Глава 9. Законы, связанные с благословением на Тору (Биркат а-Тора)
1. Написано: «Когда буду произносить Имя Г-спода, воздайте славу нашему Б-гу!» (Дварим, 32:3), и наши мудрецы получили по цепи устной традиции знание о том, что это предписывающая заповедь – благословлять перед изучением Торы (см. Брахот,21а). Установлено два благословления: первое благословление אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ («Который освятил») – на выполнение заповеди, а второе – благословение благодарности אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ («Который избрал нас») (1)(2).
Есть законоучители, утверждающие, что отрывок הַעֲרֶב נָא («Сделай сладостными») является окончанием благословения אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ, – а если так, то его следует начинать с буквы ו (вав; т.е. с соединительного союза «и»): וְהַעֲרֶב («И сделай сладостными»). А есть говорящие, что это отдельное благословение, и в соответствии с такой точкой зрения, следует произносить הַעֲרֶב (без вав), а также отвечать «Амен» после слов, (завершающих благословение אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ): «לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה» («заниматься речениями Торы»). И у нас принято не отвечать «Амен» после слов «לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה», а также произносить וְהַעֲרֶב («И сделай сладостными») – с буквой вав (т.е. с соединительным союзом «и»). Однако в книге «Шаар а-Каванот» написано, что Аризаль отвечал «Амен»в этом промежутке (между словами «לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה» и отрывком הַעֲרֶב נָא). [Но большинство законоучителей последних поколений указывает, что в этом месте «Амен» не отвечают. И все же, чтобы избежать сомнительной ситуации, предпочтительнее произнести благословение «לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה» шепотом («Мишна Брура», 47:12).]
2. Нужно очень остеречься, чтобы произнести это благословение еще до изучения Торы, и следует произносить его с великой радостью. Ведь мы видим, что, когда (в поколении, при котором был разрушен Первый Храм), искали ответ на вопрос «За что погибла страна?», Всевышний сказал (через Своего пророка): «За то, что оставили они Мою Тору» (Ирмияу, 9:11-12). И наши мудрецы объясняют, что вопрос «За что погибла страна?» задавался пророкам именно потому, что народ Израиля прилежно изучал Тору, – а известно, что все время, пока евреи занимаются Торой, Святой, благословен Он, терпит их грехи, – поэтому-то они и не понимали, за что погибла страна. Но Святой, благословен Он, ведает сердца, и Он знал, что, хотя евреи и занимались Торой, они изучали ее не во имя постижения Торы (т.е. книги, в которой выражена воля и мудрость Творца Вселенной), – но как изучают любую другую науку. И поэтому они не благословляли перед изучением Торы, ведь она не была для них настолько уж важной – и поэтому-то Тора их не защитила (см. Недарим, 81а) (3).
А значит, нужно обратить особое внимание на то, чтобы воздать благодарение (Б-гу) за то, что Он избрал нас и даровал нам Свое сокровище (4).
Дополнительный комментарий
(1) Два благословения
Многие авторитетные законоучители считают, что благословлять перед изучением Торы – это заповедь из Торы (ми-де-орайта). А, следовательно, если человек не уверен, произнес ли он уже эти благословения, ему следует благословить, ведь в случае сомнения по поводу заповеди Торы – устрожают. И подобного же мнения придерживается автор данной книги – р. А. Данциг. А по мнению автора книги «Шаагат Арье» р. А.-Л. Гинзбурга, в этом случае достаточно произнести лишь одно из двух благословений – אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ («Который избрал нас»), потому что в Талмуде о нем сказано, что оно – «самое важное» (см. Брахот, 11б, Раши).
Однако другие законоучители полагают, что благословение на Тору – постановление мудрецов (ми-де-рабанан), и, согласно этому мнению, в случае сомнения не благословляют, ведь при сомнении относительно установления мудрецов – облегчают. А поскольку этот спор так и не разрешен, в кодексе «Мишна Брура» указано: в случае сомнения предпочтительнее услышать эти благословения от другого и ответить «Амен»с намерением, чтобы благословения были засчитаны и ему (и произносящий также должен иметь в виду, что «выводит» в заповеди не только себя, но и слушающего). И также можно произнести благословение אַהֲבָה רַבָּה («Любовью великой») перед чтением «Шма» с таким намерением, чтобы оно было засчитано ему в качестве благословения на изучение Торы, а после молитвы, без перерыва, приступить к изучению Торы («Мишна Брура», 47:1).
А согласно мнению выдающегося законоучителя последних поколений р. М. Файнштейна, одно из этих благословений – אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ («Который избрал нас») – заповедано из Торы, а второе – אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ («Который освятил») – действительно, постановление мудрецов. Ведь благословение אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ – это, как и указывает р. Данциг, выражение благодарности за величайший дар Б-га – Его Тору, а заповедь Торы и заключается именно в проявлении такой благодарности. А אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ – это благословение перед выполнением заповеди изучения Торы, и так же, как все остальные благословения на выполнение заповедей, оно является установлением мудрецов. И именно поэтому, если человек сомневается, произнес ли он благословение на Тору, ему следует благословить только אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ, ведь это – заповедь Торы и относительно нее следует устрожить («Игрот Моше», «Орах Хаим», 2:3).
