Глава 9. Законы, связанные с благословением на Тору (продолжение)
3. Верно было бы произносить благословение на изучение Торы сразу же после отрывка וִיהִי רָצוֹן («И да будет угодно») и до отрывка לְעוֹלָם יְהֵא אָדָם («Человек должен постоянно…»). Ведь у нас принято произносить (в разделе «Утренних благословений») стих שְׁמַע יִשְׂרָאֵל («Слушай, Израиль»), и мы читаем его просто как стих из Торы, чтобы позднее, согласно установленному порядку, выполнить заповедь о чтении «Шма» вместе с установленными благословениями, – а, следовательно, запрещено произносить его (т.е. стих שְׁמַע יִשְׂרָאֵל в разделе «Утренних благословений»), не благословив предварительно на изучение Торы. [И Гаон рав Элияу (из Вильны) тоже пишет, что верно было бы произносить благословение на изучение Торы именно в этом месте.]
Но возможно произносить это благословение и так, как принято сейчас, – сразу же после благословения אֱלֹקי נְשָׁמָה («Мой Б-г, душа, которую Ты дал мне») (5).
4. Сразу же после благословения на изучение Торы необходимо произнести какие-нибудь стихи Торы, так как, если получится перерыв между благословением и изучением, будет необходимо благословить еще раз. И поэтому принято произносить (сразу же после благословения на изучение Торы) стихи Торы, включенные в «Биркат коаним» (Благословение коэнов) и отрывок из Мишны, начинающийся словами אֵלּוּ דְבָרִים («Вот заповеди») и т.д. [В кодексе «Шулхан Арух» лишь рекомендуется, что (между благословением на изучение Торы и самим изучением) лучше не прерываться. Но в комментариях «Байт Хадаш» (Бах) и «При Хадаш», а также в разъяснениях Гаона рава Элияу (из Вильны) указывается, что так необходимо поступать по букве закона, – и их слова совершенно верны.]
5. Когда человек не благословил на Тору до молитвы, а в ходе молитвы уже произнес благословение перед чтением «Шма» – אַהֲבָה רַבָּה («Любовью великой»), тогда, если он учился сразу же после молитвы – и пусть даже совсем немного, но именно ради того, чтобы выполнить заповедь изучения Торы, – благословение אַהֲבָה רַבָּה засчитывается ему в качестве благословения на изучение Торы (ведь в благословении אַהֲבָה רַבָּה, в частности, говорится: «…Даруй нам мудрое сердце, чтобы мы понимали и постигали Твою Тору, внимали ее словам, учились и обучали, хранили и соблюдали, и исполняли с любовью все учение Твоей Торы»). Но если он не учился сразу же, без всякого перерыва [Однако все, что связано с завершением молитвы и поиском книг, необходимых для изучения, не считается перерывом – если он не произнес что-либо, не относящееся к завершению молитвы или подбору книг («Мишна Брура» 47, «Беур алаха», «Им ламад мияд»)], то (благословение אַהֲבָה רַבָּה в качестве благословения на изучение Торы ему не засчитывается). И хотя он уже прочитал «Шма», молитву и «Ашрей» (т.е. множество стихов Торы), тем не менее, он не произносил их во имя изучения Торы, и поэтому после молитвы должен благословить на изучение Торы. [И так определяют алаху законоучители последних поколений; см. «Элия Раба».]
6. Когда его вызывают к Торе прежде, чем он успел благословить на изучение Торы, то, если у него есть возможность произнести благословение на изучение Торы еще до того, как он взойдет к свитку Торы, пусть благословит и скажет хотя бы один стих Торы во имя ее изучения, а затем взойдет к свитку и благословит на чтение Торы. Но если он не благословил на изучение Торы прежде, чем взошел к свитку, то тогда благословение אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ («Который нас избрал»), произнесенное перед чтением свитка, засчитывается ему в качестве благословения на изучение Торы. А после этого ему остается только благословить אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ («Который освятил») и וְהַעֲרֶב («И сделай сладостными»). [И следует также произнести после этого Биркат коаним (Благословение коэнов), как обычно делают после благословения на изучение Торы («Мишна Брура», 139:32).]
7. Если человек спал днем крепким сном (шнат кева) на своей кровати, то принято, что после сна он не благословляет на изучение Торы еще раз. Однако все законоучители последних поколений считают, что в таком случае нужно благословить еще раз («Элия Раба» от имени ришоним и ахроним; «При Хадаш» гл. 46:47; и так же считает Гаон, рав Элияу). [И тот, кто благословит, не нарушит никакого запрета («Мишна Брура», 47:25).] (6)
Но после короткого сна (сидя), опершись на руки [и даже ночью («Мишна Брура», 47:23)], а также после посещения бани или уборной, – вновь благословлять на Тору не нужно.
