Диршу — Счет омера в наше время – заповедь из Торы или постановление мудрецов?

Дата: | Автор материала: Диршу

299

Комментаторы-ришоним разошлись во мнениях по поводу счета омера в наше время, является ли это заповедью из Торы или постановлением мудрецов в качестве напоминания о Храме. Некоторые написали, что, поскольку эта заповедь служит напоминанием о храме, и к ней примешивается горечь от прекращения жертвоприношений, на нее не благословляют «Который дал нам дожить…», так как это благословение является знаком радости. «Шулхан Арух» и другие авторы постановили, что этот счет – заповедь от мудрецов, но учитывая, что некоторые из ришоним считают его заповедью из Торы, следует тщательно следить, чтобы совершать его после появления звезд, как делается со всеми заповедями Торы, которым отведено ночное время. Даже если это заповедь мудрецов, возможно, все же не стоит облегчать и исполнять ее в сумерки. Ведь существует разногласие по поводу времени между заходом солнца и появлением звезд, является ли все оно «то ли днем, то ли ночью», или же все оно относится к дню, а алахическое понятие бейн а-шмашот (сумерки) – это «как мгновение ока» после него. Значит, чтобы облегчить закон, связанный с этим временем, нам пришлось бы пойти на два облегчения: согласиться с теми, кто утверждает, что все это время попадает под сомнение, и полагать, что все оно относится к ночи. Однако, возможно, даже в сомнениях в законе мудрецов нельзя пользоваться двумя облегчениями сразу. Несмотря на сказанное, если кто-то считает дни омера в сумерки, согласно Шулхан Арух он исполняет этим свою обязанность. Некоторые же полагают, что ему следует посчитать снова после появления звезд, но уже без благословения. Но кто считает до захода солнца, даже если он читал вечернюю молитву после «плаг-минха», по всем мнениям должен снова посчитать ночью

[из «Мишны Бруры» 489:1-2, подпункт 12 и 15, Шаар а-Циюн 20; Биур Алаха, со слова «считать» и со слова «И также». Комментарии и дополнения «Диршу» 20].

http://www.beerot.ru/?p=53715