Открывание банки с консервами в Шаббат

«ДИРШУ» — ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Открывание банки с консервами в Шаббат

Банка с консервами закупорена со всех сторон и не считается сосудом. Кто открывает ее, тот делает ее пригодной быть сосудом. Поэтому, если кто-то открывает ее в Шаббат, собираясь продолжать пользоваться банкой после удаления содержимого, нарушает запрет «строительство сосудов» (или «удар молотком» – это общее название действий, завершающих одну из 39 мелахот – работ). Согласно Хазон Ишу, даже если человек собирается сразу же выбросить банку в мусор после извлечения содержимого, ее все равно запрещено открывать. Однако там, где обычно банки выбрасывают сразу после извлечения содержимого и открывающий так и хочет поступить, – согласно раву Ицхаку Вайсу («Минхат Ицхак») и раву Шломо Залману Ойербаху, ее разрешено открыть.

Рав Ицхак Вайс и рав Шломо Залман Ойербах также считают, что разрешено открывать банку таким образом, чтобы она более не была пригодна к использованию. То же самое приводят от имени рава Йосефа Шалома Эльяшива. От имени Хазон Иша тоже говорят, что можно открыть эту банку, проделав в ней такое отверстие, которое сразу же сделает ее бесполезной. Но если сделать два отверстия в банке – одно сверху и одно снизу – то по мнению рава Яакова Исраэля Каневского и рава Нисима Карелица это не помогает, хотя после этого ее уже нельзя использовать. И все потому, что очень трудно рассчитать точно и проделать два отверстия одновременно, а когда делают первое отверстие, банка становится сосудом [из комментариев и дополнений к «Мишна Брура», издание «Диршу» 314, 3].

Искупление грехов изучением Торы и совершением добра

В книге Мишлей сказано: «Благодеянием и истиной искупится грех». Мудрецы объяснили, что совершение добра и изучение Торы (называемой «истиной») искупают грехи. Поэтому совершивший тшуву пусть добавит к привычной норме в изучении Торы и учит с целью исполнять изученное. Пусть также совершает добрые поступки и проявляет милосердие к людям, и этим грехи его будут искуплены. Тора уподоблена источнику, и это учит нас, что как источник очищает ритуально нечистых (когда они окунаются в него), так и Тора очищает тех, кто ею занимается. Однако даже тот, кто никак не может изучать Тору, пусть займется добрыми делами и спасется от наказания, как сказано: «Кто преследует справедливость и милосердие, тот обретет жизнь, справедливость и почет» [глава 614, п. 3; Шаар Циюн п. 5-6].

Молитва Амида на возвышенном месте

Нельзя молиться Амиду на месте, которое выше трех тефахов (24-29 см. по разным мнениям), поскольку «нет ничего высокого перед Вездесущим» (как сказано: «Из глубин воззвал я к Тебе, Б-же»). На подушках и одеялах не надо стоять, даже если они ниже трех ладоней, так как это «путь гордыни». Но можно встать на ковер и т. п. Некоторые считают, что нельзя вставать на стул или скамью, даже если они ниже трех ладоней, поскольку страх упасть будет отвлекать молящегося. Другие спорят с ними [п. 9, комментарии и дополнения «Диршу», 12-13].

Запрет плавать в Шаббат

Мудрецы запретили плавать в Шаббат из опасения, как бы человек не сделал себе «плавательную бочку», то есть приспособление наподобие спасательного круга, с помощью которого раньше тренировались плавать. Некоторые в рамках этого закона запретили отплывать на лодке или на маленьком корабле, поскольку делающий это выглядит так, словно сам плывет. В некоторых местах учителя разрешили отправляться в такое плавание при определенных условиях ради исполнения заповеди, однако в большинстве мест устрожили в этом вопросе [п. 6, м. п. 18; Шаар Циюн п. 20; комментарии и дополнения «Диршу», 25-26].


http://www.beerot.ru/?p=4968