Для того, чтобы хоть немного понять смысл воскурения кторет и чтения отрывков, связанных с кторет, приведём (с некоторыми сокращениями и пояснениями) сказанное об этом равом Хаимом Виталем от имени Аризаля.
Учения Б-жественного Рава Ицхака Лурия Ашкенази, записанные его учеником Раби Хаимом Виталем (из книги Шаар а-Каванот):
Вот одно исправление, которое следует держать в мыслях при произнесении одиннадцати ингредиентов воскурения. Десять ингредиентов — это десять искр святости, которые опустились вниз, в среду сил зла (клипа), чтобы дать им жизненную силу. [Как объясняет Рамхаль в книге «Даат твунот», ничто в творении не может существовать без постоянного поддержания жизненной силой, исходящей от Всевышнего.]
А одиннадцатый дополнительный ингредиент — это свет, обволакивающий первые десять (אור מקיף). И исправление заключается в том, чтобы намеревался удалить их оттуда — и тогда силы зла (клипот) останутся мертвыми и безжизненными. А второе исправление — это привести людей к возвращению (тшува), ибо тем самым силы зла (клипот) будут покорены.
И ещё одну вещь сказал мне мой учитель, благословенной памяти [в связи с одиннадцатью ингредиентами воскурения, которое приносилось в Храме], для времени мора, не о нас будет сказано.
И вот в чём смысл этого… [В душах людей есть примеси зла, и они] превращаются в яд и в эликсир смерти, которые убивают людей во время мора. И это скрытый смысл стиха (Дварим 28:21): «прилепит Г-сподь к тебе мор (הַדָּבֶר)». Дело в том, что эти силы зла (клипот), которые остались в человеке… разят и ранят человека во время мора. А после того, как поразили его, не оставляют его, а прикрепляются к нему навсегда, и окружают его со всех сторон, в радиусе нескольких локтей.
Более того, они присутствуют в том районе, в котором находится пораженный ими, или даже остаются в одежде, которую он одевал. И требуется отдалиться от него. А всякий, кто идёт туда, заражается этими злыми силами и может пострадать. [Эти силы зла проявляются в материальном мире как микробы, вирусы и т.п. — от редакции]
И по этой причине, в связи со всеми остальными болезнями и несчастьями, которые перечисляются в главе Ки Таво, слово «прилепиться» не упоминается. [Оно появляется] только в связи с чумой [и подобными эпидемиями] и с мором — из-за того, что при других заболеваниях, эта сила зла (клипа) не пристаёт к пострадавшему. Не так при чуме и при море, … когда силы зла (клипа) пристают к самому больному и к его одежде, к его окружению и к его вещам.
И мы уже сказали, в связи со сжиганием воскурения, что его одиннадцать ингредиентов … соответствуют одиннадцати светам святости, которые оживляют силы зла (клипот). Когда эти светы поднимаются вверх, они отделяются от сил зла (клипот), и тогда эти силы зла лишаются жизненной силы и умирают, и перестают вредить.
И это тайна того, что упомянуто в книге «Зоар» (раздел «Мидраш а-неелам», гл. Ваера), что во время мора хорошо произносить отрывок, связанный с составлением смеси для воскурения (פטום הקטורת).
И также можно обнаружить, что при восстании общества Кораха, мор остановился благодаря тому, что Аарон сжёг воскурения (см. Бамидбар 17:12-13).
Поэтому очень хорошо во время мора, не о нас будет сказано, при произнесении отрывка, описывающего составление смеси для воскурения в утренней молитве шахарит и послеполуденной молитве минха, подразумевать то, что написано выше.
Также, когда человек встаёт после полуночи, чтобы заниматься изучением Торы, после произнесения тиккун хацот, как объясняется в соответствующем месте, после этого следует произнести отрывок составления смеси для воскурения с этими же намерениями — ибо после полуночи покоряется власть сил зла (клипот).
[Необязательно произносить этот отрывок именно после тиккун хацот. Его можно читать также после, например, произнесения Теилим.]
А особенно, если десять Б-гобоязненных людей соберутся вместе [если это не опасно! – примеч. редакции], и вместе прочитают отрывок составления смеси для воскурения (פטום הקטורת), с вышеупомянутыми намерениями, это произведёт большой эффект свыше — если это будет после полуночи, как сказано.
***
Мы привели слова Аризаля с сокращениями, по мере нашего ограниченного понимания тайн Торы. Тем не менее, мы постарались хоть в какой-то степени помочь выполнить слова книги «Зоар», подчеркивающие, насколько важно вдуматься в смысл воскурений.
Основной смысл произнесения отрывка кторет — лишить силы зла ’питания’ свыше.
Однако, ни в коем случае не следует упускать из виду то, что Аризаль упоминает ещё один элемент исправления: привести людей, и в первую очередь — самого себя, к тшуве (возвращению к Творцу). Смысл этого абсолютно ясен: наши грехи постоянно добавляют злу жизненную силу. Тшува — раскаяние, исправление своих поступков, искупление грехов — перекрывает источник, питающий силы зла. Именно поэтому и книга «Зоар», и Аризаль упоминают тшуву вместе с произнесением отрывка кторет.
Безусловно, чрезвычайно важно сейчас не пробуждать Меру Суда нашими грехами, как мы подробно писали ранее.