(2) Благословение женщины
Женщины также произносят благословения на Тору («Шулхан Арух», «Орах Хаим»,47:14). Ведь, хотя женщины освобождены от заповеди изучения Торы, тем не менее, в ашкеназских общинах, согласно установленной алахе, они благословляют на те заповеди, которые не обязаны выполнять, но выполняют по велению сердца – например, на заповеди, обусловленные определенным временем, такие как пребывание в сукке и вознесение лулава (см. «Беур Агро», «Орах Хаим», 47:14). Вместе с тем и женщины обязаны изучать определенные разделы Торы: например, те законы, выполнение которых является для них обязательным. И они также должны произносить перед молитвой отрывки о жертвоприношениях, которые являются частью Торы («Беур Алаха», «Нашим»; «Алихот Шломо», «Тфила» 6:4, «Двар Алаха» 6).
А, кроме того, мать произносит эти благословения в качестве молитвы об успехе ее сыновей в изучении Торы – и особенно ей необходимо думать об этом при произнесении слов וְנִהְיֶה אֲנַחְנוּ וְצֶאֱצָאֵינוּ («И да будем мы и наши потомки») («Мишна Брура», 47:10).
Но если женщина сомневается, благословила ли она уже на изучение Торы, повторятьбраху ей не следует («Шаарей Тшува», 47:1; «Тфила ке-Илхата», 9:28; «Ишей Исраэль»,6:13 от имени р. Х. Каневского).
(3) «За что погибла страна?»
В приведенном р. А. Данцигом отрывке из талмудического трактата Недарим говорится о разрушении Первого Храма. И, казалось бы, вопрос пророка Ирмияу «За что погибла страна?» не совсем понятен – ведь в Талмуде указано, что Первый Храм был разрушен из-за трех величайших грехов, которые совершались в тот период – из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития (Йома, 9б). И Раши отмечает, что эти преступления совершались совершенно открыто. Да и сам пророк Ирмияу, перед тем как задать свой вопрос, приводит впечатляющее описание людей того поколения: «…Все они – прелюбодеи, сборище изменников, …от злодейства к злодейству переходят они, …приучили свой язык лгать, грешат до изнеможения и т.д.» (Ирмияу, 9:1-4). И лишь затем пророк вопрошает: «Есть ли такой мудрец, …который объяснит, за что погибла страна?!» (там же, 9:11). Более того, в упомянутом отрывке из трактата Недарим (81а) сказано, что этот вопрос задавали всем мудрецам и пророкам того поколения – и ответить на него не мог ни один из них (см. также Бава Меция 85а-б, Раши).
Почему же никто не сумел найти объяснение, если ответ кажется очевидным? Но дело в том, что, как им было известно, пока в народе Израиля остаются праведные люди, которые по-прежнему изучают Тору и обучают своих детей, это защищает от истребления все поколение, – и именно знатоки Торы, которые занимаются ею днями и ночами, являются «стражами (святого) города» (нетурей карта) («Эйха Раба», птихта 2; «Ялкут Шимони», Ирмияу 282). А в том поколении были многочисленные знатоки Торы!
И, тем не менее, Творец объяснил причину гибели Храма и страны так: «За то, что оставили они Мою Тору» (Ирмияу, 9:12). А в трактате Недарим уточняется: «За то, что они не благословляли перед изучением Торы» (Недарим, 81а) – ведь, если бы все люди того поколения «оставили Тору» в буквальном смысле, то ответить на вопрос «за что погибла страна?» не составляло бы для мудрецов и пророков никакого труда (Ран, Недарим, 81а).
Но разве отсутствие благословения является таким уж большим грехом, который мог стать подлинной причиной разрушения Первого Храма? Рабейну Йона объясняет, что, хотя в том поколении и были люди, которые постоянно занимались Торой, она не была для них настолько уж важной, чтобы благословлять за нее Б-га. И они не изучали Торулишма (т.е. ради выполнения заповеди Б-га), но руководствовались различными сторонними мотивами – а такое изучение не защищает (см. Ран, Недарим, 81а). И именно на этом комментарии рабейну Йоны основывает свое объяснение р. А. Данциг (см. также «Мишна Брура», 47:2).
А Маараль из Праги указывает, что подлинное «благословение» не подразумевает просто некую установленную формулу, произносимую с помощью органов речи, – ведь такую «формулу» они, безусловно, произносили! Но в Талмуде имеется в виду внутреннее содержание этого благословения: выражение любви и благодарности Б-гу за то, что Он даровал Тору. А в том поколении люди любили саму Тору: они с удовольствием ее изучали и были очень к ней привязаны – однако в их сердцах не было подлинной любви к Б-гу, даровавшему Тору. И поэтому из них не получалось настоящих талмидей-хахамим (знатоков Торы) – ведь если взять дерево без его корней, то плодов от него не будет. И согласно этому объяснению, слова Талмуда «За то, что они не благословляли перед изучением Торы» подразумевают: «не благословляли всем сердцем» – а это свидетельствовало о том, что в их сердцах не было искренней любви к Б-гу (см. авторское предисловие к книге «Тиферет Исраэль»).
