Пути мира и добра — Запрет мстить и хранить злобу (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

817
проклинать,шалом,избежать ссор, ненавидеть, мстить, хранить злобу

Запрет мстить и хранить злобу

8. Что такое месть? Пример из Талмуда. Человек просит: «Одолжи мне свой серп». Сосед отвечает ему: «Нет». На следующий день сосед просит: «Одолжи мне свою лопату». А тот отвечает ему: «Ты мне вчера не дал серпа, так и я тебе не дам».

9. Человек не обязан давать другим свои вещи или инструменты, если он беспокоится за их сохранность. Следовательно, если один из ваших неприятелей попросил на время инструменты, а вы не дали ему только из-за того, что беспокоитесь об их сохранности, а не для того чтобы отомстить, это не считается нарушением запрета «не мсти».

10. Если человек еще не вернул старые долги, и приходит, как ни в чем не бывало, вновь занимать деньги, нет обязанности давать такому человеку взаймы, и при этом не нарушается запрет «не мсти». Но если вы доверяете человеку и не беспокоитесь за свои деньги, есть заповедь помочь ближнему.

11. Если вам отказали в просьбе, а на следующий день пришли, чтобы попросить у вас о помощи (например, ссудить деньгами), запрещено говорить: «Я не такой, как ты, я тебе дам» или «Не хочу уподобляться тебе, поэтому держи…» Запрет «не храни злобу» нарушается, даже если вы только подумали об этом. Если же вы отказали ему из-за его отказа в прошлом и нежелания отозваться на вашу просьбу, нарушается запрет «не мсти».

12. Причины, по которым вы отдаляетесь от другого человека, могут быть разными, но если вы делаете это только, чтобы избежать неприятностей или нехорошего влияния, не нарушается никакого запрета. Следует только убрать из своего сердца обиду и озлобленность, а также постараться скрыть причину такого поведения.

13. Существует мнение, что запрет «нетира» (хранить обиду и злость) и запрет «некама» (мстить) касается только тех случаев, когда другой отказал вам в помощи, например, не дал воспользоваться его инструментами. Но если человек обидел вас, оскорбил или распространял о вас сплетни, такого запрета нет.

14. Однако существует и другое мнение. Даже в случае, когда вас обидели, существуют запреты «нетира» и «некама». Ведь все страдания приходят к нам из-за наших грехов, а причиняющий нам боль – лишь посланник Всевышнего. Мудрецы последних поколений относились к этому мнению очень серьезно.

15. Мудрец, которого оскорбили прилюдно, не обязан стирать из своего сердца боль и обиду, пока у него не попросят прощения.

16. Запрещено просить Всевышнего наказать другого или обращаться к нему со словами: «Посмотри, что этот человек мне делает… не закрывай на это глаза». Мудрецы говорят, что такой человек первым получает наказание с Небес. Но если второй не подчиняется постановлению суда, или нет никого, кто может рассудить между ними, такого запрета нет. Тем не менее, многие мудрецы Торы воздерживались от «перевода» разбирательства в «высшие инстанции», чтобы не стать причиной страданий других людей. «Как сможет человек войти во дворец Царя, если из-за него был наказан один из Его приближенных?» – говорили они.

17. Запрет мстить не нарушается, если все происходит в момент конфликта или драки. Разрешается ответить обидчику, который начал обижать Вас или даже наносить ответные удары, когда на вас напали, – и это не считается местью. Мудрецы объясняют, что даже в течение нескольких минут после случившегося ответная реакция не воспринимается как месть, поскольку человек еще некоторое время после ссоры не может остыть и остановиться вовремя. То же самое, когда речь идет о словесной перепалке.

В момент конфликта человеку тяжело молчать и не реагировать на то, что его обижают и оскорбляют, поэтому Тора не запрещает отвечать той же монетой обидчику.

Когда же речь идет о родителях, Тора запрещает реагировать на их замечания (и даже оскорбления) в той же форме и тем же тоном.

Все вышесказанное относится к обычным людям. Однако мудрому человеку следует быть более сдержанным, чтобы не вовлечь себя в бурю эмоций и не начать злиться. Что же касается особенно праведных людей, то они полностью контролируют себя и вовсе не реагируют на нападки и оскорбления, из-за опасения разозлиться в большей степени, чем это необходимо.

18. В некоторых ситуациях разрешается ответить обидчику даже после того, как все закончилось, например, когда необходимо предотвратить подобные стычки в будущем. Но тогда человеку нужно помнить, что его цель – не месть, как таковая, а попытка остановить возможное нападение. В подобной ситуации необходимо посоветоваться с компетентным раввином.

Подобно тому, как в законах лашон а-ра (злословия) при некоторых обстоятельствах разрешается говорить о другом человеке, точно также иногда разрешается и мстить при отсутствии других способов повлиять на человека и на ситуацию в целом.

Из книги рава И. Сильвера «Пути мира и добра».


http://www.beerot.ru/?p=38225