Диршу — Когда говорится о том, что кидуш нужно делать на месте трапезы, что следует считать трапезой?

Дата: | Автор материала: Диршу

305

Кидуш ночью и днем в Шаббат следует устраивать «на месте трапезы», то есть непосредственно перед ней и на ее месте. Поским написали, что любое блюдо, сделанное из пяти видов злаков, считается трапезой, а когда нет таких блюд (хотя они предпочтительнее), то даже вино сойдет за трапезу, так как оно «подкрепляет сердце». Некоторые полагают, что нужно выпить дополнительный бокал (ревиит) вина кроме использованного при кидуше. Изначально следует устрожать согласно этому мнению. Впрочем, другие считают, что в этом вопросе вино трапезой вообще не считается, и потому не стоит облегчать и принимать его за трапезу, кроме как в трудных ситуациях. Возможно, что после вечернего кидуша полагаться на него не стоит даже в трудной ситуации.

По мнению облегчающих с вином рав Шломо Залман Ойербах и рав Нисим Карелиц говорят, что виноградный сок тоже считается трапезой в этом вопросе, а рав Йосеф Шалом Эльяшив и рав Шмуэль Вознер – что он не является трапезой ни по какому мнению. Некоторые написали, что и финики могут считаться трапезой в этом вопросе. В законах о благословениях говорится, что если кто-то по ошибке благословил на них биркат а-мазон, он постфактум выполнил свою обязанность, поскольку они питают тело подобно пище из злаков. Виленский Гаон считал, что надо делать кидуш только непосредственно перед трапезой с хлебом, а не перед другой пищей из злаков или вином

[из «Мишны Бруры», комментарии и дополнения «Диршу» 273:5].

Перевод – рав Б. Ариэли.


http://www.beerot.ru/?p=53717