез на дерево и не сорвал плодов.

И также мудрецы запретили ездить верхом на скоте в Шабат из опасения, как бы человек не сорвал ветку с дерева, чтобы погонять скотину, на которой он едет (это запрещено даже в месте, где не существует подобного опасения – например, в пустыне, где нет деревьев, так как это постановление мудрецов относится к любым случаям – Мишна Брура, 305:62).  

Работа четвертая: собирать в снопы (меамер)

1. Всякий, собирающий плоды урожая, считается «собирающим в снопы» – но именно в том случае, когда он собирает в месте, где они росли. Но тот, кто собирает плоды, а затем слепляет их вместе или подвешивает их на веревку, соединяющую их в единую связку, ответственен по закону Торы за нарушение запрета «собирать в снопы», даже если собирает не в том месте, где плоды росли (Хаей Адам, Илхот Шабат, 13:3).   

Итак, тот, кто собирает плоды или ветки в месте, где они росли, ответственен по закону Торы за нарушение запрета «собирать в снопы».

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=38035