8. Тот, кто сомневается, благословил ли он уже или нет, должен благословить еще раз, поскольку, когда возникает сомнение относительно закона Торы, то устрожают. [А в респонсе автора книги «Шаагат Арье» (гл. 24-25) указано, что в таком случае следует произнести лишь одно благословение – אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ («Который нас избрал»). И все же в таком случае предпочтительнее попросить, чтобы кто-либо другой «вывел» его в этом благословении, или произнести благословение אַהֲבָה רַבָּה («Любовью великой») перед чтением «Шма» с таким намерением, чтобы оно было засчитано ему в качестве благословения на изучение Торы («Мишна Брура», 47:1).]
9. Тот, кто бодрствовал всю ночь, не должен благословлять на изучение Торы – но благословляют только после сна («При Хадаш», гл. 46 и «Беурей Агро»). А если он может услышать это благословение от кого-нибудь другого, кто его «выведет», то замечательно (Брахот, 31а).
10. Разрешено размышлять на темы Торы еще до того, как благословил, так как размышление в этом отношении не приравнивается к речи. И также разрешено вынести алахическое решение, не объясняя вслух его смысл, – ведь это подобно размышлению. [А Гаон рав Элияу, полагает, что этот закон еще требует углубленного изучения. И он склоняется к тому, что следует благословлять и на размышления на темы Торы, и тем более на вынесение алахического решения; см. в «Нишмат Адам».](7)
11. Запрещено писать на темы Торы до того, как благословил. И следует объяснить, что пишущий часто проговаривает то, что пишет, а писец, копирующий свиток Торы или текст для тефилина и мезузы, даже обязан проговаривать, – (поэтому любой пишущий обязан прежде благословить) из опасения, как бы слова невольно не вырвались из его уст. Но тот, кто копирует книгу ради заработка, не вдаваясь в смысл того, что он пишет, – не должен благословлять (Таз и «Маген Авраам»).
Дополнительный комментарий
(5) Когда благословлять?
Как уже упоминалось, в приложении Рамо к кодексу «Шулхан Арух» указано, что у ашкеназских евреев первоначально было принято благословлять на изучение Торы сразу же после благословений עַל נְטִילַת יָדָים («Об омовении рук») и אֲשֶׁר יָצַר («Который создал»), а затем уже произносить אֱלֹקי נְשָׁמָה («Мой Б-г, душа, которую Ты дал мне») и все «утренние благословения» (биркот а-шахар) (Рамо, «Орах Хаим» 46:9).
Но поскольку многие авторитетные законоучители, в том числе Виленский Гаон и р. А. Данциг, считают, что благословение אֱלֹקַי נְשָׁמָה следует присоединить к אֲשֶׁר יָצַר (браха смуха ла-хаверта), сложился иной обычай: произносить эти благословения непосредственно одно за другим, а уже затем благословлять на Тору, – и изначально именно так следует поступать («Мишна Брура», 46:29; «Тфила ке-илхата», 9:33; «Ишей Исраэль», 6:2).
Благословения на Тору можно произносить как стоя, так и сидя («Арух а-Шулхан», 47:7; «Тфила ке-Илхата», 9:41; «Ишей Исраэль», 6:15). Но некоторые считают, что предпочтительнее благословлять стоя – из уважения к Торе («Тшувот ве-Анагот», 2:37).
(6) После дневного сна
Благословение на изучение Торы, произнесенное перед утренней молитвой, распространяется на весь день, поскольку человек обязан изучать ее каждое мгновение, ведь написано: «Да не отходит эта книга Торы от твоих уст, и размышляй о ней днями и ночами» (Йеошуа, 1:8). И на протяжении всего дня человек имеет в виду, что, если будет возможность, то он продолжит свои занятия Торой (Тосафот, Брахот 11б, «Ше-квар»; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 47:10, «Мишна Брура», 22-24).
