Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 37 — Правило 3-4 — Запрет рассказывать другому

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1990

Правило 3

Это правило разъясняет, что рехилут запрещен как в присутствии обсуждаемого, так и в его отсутствие; в этом правиле 4 пункта.

(1) Запрещается рассказывать рехилут какому-либо человеку [то есть передавать ему, что такой-то говорил о тебе или делал тебе то-то и то-то], даже если это чистая правда без всякой примеси лжи, – даже в отсутствие обсуждаемого, и даже когда рассказывающий уверен, что рассказывал бы то же самое и в его присутствии. Все это запрещено и называется рехилут. И тем более – если рассказчик осмеливается говорить, обращаясь прямо к тому, кого он осуждает: «Ты говорил о нем, или сделал ему так и так». Грех в этом случае гораздо тяжелее. Во-первых, потому, что этим он поселяет сильнейшую ненависть в сердце того, кому рассказывает, поскольку тот теперь примет рассказ за чистую истину; ведь он непременно подумает так: если бы это не было чистой правдой, рассказчик не осмелился бы сказать ему такое прямо в лицо. А во-вторых, посредством этого рехилута рассказчик приводит самого себя и двоих остальных к нарушению нескольких запретительных и повелевающих заповедей Торы, как я подробно разъяснил это во Введении (Запреты, п. 14, Примечание автора), см. там.

(2) Если Реувен говорил о Шимоне при Леви, а Леви пошел и рассказал об этом Шимону, то Шимону запрещено сказать после того Реувену: как же ты говорил такое обо мне при Леви? Ибо таким образом он тоже преступает запрет рехилут – в отношении Леви. Шимону запрещено рассказывать это, даже если он не упомянет открыто имя Леви, а скажет просто: «Я слышал, что ты говорил обо мне то-то и то-то», если из этих его слов Реувен поймет, от кого это стало известно Шимону. И из-за многих наших грехов многие оступаются в этом.

(3) Знай также, что грех рехилут совершают даже тогда, когда рассказывают человеку, которого это дело прямо не касается, например, если рассказчик говорит товарищу: «Я слышал, что Реувен говорил то-то и то-то о Шимоне». Такие разговоры передаются от одного к другому [и доходят до Шимона] – и становятся причиной раздора между Реувеном и тем, о ком он говорил.

[Примечание автора. Нужно остерегаться такого рода разговоров, даже если рассказчик предупреждает слушателя, чтобы он не открывал это никому другому, и точно знает, что тот исполнит его просьбу. Ведь в большинстве случаев в ходе рассказа слушатель услышит что-то дурное о Реувене или Шимоне, – и потому такой рассказ является злоязычием.]

И тем более запрещено рассказывать человеку то, что говорил такой-то о его детях и родственниках, ведь это огорчает человека [и вызывает неприязнь к говорившему о нем плохое]. Такой рассказ тоже называется рехилут.

(4) Но если намерением рассказчика было то, чтобы слушатель упрекнул Реувена за то, что он злословил на Шимона, – относительно этого случая см. выше, ч. 1, правило 10, п. 6. [Там говорится о разрешении рассказывать с целью спасти жертву злословия от страданий и позора, а также ради исправления грешника, – при выполнении ряда условий].

Правило 4

Это правило разъясняет закон о рехилуте в случае, когда суть дела известна слушателю и без его рассказа, и каким образом исправляется этот грех; в данном правиле три пункта.

(1) Запрет на рехилут остается в силе, даже если рассказ не открывает слушателю ничего нового, поскольку тот и так знает, что такой-то человек говорил о нем то-то и то-то или причинил ему то-то и то-то, но только слушатель не задумывался о причиненном ему зле, а рассказавший рехилут побудил его увидеть это. (Например, после того, как Реувен проиграл дело в суде, ему встретился Шимон и спросил: ну, что там с твоим делом? Реувен отвечает, что было так и так, и он проиграл, а Шимон говорит ему на это: судьи плохо судили и т. п.). Даже в этом случае [когда Шимон не сообщает ничего нового] слова рассказчика – рехилут, поскольку из-за них возникла новая ситуация, что приводит к пробуждению ненависти в сердце слушателя к тому, кто сделал ему зло.

(2) Если Реувен говорил плохое о Шимоне перед двумя слушателями, и один из них нарушил запрет рехилут и открыл это Шимону, то второй все равно должен остерегаться и не рассказывать Шимону. И уж тем более, если он начнет объяснять детали и мотивы происшедшего, – это будет рехилут, и это запрещено рассказывать. Нет нужды говорить о запрете, когда он видит, что Шимон все еще сомневается в верности услышанного (например, спрашивает его: «Правда ли то, о чем мне рассказал твой товарищ, – что Реувен говорил вам обо мне плохое»), – но даже и без этого не следует рассказывать, поскольку этим он усилит у Шимона ненависть к Реувену. Ведь услышанное от обоих будет воспринято в большей степени, чем услышанное лишь от одного. А иногда именно рассказ второго приводит к ссоре, которую рехилутпробуждает к жизни заново.

(3) Если человек совершил в отношении ближнего грех рехилут и желает исправить его, это невозможно, пока не попросит прощения и не умиротворит его. И он также должен совершить тшуву по отношению к Всевышнему – по поводу того, что нарушил запретительную заповедь (Ваикра, 19:16): «Не ходи как рахиль в народе твоем». Все детали закона, относящиеся к этому, такие же, как при тшуве после греха злоязычия (описанные выше, см. ч. 1, правило 4, п. 12).

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=18131