Рав Гершон Эдельштейн ушел от нас в Высшую ешиву в процессе подготовки к следующему уроку, которые он продолжал давать в больнице. Невозможно оценить все величие нашего учителя, которое он обрел почти 100 годами труда над Торой и над исправлением самого себя, тем самым став великим распространителем Торы и мусара нашего поколения. Все это он взял с собой, а для нас это тяжелейшая утрата. Попытаемся разобраться в этом.
Объясняют мудрецы в трактате Йома: праотец Авраам был старцем – мудрецом, сидевшим в ешиве, как сказано: «А Авраам закен» [объясняется в трактате Кидушин, что закен (старец) означает: зе кана хохма — приобретший мудрость]. Праотец Ицхак был старцем – мудрецом, сидевшим в ешиве, как сказано: «И вот, состарился Ицхак». Праотец Яаков был старцем – мудрецом, сидевшим в ешиве, как сказано: «И глаза Исраэля ослабли от старости». Говорит там далее рав Хама, сын раби Ханины, что со времен наших праотцов не исчезала ешива. Евреи были в Египте, – и у них была ешива, как сказано: «Иди и собери старцев – мудрецов Израиля». Были в пустыне – ешива с ними, как сказано: “Соберу себе семьдесят человек из старцев – мудрецов Израиля” (Йома, 56б).
Понятие «закен» включает в себя сочетание трёх видов мудрости. Это мудрость, полученная от учителей, мудрость, полученная от товарищей по учёбе и мудрость, обретаемая преподаванием ученикам. От учителей человек, изучающий Тору, получает знания, учится глубоко проникать в слова Торы, получает традиционную методику понимания Талмуда. Эту методику он оттачивает в ходе совместной учёбы со своими товарищами, поскольку критический взгляд со стороны добавляет много мудрости. Когда же в ходе преподавания Торы ученики задают серьёзные и правильные вопросы, это помогает учителю более глубоко разобраться в преподаваемом им материале. И чтобы донести это ученикам, он получает от Всевышнего дополнительную мудрость.
Есть ещё один фактор, оказывающий большое влияние на формирование типа личности, который мудрецы Талмуда называли словом «закен». Это присутствие Шехины в доме учения, которое не одинаково в разных местах. Оно определяется уровнем святости места, который зависит от духовного уровня тех, кто там учится и молится. Мой учитель рав Хаим Камил говорил, что уровень понимания Торы, которого можно достигнуть в разных Домах учения, неодинаков, и зависит в первую очередь от уровня учеников.
Рав Гершон Эдельштейн получил свою Тору от отца, рава Цви Йеуды Эдельштейна, который был раввином в России в самые страшные годы разгула террора государства и Евсекции ВКП (б) против религиозного еврейства. Именно необходимость сопротивления этому террору пробудила у родителей рава Гершона великие силы, необходимые для того, чтобы дети в этих условиях выросли хорошими евреями, знающими Тору. Мать рава Эдельштейна добыла поддельные свидетельства о рождении для своих сыновей (по ним они был младше на три года). Это позволило не отдать их в советскую «еврейскую» школу, находившуюся под контролем Евсекции, боровшейся с любыми проявлениями еврейской религии в СССР. Таким образом, рав Гершон и его младший брат, рав Яаков Эдельштейн, учились у своего великого отца. Им удалось чудом выбраться из СССР в Землю Израиля на корабле. Во время этого двухнедельного путешествия рав Цви Йеуда Эдельштейн не прерывал обучение сыновей Торе. Они изучали трактат Бава Кама. Домашнее обучение Торе было продолжено без перерыва и в Рамат а-Шарон (тогда – сельскохозяйственном посёлке), где они поселились. Рав Гершон позднее говорил, что самоотверженная забота его родителей об учёбе своих детей помогла ему осознать важность изучения Торы.
Затем рав Гершон продолжил учебу в ешиве Ломжа в Петах Тикве. Среди учеников этой ешивы были рав Хаим Каневский, рав Моше Соловейчик и другие великие раввины. После этого он вернулся к домашнему обучению с братом и великим отцом, а в возрасте 20 лет поступил в только что открывшуюся ешиву Поневеж, созданную равом Шмуэлем Розовским и равом Йосефом Шломо Каанеманом из Поневежа. Они стали его учителями, передавшими ему Тору, наряду с равом Шахом и равом Довидом Поварским. У каждого из них был свой индивидуальный подход к изучению Торы. И в этой атмосфере формировался мудрецом Торы рав Гершон. После нескольких лет учебы в ешиве Поневеж рав Эдельштейн в возрасте 25 лет стал её преподавателем и оставался им более 75 лет. Рав Гершон был очень близок к Хазон Ишу, который позаботился о подобающем ему шидухе. В течение 80 лет рав Гершон Эдельштейн буквально не выходил из ешивы Поневеж. И то, что именно эта ешива стала самым великим местом воспитания мудрецов Торы – это и его огромная заслуга.
