Правило 2
Это правило разъясняет закон «перед тремя» в отношении рехилута и другие детали; в нем 4 пункта.
(1) Запрещается рассказывать рехилут даже одному, и тем более – многим людям.
(2) Даже авак [пыль] рехилута (это понятие мы будем разъяснять ниже, в правиле 8 [вкратце примеры оттуда: один рассказывает, как при нем спросили о таком-то, и ответ был: «Молчи! Не хочу говорить, что было и что будет» и т. п. – намек на плохое о том, о ком спрашивали; или когда один хвалит другого перед третьим так, что у того могут возникнуть недобрые чувства по отношению к восхваляемому и т. п.]) – точно так же запрещено рассказывать каким бы то ни было образом. Даже если в рассказе, в котором один человек передает другому то, что сказал о нем третий, есть две стороны, и, передавая, он дает понять, что третий говорил в осуждение, – нет сомнения, что запрещено рассказывать такое любым образом. Даже если рассказывает это так, что понятно, что сам он склоняется к благоприятной интерпретации, согласно которой первый рассказчик не намеревался осуждать, – тем не менее, если рассказчик знает характер слушателя, знает, что он всегда плохо думает о других, и что бы ему ни делали и что бы ни говорили о нем, видит в этом злой умысел против себя (как пишет Рабейну Йона в «Шаарей Тшува», 231), или если есть между первым рассказчиком и слушателем какая-то неприязнь еще с прежних времен, и этому человеку нужен лишь очередной повод, чтобы прибавить ненависти к ближнему, – в таком случае запрещено рассказывать.
(3) Есть законоучители, утверждающие, что если человек говорил в осуждение ближнего перед тремя, то если потом кто-то расскажет обсуждаемому, что такой-то говорил о нем то-то и то-то, – пересказ осуждаемому уже не будет подпадать под определениерехилут, так как это все равно должно было дойти до него через знакомых и приятелей. Тора не запретила этого как рехилут, если только будут соблюдены условия, приведенные выше, в законах злоязычия, правило 2, п. 4 и далее. Но не следует полагаться на это мнение на практике, поскольку Мааршаль (раби Шломо Лурия) в комментарии к «Сефер Мицвот а-Гадоль» пишет, что многие из мудрецов-ришоним(Рамбам, «Сефер Мицвот а-Гадоль», Тосафот) оспаривают его и запрещают рассказывать любым образом, даже другому человеку, если намерение его – разглашать это дело, и тем более – рассказывать самому обсуждаемому.
(4) Соответственно этому, если один из компаньонов хотел выйти из участия в совместном предприятии, желая войти в дело с другими людьми, но это ему не удалось (то же самое – жених, желавший отказаться от шидуха – договоренности о браке), то нельзя открывать этого намерения компаньону, которого тот хотел оставить, даже если уже рассказывалось об этом деле перед тремя или более, как мы писали в п. 3. Ибо это оставит недобрые чувства в сердце компаньона, от которого тот хотел уйти, – подобно сказанному об Ифтахе (Шофтим, 11:7): «И сказал Ифтах старейшинам Гилада: ведь вы возненавидели меня и выгнали меня из дома отца моего; почему же теперь вы приходите ко мне, когда вы в беде?», – чтобы не расстроилось по этой причине их соучастие, и чтобы не причинять компаньону, которого хотел оставить, душевной боли, как пишет Рамбам (Илхот Деот, 7:5): «И если рассказывает ближнему вещи, причиняющие… вред ближнему – телу его, или имуществу, или причиняющие страдание, или пугающие, – это злоязычие».
Перевод – рав П. Перлов