Изучение мусара и самоанализ весь год и в Десять дней раскаяния

«ДИРШУ» — ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Каждый человек обязан изучать книги мусара каждый день в установленное время. Действие Торы в качестве «лекарства» от злого начала зависит от постоянного изучения мусара. К тому же человеку следует проводить самоанализ каждый вечер перед сном. Если он обнаружит, что согрешил в этот день, пусть горько сожалеет и исповедуется в своем грехе, приняв на себя больше его не совершать. Все это особенно верно и необходимо в Десять дней раскаяния. Некоторые законоучители написали, что в семь дней между Рош а-Шана и Йом Кипуром человек должен раскаиваться каждый день в том, что сделал в прошлом в этот день: в понедельник – за грехи всех понедельников, во вторник – за грехи вторников и т. д. [глава 603, п. 1 и м. п. 2; комментарии и дополнения «Диршу» 6-7].

Когда можно есть нееврейский хлеб?

Мудрецы запретили есть хлеб, испеченный неевреем, даже если нет сомнений в его кошерности, из опасений, что происходящее от этого сближение приведет к ассимиляции. По закону этот запрет касается только хлеба, испеченного неевреем для членов своей семьи. Но в отношении хлеба, испеченного с целью продажи (пат палтер), у некоторых принято облегчать и есть его, поскольку это не приводит к сближению, как в случае с хлебом, испеченным им для себя (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 112). Если же еврей зажег огонь в печи и тем самым поучаствовал в выпечке хлеба, он разрешен, даже если нееврей печет его для членов семьи (конечно, если достоверно известно о его кашерности) [гл. 603, п. 1, м. п. 1; комментарии и дополнения «Диршу» 2].

Пост в Шаббат, в праздник и в Рош а-Шана

Запрещено поститься в Шаббат и в праздник. Законоучители разошлись во мнениях, происходит ли этот запрет из Торы или из постановлений мудрецов. Они также спорят по поводу дня Рош а-Шана: одни говорят, что у него тот же статус, что и у любого праздника, и запрещено поститься; другие – что напротив, если кто-то постится в этот день, это похвально, и для него это как исполненная заповедь. Но в ночь Рош а-Шана поститься запрещено по всем мнениям. На практике не надо поститься и днем, но если праздник выпал на будни (не на Шаббат), то можно растянуть молитву, закончив ее после полудня, несмотря на то, что в Шаббат и праздники делать такое запрещено [глава 597, п. 1 и 3, м. п. 1, 5, 11-12; комментарии и дополнения «Диршу» 4, 7, 12].

Можно ли извлекать пользу от света свечи до благословения «Творящий светила огня»?

Законоучители разошлись во мнениях о статусе благословения «Творящий светила огня» в авдале. Одни говорят, что это как благословение на удовольствие, связанное со светом от огня, и, по их мнению, нельзя получать удовольствие (или пользу) от этого света, начиная с исхода Шаббата и до того, как благословляют «Творящий светила огня». Другие говорят, что благословения не установлены на нетелесное удовольствие, и в данном случае это хвалебное благословение, которое установлено произносить после Шаббата как напоминание о том, что свет первого огня в мире был создан на исходе Шаббата (см. выше глава 298, м. п. 1). В нескольких местах мудрецы устрожили, сказав следовать первому мнению [глава 599, м. п. 1; комментарии и дополнения «Диршу» 1].

Когда разрешается просить нееврея делать запрещенное мудрецами (в Шаббат)?

Мудрецы запретили просить нееврея выполнить работу в Шаббат, даже если это нужно ради исполнения заповеди. Этот запрет, как и все остальное, что запрещено мудрецами в Шаббат, называется «швут». А просьба к нееврею сделать запрещенное мудрецами (или сделать запрещенную Торой работу измененным образом) называется «швут от швута». В случае, когда это нужно для исполнения заповеди из Торы, мудрецы не запретили это. Возможно также, что это разрешено и для «украшения заповеди». Законоучители разошлись во мнениях, можно ли это делать в случае, когда остается сомнение, действительно ли совершенная неевреем работа сделает возможным исполнение заповеди [п. 21, пп. 86; «Шаар а-Циюн» 120; комментарии и дополнения «Диршу» 80, 82-83].

 


http://www.beerot.ru/?p=3328