Рав Эдельштейн получил Тору от великих мудрецов Торы предыдущих поколений, а совместное изучение её с великими людьми, а также более 75 лет её преподавания в самом серьёзном бейт мидраше в Земле Израиля подняло его на величайший уровень, и он стал тем, кто передал Тору от предыдущих поколений – нашему. До своего последнего дня он сохранял ясность мысли, и был высшим авторитетом, несущим даат Тора – мнение Торы по всем проблемам нашего поколения. Нам ещё предстоит осознать, кого и что мы потеряли в его лице. Это был «старец, сидящий в ешиве» в том смысле этих слов, который вкладывали в них наши мудрецы. Через таких людей Тора влияет на всё их поколение, даже без непосредственного личного контакта с ними. Неотъемлемым атрибутом этого статуса рава Гершона была абсолютная невозможность для него сделать что либо, что может обидеть человека. А это было непросто, тем более что зачастую силы зла пытаются посеять всевозможные разногласия и раздоры, особенно в местах наиболее глубокого изучения Торы. Уравновешенность, спокойствие и величайшее умение думать о других хорошо сочетались с твердостью и непримиримостью в противостоянии попыткам изменить основы Торы и воспитания.
Последние годы великие мудрецы Торы и главы поколения уходят от нас один за другим, и мы стали к этому как бы привыкать. Однако это всё не так просто. 37 лет назад от нас ушел великий рав Моше Файнштейн. Он был раввином городка Любань в советской Белоруссии, затем эмигрировал в США. На похоронах рава Файнштейна, которые проходили в Иерусалиме, рав Шах сказал, что не растёт в народе Израиля мудрец уровня рава Моше Файнштейна. Рав Шах с тревогой наблюдал за измельчанием поколения. Рав Файнштейн повторил шас «всего лишь» 202 раза. Каждый шаббат он проучивал полностью трактаты Шаббат и Эрувин. 700 раз он повторил «Шулхан Арух». Кроме того, рав Файнштейн обладал удивительными душевными качествами.
Сказано у пророка Йешаяу: «И сказал Г-сподь: «Из-за того, что подошел народ этот, ртом своим и губами своими почитает он Меня, а сердце свое отдалил он от Меня, и стала боязнь их Меня заповедью людей выученной. Поэтому Я тот, кто продолжит изумлять народ этот изумлением великим [тяжким ударом], и утеряна будет мудрость мудрецов его, и понимание понимающих его скроется» (Йешаяу, 29:13-14)». Объясняет Раши, что уход мудрецов Израиля в два раза тяжелее для нас, чем разрушение Храма и все проклятия главы Ки Таво (Раши там). Я объясняю сказанное Йешаяу и Раши следующим образом. Потеря мудрости мудрецов происходит тогда, когда следующее за ними поколение не обретает, не наследует эту мудрость, не выдвигает из своей среды тех, кто может стать достойной заменой уходящим мудрецам.
Что же можем сделать мы с вами в этой тяжёлой ситуации? Нам необходимо учиться у уходящих мудрецов Торы исправлению наших душевных качеств. Это именно то, что делает человека сосудом, достойным получения Торы. Кроме того, очень важен труд над Торой и осознание её важности. Мы должны учить Тору сами и нести её другим. Причём делать это необходимо на высоком уровне. Однако мы должны понимать, что не всегда можем сами стать большими мудрецами Торы. Но при этом в наших силах проявить максимальную заботу об обучении Торе наших детей. Даже если мы не можем стать для них примером в уровне понимания Торы, мы можем и должны показывать им пример в желании приложить для этого максимальные усилия. Независимо от того, учимся мы весь день, или ещё и работаем, наши дети должны видеть у нас именно истинное желание заниматься Торой. Важна также совместная учёба с нашим детьми. Так они могут воспринять важность изучения Торы, в том числе у родителей, не ставших великими в ней. Даже если мы не можем возместить собой утрату великих мудрецов Торы, нужно воспитывать наших детей так, чтобы они захотели ими стать.
Кроме того, очень важна для нас материальная поддержка изучающих Тору, в особенности тех, кто изучает её на серьёзном уровне.
Это – первые уроки, которые необходимо извлечь из ухода рава Гершона Эдельштейна, благословенна память праведника.
Подготовил: рав Цви Маламуд