И даже дневной сон на своей кровати (шнат кева), по мнению ряда законоучителей, не является перерывом, и после него не благословляют еще раз (см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 47:11). Но, по мнению других законоучителей, в том числе Виленского Гаона и р. А. Данцига, после крепкого дневного сна следует благословить вновь, – и в кодексе «Мишна Брура» указано, что разрешено положиться на это мнение (см. «Мишна Брура», 47:25; «Тфила ке-илхата», 9:45/108/). Однако так поступать не принято («Ишей Исраэль», 6:25/65/ от имени р. Х. Каневского; «Сиах Тфила», 2:7:11-12). И даже если человек лег спать днем и его сон затянулся до начала ночи, не благословляют – но все же в таком случае хорошо прочесть благословение перед чтением «Шма» в вечерней молитве אַהֲבַת עוֹלָם («Любовью вечной») с таким намерением, чтобы оно было засчитано и в качестве благословения на изучение Торы («Алихот Шломо», 6; «Двар Алаха», 3). А когда он крепко спал днем, но затем бодрствовал в течение целой ночи, то, согласно всем мнениям, ему нужно благословить на изучение Торы утром («Мишна Брура», 47:28; «Тфила ке-илхата», 9:45/108/).
А если он проснулся ночью, чтобы изучать Тору, и благословил, а затем, по окончании занятий, вновь уснул, утром он не должен благословлять еще раз – ведь обычно человек имеет в виду, что его благословение на Тору распространяется на все время вплоть до следующей ночи. Однако тем последователям Виленского Гаона, которые, в соответствии с его мнением, благословляют даже после дневного сна, в этом случае тем более необходимо повторно благословить («Мишна Брура», 47:29; «Тфила ке-илхата» 9:47).
(7) Если человек учится молча
В кодексе «Шулхан Арух» сказано, что «размышляющий на темы Торы не обязан (перед этим) благословлять» («Орах Хаим», 47:4).
Маараль из Праги поясняет, что, как правило, благословляют лишь перед выполнением такой предписывающей заповеди, которая связана с каким-либо действием. И поскольку благословение אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ («Который освятил») является благословением на выполнение заповеди, оно завершается словами לַעֲסוֹק בְּדִבְרֵי תוֹרָה («заниматься речениями Торы») – не просто «изучать Тору» (ללמוד תורה), но действенно «заниматься», произнося изучаемые речения, так как в этом отношении речь (дибур) приравнивается к «действию» (маасе) (см. предисловие Маараля к его книге «Тиферет Исраэль»).
Но Виленский Гаон указывает на то, что заповедь изучения Торы включает в себя и размышления на тему Торы, как написано: «И размышляй (וְהָגִיתָ – ве-агита) о ней днями и ночами» (Йеошуа, 1:8), ведь понятие הָגִיתָ включает в себя и молчаливое размышление, подобно сказанному: «помыслы моего сердца» (הֶגְיוֹן לִבִּי; Теилим, 19:15) – а поскольку размышление также является выполнением этой заповеди, то, возможно, и перед размышлением нужно благословлять («Беур Агро», «Орах Хаим», 47:4).
Но на это возражает р. А. Данциг в приложении к данной книге, которое называется «Нишмат Адам» (и это один из тех достаточно редких случаев, когда он оспаривает мнение своего великого наставника). Как и Маараль из Праги, р. А. Данциг считает, что сам текст благословения доказывает: благословляют именно на «занятия Торой» и на «речения Торы». И основной формой выполнения этой заповеди, безусловно, является именно речь, как написано: «и обучай им (т.е. словам Торы) сынов своих» (Дварим, 6:7) – обучай вслух. К тому же, по мнению р. Данцига, слово הֶגְיוֹן подразумевает «размышление» или «помыслы» только в том случае, когда сочетается со словом לב (сердце). Например, в уже упомянутом стихе псалма: הֶגְיוֹן לִבִּי («помыслы моего сердца»). Но отдельно, без слова לב, оно подразумевает «речь», как написано: «Истину произнесет (יֶהְגֶּה) мое небо» (Мишлей, 8:7), ведь слово חִכִּי («мое небо») может относиться только к речи, но не к размышлению («Нишмат Адам», 9:4).
И все же составитель кодекса «Мишна Брура» подробно приводит только мнение Виленского Гаона и лишь вскользь упоминает о том, что р. А. Данциг «хотел бы его оспорить» («Мишна Брура», 47:7, «Беур Алаха»). Во всяком случае, выясняющему по книге тот или иной закон – и даже без углубленного изучения – необходимо предварительно благословить, ведь читающий, так же как и пишущий, часто проговаривает то, что читает, и слова могут невольно вырваться из его уст («Мишна Брура», 47:6; «Тфила ке-илхата» 9:34/86/). И согласно всем мнениям, до благословения на Тору разрешено выполнять заповеди, несмотря на то, что в этот момент человек размышляет о законах их выполнения («Мишна Брура», 47:7).
Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».