Правило 5
Это правило разъясняет запрет принятия рехилута и слушания его во всех его деталях; и если оступился в нем, то как это исправить. В данном правиле семь пунктов.
(1) Так же, как Тора запрещает принимать злоязычие, она запрещает принимать ирехилут, поскольку он тоже является злоязычием. Это означает, что когда человеку говорят, что «такой-то сделал тебе или говорил о тебе то-то и то-то», он не должен верить, что рассказ этот – истина. Принимающий нарушает запретительную заповедь (Шмот, 23:1): «Не внимай пустому слуху» – помимо других сопутствующих этому запретов и повелений, как объяснялось выше во Введении, см. там. Сказали наши мудрецы (Арахин, 15б; Танхума, гл. Мецора, 2): «Злоязычие убивает троих: говорящего, принимающего и того, о ком говорили» (как это известно из истории с Доэгом, который лишился удела в будущем мире из-за рехилута, и были убиты жители Нова, городакоаним, о которых был сказан рехилут, а впоследствии был убит Шауль – из-за того, что принял рехилут). Грех принимающего рехилут больше, чем грех говорящего. Сказали наши мудрецы, что каждый говорящий или принимающий злоязычие заслуживает, чтобы его бросили собакам (Псахим, 118а), как сказано (Шмот, 23:1): «Не внимай пустому слуху», а прямо перед этим сказано (там, 22:30): «Собакам бросайте его».
(2) Хотя даже на одно только слушание рехилута тоже есть строгий запрет, как и на слушание злоязычия, как объяснялось в 1-й части книги (правило 6 п. 2), так же если во время слушания человек еще не решил, верить этому или нет, – все же запрет принятия на веру более строг, чем слушание. Причина в том, что при слушании, если человек из начала рассказа понимает, что это может касаться его собственных дел в будущем, если рассказ правдив (например, он видит, что рассказывающий хочет сообщить ему, каким образом такой-то хочет причинить ему ущерб, телесный или имущественный) ясно, что ему изначально разрешается слушать, чтобы узнать, каким образом следует ему остерегаться того человека и ограждать себя от него. Но полностью принимать услышанное на веру нельзя никоим образом. Ведь, согласно запрету Торы, разрешается лишь просто опасаться, чтобы уберечь себя, как мы говорили выше, – подобно тому, что говорилось выше о злоязычии (законы злоязычия, правило 6): как следует вести себя в том, что касается слушания, чтобы быть чистым перед Небесами.
(3) Если человек видит у ближнего своего явные признаки того, что он намеревается причинить ему вред, телесный или имущественный, – тогда, даже если и не слышал о чем-нибудь, что указывало бы на это, ни от одного человека, он имеет право расспрашивать людей, чтобы выяснить, есть ли у того ближнего такие-то и такие-то замыслы против него, чтобы знать, каким образом надлежит ему остерегаться. И он не должен опасаться, что из-за этих расспросов будут говорить дурно о том ближнем.
(4) Знай также, что указания, которые мы давали выше, в 1-й части книги в правиле 6, относительно выслушивания злоязычия с целью иметь возможность остеречься, остаются в силе относительно рехилута. Поэтому человек должен чрезвычайно остерегаться, услышав, что кто-то говорил о нем, или сделал ему так-то и так-то, или хочет сделать ему так-то и так-то, – чтобы не принять услышанное на веру и вместо этого просто опасаться, то есть остерегаться. И не принимать этого даже в виде сомнения, ибо любой человек остается в статусе кашерного – достойного и порядочного еврея [пока не будет определенно доказано обратное], – и, соответственно, услышавший должен думать, что он не причинял ему никакого зла и не осуждал его. И потому ничего нельзя ему делать, или причинять какой-либо ущерб или стыд из-за услышанного, ни большой, ни малый, или даже только лишь невзлюбить его в своем сердце; и запрет этот – из Торы. И тем более нельзя освобождать себя в этой ситуации от обязанностей, которые есть по отношению к тому человеку. И должен делать ему добро – совершать все виды добрых дел, к которым обязывает Тора по отношению ко всем людям в Израиле, поскольку тот человек ни в чем не стал хуже в глазах наших из-за услышанного о нем. И наши законоучители пишут, что подозрительность в отношении него ограничивается тем, чтобы остерегаться его на будущее, чтобы не потерпеть от него ущерб; а подозревать его сверх этого – запрещено совершенно.
(5) Из этого ты видишь, сколь дурно поступают многие люди, привыкшие выспрашивать у людей, что говорил о них такой-то и такой-то, даже если они знают, что знание об этом не будет иметь для них никакого значения в будущем; а если им не хотят открывать, – начинают убеждать и упрашивать, пока им не откроют, что же о них говорили, и, в частности, плохого. А услышав – принимают это за чистую правду и начинают ненавидеть говорившего о них полной ненавистью. И не хватит у нас ни чернил, ни бумаги, если мы теперь возьмемся описывать, сколь велика порча от всего этого, и перечислять запретительные и повелительные заповеди, привычно нарушаемые людьми, у которых такое поведение стало частью их природы. См. выше, во Введении, – и поймешь сказанное нами о том, что, действительно, запрет принятия злоязычия и рехилута существует даже тогда, когда кто-то сам рассказал человеку нечто касающееся его дел в будущем, и Тора повелевает не верить этому, а только остерегаться; а если не касается его дел в будущем, то Тора запрещает даже и слушать, как говорилось в п. 2. И тем более она запрещает упрашивать, чтобы рассказали, пока не уступят уговорам и дойдут таким путем до нарушения запрета на рехилут, а слушающий – запрета на принятие его; в этом случае уговаривавший грешит сам и вовлекает в грех ближнего. И потому человек должен очень отдаляться от подобного рода расспросов, исключая случай, когда ему ясно, что рассказываемое касается его дел в будущем, и ему нужно знать, каким образом остерегаться человека, о котором ему рассказывают.
(6) Знай также, что есть еще одна составляющая в запрете на рехилут, как я сейчас объясню. Даже если человеку ясно, что то, что рассказали ему, будто такой-то говорил о нем или сделал что-то против его желания, – правда, но при этом есть возможность истолковать все по-хорошему, в оправдание того говорившего или сделавшего, а именно: что у него не было дурного намерения, и, судя по обстоятельствам дела, слушающему более не будет причинено ничего дурного или несправедливого. И, как известно, по закону следует судить о ближнем в благоприятную для него сторону, – тогда, если слушающий не захочет судить о нем таким образом, он естественным образом воспримет сделанное ближним как дурное, несправедливое и озлобится на него в сердце своем. И в силу этого он называется «принимающим рехилут». (См. далее, правило 6, в примечании к п. 3, два примера принятия рехилута как следствие отказа судить ближнего в благоприятную сторону).
(7) Если человек уже нарушил запрет принятия рехилута, то исправление будет в том, чтобы приложить усилие и искоренить услышанное из сердца, перестав верить ему. И даже если тяжело человеку думать, что все услышанное им – плод фантазии рассказчика, пусть подумает так: быть может, он добавил что-то, или упустил какую-то деталь или какие-то слова, пересказывая то, что сказал о нем такой-то, или пересказывал это с таким выражением и интонациями, которые превратили хорошее в плохое. И должен взять обязательство на будущее: не принимать больше злоязычие ирехилут на человека из народа Израиля, и исповедаться в грехе. И тем будет исправлено нарушение запрета, – если только еще не рассказал ничего запретного другим людям.
Перевод – рав П. Перлов