Таким образом, знатоки Торы того поколения извратили замысел Всевышнего. Ведь Тора была дана сынам Израиля ради того, чтобы, ежедневно изучая ее, они приобщились бы к ее святости и духовности, а через нее – «прикрепились» к ее Святому Источнику. Но в том поколении Тору изучали лишь ради своих практических нужд, например, чтобы знать, как по закону заключают коммерческие сделки, а то и просто ради удовольствия, получаемого от занятий, или для того, чтобы возвыситься, прославиться и прослыть большим мудрецом. А таким отношением к Торе они не только не способствовали присутствию Шехины на земле, но и изгоняли ее из нижнего мира – и поэтому Храм, предназначенный для пребывания в нем Шехины, был разрушен (Бах, «Орах Хаим», 47).
А некоторые комментаторы полагают, что в том поколении, действительно, «не благословляли перед изучением Торы» – в буквальном смысле. И хотя знатоки Торы серьезно изучали ее и делали это во имя Небес, тем не менее, они воспринимали это изучение лишь в качестве средства для выяснения того, как правильно выполнять заповеди. Занятия Торой были для них лишь подготовкой к выполнению других заповедей, в которых они видели главную цель. И поэтому они вообще не благословляли на изучение Торы, как не благословляют, например, на изготовлениетфилина или возведение сукки, – ведь благословляют на выполнение самой заповеди, а не на подготовку к ней. Однако в изучении Торы главное – это углубленное постижение заложенной в ней мудрости Творца, требующее напряженного труда на протяжении дня и ночи – чтобы разобраться во всех проблемах и вникнуть во все подробности. И эту особую, важнейшую из всех, заповедь они упускали («Хатам Софер», Недарим 81а; «Бейт а-Леви», Мишпатим; см. также «Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:20).
(4) «Даровал нам Свое сокровище»
В Пиркей Авот говорится: «Любимы сыны Израиля, ведь дано им сокровище (כְּלִי חֶמְדָּה –кли хемда), …как сказано (Мишлей, 4:2): “Прекрасный дар Я дал вам, Мою Тору не оставляйте”» (Авот, 3:14). И комментаторы объясняют, что в словах кли хемда (буквально «драгоценное изделие» или «драгоценный инструмент») подразумевается Тора, с помощью которой Всевышний сотворил Вселенную, – подобно тому, как искусный ремесленник выполняет свою работу с помощью подходящего инструмента (Раши и рабейну Йона к Авот, 3:14). И в мидраше Тора также названа Его «рабочим инструментом» (кли умануто) («Берешит Раба», 1:1). А в другом мидраше объяснено, что Тора была «планом» и «моделью» Вселенной: «Перед тем, как создать мир, Святой, благословен Он, обдумывал, исследовал, перепроверял – и создал Тору, включающую в себя всю Вселенную со дня ее сотворения и доныне» («Тана де-вей Элияу»; «Ялкут Шимони», Теилим 12, 658). И лишь затем Всевышний «смотрел в Тору и творил – и при каждом действии, которое Святой, благословен Он, совершал при сотворении Вселенной, Он сверялся с Торой – и создавал» («Зоар», Толдот, 134а).
И процесс дальнейшего развития и обновления мира, происходящий изо дня в день и из мгновения в мгновение, – ведь мы произносим в молитве וּבְטוּבוֹ מְחַדֵּשׁ בְּכָל יוֹם תָּמִיד מַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית («И Он по Своей доброте каждый день, постоянно, обновляет Вселенную») – также осуществляется по плану, запечатленному в святой Торе. «Все, что было, есть и будет во Вселенной, заключено в Торе, – поясняет Виленский Гаон в своем комментарии к каббалистической книге «Сифра де-Цниюта». – …В ней закодировано не только общее направление развития мира, но и частности, связанные с бытием каждого отдельного человека, – все, что с ним произойдет со дня рождения и до дня смерти, и все воплощения его души, и все это – в мельчайших подробностях и деталях» (гл. 5).
И это Свое сокровище, содержавшее все тайны мироздания, Творец передал через Моше избранному Им народу – Израилю, чтобы, изучая Тору и выполняя ее законы, мы участвовали в совершенствовании и исправлении мира под властью Б-га. Более того, изучение Торы создает для каждого из нас живую и непрерывную связь с Творцом: по определению ближайшего ученика Виленского Гаона рава Хаима Воложинера, «когда в нижнем мире человек произносит слова Торы, в то самое мгновение каждое произнесенное им слово как бы исходит из уст Всевышнего» («Нефеш а-Хаим», 4:6). И поэтому необходимо благословлять на изучение Торы, как и написал р. А. Данциг, «с великой радостью», чтобы «воздать благодарение (Б-гу) за то, что Он избрал нас и даровал нам Свое сокровище».
Продолжение следует
Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».